Статья Формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Формирование познавательной активности у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Е.А.Киптилая
Областной центр образования, г.Калуга

В данной работе рассматривается познавательная активность обучающихся с ОВЗ и ее влияние на учебный процесс в соответствии с новыми требованиями к образованию. Используя личный опыт при работе с данной категорией детей, приведены примеры заданий, влияющих на развитие познавательной активности младших школьников.
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер

На повышение качества и обученности в учебном процессе влияет много факторов. Одним из таких факторов является познавательная активность обучающихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Познавательная активность влияет не только на восприятие учебного материала в целом, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Поэтому начинать работу по формированию активности необходимо начинать уже на первых ступенях обучения.
Что же представляет собой познавательная активность?
Познавательная активность это черта личности, которая проявляется в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенка социального опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности, находящая проявление в познавательной деятельности.
Познавательная активность проявляется в направленности и устойчивости познавательных процессов, стремление к эффективному овладению знаниями. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Развитие познавательной активности ребенка в настоящее время весьма актуальна, т.к. она развивает детскую любознательность, пытливость ума, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно - деятельностный подход, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. А как же воспитать и развить качества личности, если не будет активности самой личности в данном направлении?!
Одной из важных проблем, которая встает перед педагогами, обучающие детей с ОВЗ как же сформировать эту активность у младших школьников с ОВЗ в условиях дистанционного обучения? Ведь это такие же дети и у них тоже необходимо развивать эту активность. Конечно, здесь необходимо учитывать много факторов это и индивидуальные особенности ребенка, степень и характер заболевания, и даже внешнее окружение ребенка.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Сегодня необходимо систематически использовать методы, направленные на развитие познавательной деятельности обучающихся. Те знания, которые учитель дает детям в готовом виде никак не направлены на развитие активности. Задания должны содержать творческий характер, требующие от учащихся поиска нового, ранее неизвестного им. Чем больше дети будут увлечены процессом поиска нового, тем активнее будет происходить мыслительная деятельность. Одним из важных факторов, влияющего на активность ребенка на уроке является поощрение. Это может выражаться в виде отметок (5,4) или оценок («молодец», «умница» и т. д.).
Как уже говорилось выше, все задания должны носить поисковый, исследовательский или творческий характер. Со своими обучающимися с ОВЗ я использую такие методы работы, как игровой метод (урок-путешествие по станциям, виртуальные экскурсии особенно актуальны для данной категории детей и т.д.); проектный и исследовательский методы (написание исследовательской работы, а затем ее защита на конференциях); проблемный метод (постановка проблемы и нахождение путей ее решения), поисковый метод (перед учеником формулируется тема, а он самостоятельно ставит цель и составляет алгоритм по ее реализации) и т. д.
Ниже приведены примеры заданий при работе над познавательной активностью в начальной школе.
На уроках математики использую логические задачи, ребусы, задачи-шутки, задачи на смекалку, геометрические задач, логическая цепочка, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей обучающегося.
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка. Напротив каждой кошки - 3 кошки. Сколько кошек в комнате?
Ведерко со снегом принесли в комнату в 5 ч. В 6 ч снег в ведре растаял и превратился в воду. За сколько времени растаял снег?
Ребусы:

На уроках окружающего мира использую:
«Интересные вопросы»:
- название какой птицы начинается и заканчивается одинаковой согласной и имеет всего одну гласную? (дрозд);
- кто поет крыльями, а слушает ногами? (кузнечик) и т. д.;
«Буквомикс» (из букв двух слов составить третье):
МАК+ЛАРЬ= ......(кальмар)
УЗЫ+МЕД = .......(медузы)
ОВОД+РОСЛИ=.......(водоросли)

На уроках русского языка использую следующие задания:
1. Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом – Зарубить на носу –
Чесать языком – Дать стрекоча –
Ломать голову –
2. Спрячь мягкий знак в середину слова: День – (деньки), пузырь – (пузырьки), огонь – (огоньки), окунь – (окуньки), зверь – (зверьки).
Таким образом, познавательная активность играет большую роль в дальнейшем становлении личности. И чем активнее будет ребенок, тем больше возможностей откроется перед ним в дальнейшей жизни, несмотря на ограниченные возможности. Главная роль в решении этой непростой задачи отводится учителю. Чем активнее будет учитель сам, тем активнее будут и его дети. И конечно же, используя занимательный материал на уроках, все же нельзя забывать, что главная наша цель «научить ребенка учиться», а познавательная активность, если она сформирована, поможет успешно достичь этой цели.

Литература
1. Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с.
2. Изучаем «Окружающий мир» с увлечением. Гайдина Л.И., Кочергина А.В.. 2007, - 224 с.
3. Сайт практического психолога// Режим доступа http://iemcko.ru/




Основной шрифт