«Программа деятельности школьного музея Боевой Славы «Пулковский рубеж»».


ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 353 Московского района города Санкт-Петербурга






Методический материал:

«Программа деятельности
школьного музея Боевой Славы
«Пулковский рубеж» ».












Автор: Мастеница Инна Константиновна,
учитель истории города высшей категории,
заведующая школьным музеем ГБОУ СОШ
№353 Московского р-на г.Санкт-Петербурга
«Пулковский рубеж»















2013 г.
Пояснительная записка.
Воспитание обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из основополагающих задач развития личности. Выполнению этой задачи способствует программа деятельности школьного музея. Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего края. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном крае, городе, школе.
Таким образом, музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся ГБОУ СОШ №353.
Область применения методического материала: программа деятельности музея является методическим обеспечением поисково-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ № 353, мощным воспитательно-образовательным ресурсом, используемым в образовательных целях, и решающим задачи патриотического воспитания подрастающего поколения.
Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 4 по 10 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного города и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного города, школы.
Цель реализации программы:
воспитание гражданско-патриотических качеств личности на основе организации краеведческой поисковой деятельности, направленной на познание истории своего народа, истории родного города, подвиги людей во время Великой Отечественной войны в тылу и на фронте, блокада г.Ленинграда, Пулковская обсерватория , Московский район.

Задачи реализации программы:

интеграция основного и дополнительного образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития;
создание максимальных условий для освоения учащимися истории Великой Отечественной войны, истории страны и города;
создание нравственного и эмоционально благоприятной среды для формирования патриотического воспитания личности ребёнка;
активизация работы школьного самоуправления;
развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы;
Принципы построения программы.
- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;
- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;
- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;
- принцип системности;
- принцип самовыражения участников образовательного процесса.
Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах историко-краеведческой деятельности:
создание хроник, летописей, карт, истории села Большое Пулково, Пулковской Обсерватории ;
семейные летописи участников Великой Отечественной войны;
сбор материалов о ветеранах Великой Отечественной войны, узниках, тружениках тыла, Героях Великой Отечественной войны, писателях, учёных и т.д.;
формирование банка данных музея (в рукописном и электронном виде),
экскурсии,
презентации,
конференции,
викторины,
заседания актива музея «Пулковский рубеж»,
поисковая деятельность,
исследовательские работы,
доклады.
Методы работы школьного музея:
1. Словесные – беседы, рассказ, объяснение.
2. Наглядные – фото- и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.
3. Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.
4. Репродуктивный метод – повторение, закрепление, обобщение материала.
5. Эвристический метод – поисковые задания, составление анкет и т.д.
6. Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.
7. Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.
8. Практический метод – оформление краеведческого материала.


Ожидаемые результаты реализации программы:
Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи. Гордиться своим народом, городом, страной.
Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.
Внешний результат:
- работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;
- постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых материалов, разделов;
- развитие интереса у учащихся к поисково-краеведческим экспедициям.
- становление школьного музея, как базового методического центра.
Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте:
- выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
- Повышение интереса к деятельности школьного музея у жителей поселка и района.
- Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей.
- Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.
Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:
- беседы с учащимися,
- исследовательские работы,
- интервью,
- наблюдения,
- тестирования,
- индивидуальные занятия,
- доклады,
- анкетирования.
Обеспечение программы.
Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:
1. Аттестованный музей «Пулковский рубеж»
2. Заведующий музеем Боевой Славы «Пулковский рубеж»
3. Кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по УВР, ШМО классных руководителей, ШМО учителей- предметников.
4. Участие в районной организации «Тинейджер +»
5. Конференц-зал.
6. Компьютерный класс и выход в Интернет.
7. Копировальное оборудование.
8. Совет музея.
9. Школьная библиотека и библиотека музея.
10. Близкое расположение музеев в муниципальном округе.
11. Участие в поисковой работе отряда «Линия фронта»

























Содержание программы.

Перспективный план деятельности музея Боевой Славы
«Пулковский рубеж»
ГБОУ СОШ № 353 Московского района, г. Санкт-Петербурга
на 2013 - 2018 годы.

  Направле-ния
деятель-
ности Мероприятия Срок Форма подведения итогов Ожидаемые результаты
1. Фондовая работа. Сбор документов,
Работа с фондовыми материалами. 2013-2018 гг. Оформ-
ление фондовых докумен-
тов – книги учета основного и вспомога-
тельного фондов и др.
Овладение знаниями по данному вопросу.
2. Организация работы поискового отряда «Линия фронта» Организация работы участников поискового отряда на базе ГБОУ СОШ №353, для получения теоретических знаний учащимися
В начале
каждогоучебно-
го года План работы отряда Заинтересо-
ванность обучающихся в работе поискового отряда, вовлечение других ребят в эту работу.

2. Проведение теоретичес-
ких занятий. Дни учёбы актива музея, с целью изучения теоретических основ составления плана- описания объектов, правила работы с источниками и т.п. 2013-2018 гг. Положения по описанию объекта. Освоение теоретических знаний по данной проблеме.
3. Исследова-тельская работа Внеурочная и урочная деятельность по разделам экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, известных людей микрорайона, тружеников тыла, узников, и т.п. с целью накопления материала).
2013-2018 гг. Планшеты, альбомы, папки-раскладуш-ки, исследования,
презента-
ции,
стенды
и т.п. Расширение кругозора, умение общаться с людьми, брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции.
4. Просвети-
тельская работа. Проведение экскурсий, тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея.

Создание виртуального музея. 2013-2018 гг. Создание «копилки» музея. Включение детей в занятия кружка историко-краеведческого направления, формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности. Укрепление связи школы, музея с обществен -ностью, выпускниками школы, ветеранами ВОвойны, их родственниками, узниками и тружениками тыла


5.
Методичес-
кая работа.
Помощь учащимся, проявляющим интерес к работе музея и поисковой работе, краеведам-активистам, классным руководителям в организации и проведении мероприятий при выполнении заданий связанных с тематикой музея.
2013-2018 гг.
Отчёт о проделан-
ной работе
Постоянная связь с краеведами–активистами, сотрудниками Пулковской Обсерватории, Советом ветеранов микрорайона.
 
 
 
 
 
 
 

6.
Экспозици-
онная работа.
Сбор и оформление новых материалов по истории школы,
о знаменитых выпускниках школы.

2013-2018 гг.
Альбомы, стенды, презента-
ции, рефераты, исследовательские работы «Великая Отечественная война 1941-1945гг.», «История – села Большое Пулково».

Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление.

7.
Проведение конкурса краеведчес-
ких находок между 1-11 классами.
Организация конкурсной работы.

2013-2018 гг.
Пополне-
ние экспонатов музея.
Активизация работы классного самоуправле-
ния, воспитание гражданско-патриотичес-
ких качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа, истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг.


8.
Участие в районных, областных и других конкурсах, связанных с историко-краеведчес-
кой работой.
Организация конкурсной работы.
2013-2018 гг.
Пополне-
ние материа-
лов музея об истории края, школы,

земляков и др.
Воспитание гражданственно-патриотичес-
ких качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.























Этапы реализации программы.

I этап - 2013-2014 учебный год:
- сбор материала о героях Великой Отечественной войне –
(защита исследовательской работы о Пулковской Обсерватории в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.),
улицы города названные именами героев Великой Отечественной войны (участие в городской акции «Их именами названы улицы»;
создание документального фильма о Пулковских высотах;(с привлечением студента режессерского факультета)
- участие в краеведческих конкурсах, викторинах;
-создание электронной базы основного и вспомогательного фондов музея «Пулковский рубеж»
II этап - 2014-2015 учебный год:- сбор материала о сотрудниках Пулковской Обсерватории участвующих в боях за г. Ленинград;- участие в поисковом отряде «Линия фронта»(пополнение экспонатов);- создание виртуального музея;
награды в моем доме рассказывают – к 70-летию Победы;
III этап - 2015-2016 учебный год:- интервью с ветеранами Великой Отечественной войны;- гордость нашего дома (семьи), реликвии семьи;
- создание экспозиции «Семейные реликвии»

IV этап - 2016-2017 учебный год:- сбор материала о деятелях искусства – воевавших на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
(организация встреч с ветеранами, узниками, тружениками тыла);
- создание альбома «История Пулковской Обсерватории».

V этап - 2017-2018 учебный год:
- поиск новых экспонатов (организация и проведение поисковой экспедиций);
- история семей по фотографиям семейного альбома.
















План работы актива музея Боевой Славы

«Пулковский рубеж»

на 2013-2014 учебный год









































Планирование работы с активом
музея «Пулковский рубеж» на 2013-2014 учебный год.

Направления работы.
Содержание работы. Сроки осуществления плана.
1. Наши находки. Подведение итогов летней работы, связанных с поиском экспонатов в поисковом отряде «Линия фронта» сентябрь

Оформление собранных материалов. Сентябрь - октябрь
декабрь
Фондовая работа с найденным материалом. Сентябрь- октябрь
Сбор новых экспонатов. В течение учебного года.

2. Поисково – исследовательская работа.
( экспедиции ) Исследование по истории
Великой Отечественной войны, периода 1941-1944г.

Встречи с местными жителями, беседы о тяжелой жизни жителей блокадного Ленинграда и трудностях узников во время войны. Сентябрь – ноябрь.

Оформление полученных материалов.

Ноябрь –
декабрь
Участие в краеведческих играх района..

Декабрь
Подготовка и разработка исследовательских работ.

Декабрь- январь
3. Экскурсионная работа Участие в районном конкурсе «Юный экскурсовод».


Составление экскурсии
октябрь


Составление презентации по материалам экскурсии. ноябрь
Поиск материалов к ежегодноq районной конференции «Диалог поколений»

Проведение экскурсий по музею.
Репетиция экскурсий для новых членов музея. Октябрь – ноябрь.

ноябрь.
Сентябрь –
май
4. Работа по созданию материалов для виртуального музея. Систематизация имеющегося в музее материала, касающегося истории самого музея и его экспонатов. Ноябрь – декабрь.
Продолжение работы по сбору материала об истории создания Пулковской Обсерватории- поселка Пулково. Декабрь.

Подготовка материалов для презентации по воссозданию мест Пулковской Обсерватории в довоенный период. Январь- февраль.




5. Школа, в которой
я учусь. Поиск материалов, связанных с историей
353 средней школы.
Февраль-май.


Сбор материала о поисковой работе в школе. Февраль-март.

Беседа с одним из организаторов поисковой работы – Колодезниковым
(зам. Командира поискового отряда «Линия фронта» Апрель.



Оформление собранных материалов. Апрель-июнь.




Фондовая работа. Апрель-июнь.

Беседы и встречи с учителями – ветеранами. январь-май.

6. Судьбы
выпускников нашей
школы. Поиск материала о наших выпускниках. Апрель-июнь.

Беседы и встречи с бывшими выпускниками. Апрель-май.

Сбор материалов. Май-июнь.

Оформление собранного материала. Май-июнь.

Фондовая работа. Апрель-июнь.

7. «Памяти павших будем достойны». Проведение экскурсий, посвященных Великой Отечественной войне. Апрель-июнь.


Урок мужества на тему «История Блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». Февраль.
Знакомство с боевым путем тех, чьи личные вещи хранятся в музее «Пулковский рубеж». Март.
Сбор материала на данную тему.
Встречи с участникамибоевых действий в «горячих» точках нашей страны.
8. Наши планы. Планирование работы на учебный год. Сентябрь.


Подведение итогов работы за год. Май.

















Список литературы.
1. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
2. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
3. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
4. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
5. Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
6. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.
7. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
8. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54 от 26.05.96).