Ориентиры действия и алгоритмические предписания при изучении технических приёмов игры в баскетбол.

Ориентиры действия и алгоритмические предписания при изучении технических приёмов игры в баскетбол.


Как показали исследования Запорожца А.В./1960/,организация надлежащей ориентировки в задании приводит к более быстрому и качественному формированию нового действия. Грубые ошибки исчезают, навыки становятся пластичными, легче переносятся в новые условия и становятся доступными в более раннем возрасте.
В применении к обучению цель управления заключается в изменении психической деятельности обучаемых, в доведении её до заранее намеченного состояния. Определяя процесс обучения вообще, как изменение психической деятельности, Талызина Н.Ф. /1969.Ст.-13/ распространяет его закономерности и на обучение двигательным действиям.
«Во все практические действия входят элементы действий психических, и без них нельзя научиться внешним практическим действиям, хотя последние и выполняются руками, но управляет ими всегда голова».
Основной задачей формирования навыка в начале обучения должно являться детальное обучение основным приёмам техники и простейшим тактическим действиям, с тем расчётом, чтобы учащиеся смогли овладеть заданными образцами действия.
Для лучшего осмысливания материала ряд авторов предлагают весь новый материал расчленить на небольшие, логически целостные элементы, каждый из которых должен последовательно и основательно отрабатываться до тех пор, пока не будет осмыслен и усвоен /Беспалько В.П., Стрекозий В.П. 1969г., Дмитриев А.В. 1970г./
Повторное воспроизведение отдельных частей целого движения позволяет выявит и устранить характерные ошибки. При этом успех во много
Зависит от способностей обучаемых осуществлять умственные операции, привычку к которым нужно воспитывать. Поэтому нужно знать возможности
расчленения, ошибки, отклонения, чтобы подобрать соответствующие упражнения /Жиделев М.А. 1972/
В том случае, когда учебный процесс рассматривается с позиции общей теории управления, эта проблема является одной из центральных и выступает в виде алгоритмизации. В понятие «алгоритма Ланда Л.И. /1961/ вкладывает строгую последовательность операций, выполнение которых приводит к решению данного класса задач. Он считает возможным составление алгоритмов для различных предметов. Автор указывает, что обучение алгоритмам - наиболее рациональный и экономный путь обучения. Он позволяет добиться не только высокого качества знаний, умений и навыков, но и сделать процесс усвоения более лёгким и быстрым,
Обеспечивающим развитие общих интеллектуальных способностей.
Недостаток ряда методик Ланда Л.Н. видит в том, что в настоящее время мало сформулированных алгоритмов, они не всегда расчленяются на конечное число простых и элементарных операций, и не всегда формулируются в виде строгой последовательности, то есть в алгоритмической форме.
Если учащихся не учить алгоритмам, то они их открывают сами путём проб и ошибок, что затрудняет процесс обучения в целом. Поэтому сама проблема алгоритмизации обучения является положительной т.к. способствует выявлению конкретной системы операций, входящих в умения, навыки, примы заданной деятельности и являются алгоритмизацией порядка
действий, необходимых для достижения конечного результата, что обнажает
логические связи, как в самом предмете, так и в порядке его изложения.
Однако использование алгоритмов с сохранением всех основных требований к ним вызывает возражения. Если определённость, массовость и
результативность их оценивается положительно, то такое свойство, как формальность действия по ним должны быть категорически исключены при обучении человека /Талызина Н.Ф.1969 /. Поэтому Ланда Л.Н. предложил составлять не алгоритмы, а алгоритмические предписания, согласно которым
обучаемые могли бы пользоваться строго определёнными действиями.
Исследования показали, что они значительно повышают эффективность обучения.
Согласно теории Гальперина П.Я. в действии субъекта различают две основные части – ориентировочную и исполнительную.
Ориентировочной частью является алгоритм действия, составленной на основе выделения признаков действия. Если признаки не выступают явно, то они должны быть не только установлены, но и «различены» на материале, что и составляет ориентиры для выполнения действий.
Они расставляются с таким расчётом, чтобы, следуя от одного ориентира к другому, обучающиеся могли правильно выполнять новые для них задания.
Алгоритм действия вместе с системой ориентиров, составляющих отдельные операции, образуют полную ориентировочную основу действия.
В ней то и кроется объективная логика разделения нового знания на более мелкие порции, а её ориентиры обеспечивают непрерывную обратную связь
по ходу исполнения каждой операции /Леонтьева А.Н., Гальперин П.Я. 1965г./.
Успешное обучение будет осуществляться в том случае, если будет алгоритмическими предписаниями к ним. Алгоритм действия – это строгая последовательность операций всегда приводящая к решению определённого класса задач.

Алгоритмические предписания.
В эти условия входит:
1. Описание последовательности движений, из которых состоит новое действие.
2. Указания, как пользоваться этими ориентирами (как выполнять отдельные части движения).
3. Полный набор ориентиров для каждого движения.
4. Характерные ошибки.
Всё это должно быть представлено в таком виде, чтобы давало возможность занимающимся с первого раза правильно выполнять
каждую часть* действия, и, в конце концов, все действия.
Если занимающиеся будут неуклонно следовать указаниям, то пробы и ошибки, в принципе, исключаются, они становятся редкими, случайными, нехарактерными. Там, где отсутствуют ориентиры, возникают
пробы, а с ними и ошибки. Это приводит к низкой эффективности обучения.

БРОСОК МЯЧА ДВУМЯ РУКАМИ ОТ ГРУДИ.
(обучение в экспериментальной группе)

Ориентиры - признаки.

И.п.- ноги врозь на ширине стопы, одна нога на пол стопы впереди,
Руки согнуты в локтях, мяч на уровне груди, локти параллельны друг другу.

Подготовительная фаза.

Ноги сгибаются в коленях, руки сгибаясь в плечевых и локтевых
суставах идут вперёд- вниз к груди, локти параллельны друг другу.

Основная фаза – выпуск мяча.

Поднимаясь на носки, выпрямляя ноги в коленях, руки сгибаясь в
плечевых суставах и выпрямляясь в локтевых идут вперёд – вверх, локти параллельны друг другу.
Конечное положение.
Игрок стоит на носках, устойчиво, плечи слегка наклонены вперёд, руки максимально вытянуты вперёд – вверх, кисти сопровождают мяч, вниз – наружу.
Заключительное движение.
Руки сгибаясь в локтевых и плечевых суставах возвращаются в исходное положение, ноги опускаются на полную стопу.
Ощущения.
Ориентир – положение ног – игрок стоит устойчиво, приседание при выполнении замаха, туловище вертикально.
Движение рук – руки описывают петлю вперёд, вниз к себе.
Выпуск мяча – полное разгибание ног до положения на носках, устойчивое, выпрямление рук вперёд – вверх начиная с плеч, локти, кисти, как бы стряхиваешь воду с кончиков пальцев, сопровождают мяч придавая ему вращение, конечное положение вниз наружу.

Алгоритмические предписания выхода на эти ощущения.
1 упражнение – без мяча приседание, почувствовать равновесие и вернуться в исходное положение.
2 упражнение –тоже, но с подниманием на носки.
3 упражнение - работа рук вперёд – вниз – к себе «петля».
4 упражнение - тоже, но с приседанием и поднятием на носки.
5 упражнение - тоже, но с имитацией выпуска мяча.
6 упражнение – выполнение упражнения в целом с партнёром на расстоянии 3 – 5 метров друг от друга.
Облегчение условий выполнения.
Группа расположена в двух шеренгах лицом друг к другу на расстоянии двух метров.
Исходное положение стойка нападающего с мячом и с выставленной на пол стопы ногой вперёд.
1 упражнение - подняться на носки, выполнить полуприседание и снова выпрямиться, стоя на носках. Повторить 3 – 4 раза.
2 упражнение – выполнить поднимание рук с замахом кистей «по петле» и в верхней части движения произвести сгибание кисти с поворотом больших пальцев вниз. Повторить 3- 4 раза.
3 упражнение – поднять полусогнутые руки вверх за счёт разгибания в плечевом суставе. Кисти расслаблены. Повторить 3 – 4 раза.
4 упражнение – соединить первое и второе упражнение. Разгибание рук начать одновременно с выпрямлением ног, придти в стойку на носках с прогнутой поясницей и к полному выпрямлению. Повторить 3 – 4 раза.
Выполнение приёма в облегчённых условиях.

Одной шеренге выдать мячи. Расстояние между партнёрами 3 метра.
Исходное положение – стойка нападающего с мячом .
1 упражнение –выполнить выпуск мяча с высокой траекторией так, чтобы он приземлился у ноги партнёра. А высшая точка полёта мяча находилась бы между партнёрами. Упражнение выполняют партнёры поочерёдно. Повторить 10 – 12 раз.
2 упражнение – попарно подойти к щиту под углом 90 – 120 градусов. Один выполняет бросок, а второй подаёт мяч. При броске в кольцо мяч должен приземляться на передний край кольца или середину кольца. Для этого игрок должен смотреть на переднюю дужку кольца и стараться перебросить через воображаемый ориентир, размещённый над дужкой, высотой 5 – 10 см. Выполнить два подхода по 6 бросков каждому.
3 упражнение – при условии трёх попаданий дистанцию увеличить на 1 метр. Выполнить по 6 бросков.

О Ш И Б К И :

1 ошибка – излишний наклон вперёд, что приводит к потере равновесия.
2 ошибка – непоследовательное включение звеньев тела в основной фазе и включение в заключительной приводят к «жёсткому» выполнению броска.
3 ошибка – неодновременная работа рук при выпуске мяча.


Последовательность обучения в контрольной группе.

Объяснение и показ техники выполнения.
Имитация приёма.
Выполнение броска в парах по навесной траектории.
Бросок мяча в корзину с близкого расстояния сначала с справа и слева, а затем по центру.
Бросок мяча в кольцо с постепенным увеличением расстояния до кольца.








13PAGE 15


13PAGE 14315




15