Статья Апробация новых форм работы на уроках обществоведческого цикла в соответствии с требованиями ФГОС. Метод аналогий.


Апробация новых форм работы на уроках обществоведческого цикла в соответствии с требованиями ФГОС. Метод аналогий.
Медкова Е.Н.
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП»
Одной из задач современного урока является активизация мыслительной деятельности обучающихся. Среди методов, обеспечивающих хорошие возможности для реализации данной задачи, - метод синектики (аналогий), предложенный У. Гордоном в середине XX века [1].
Данный метод предполагает сравнение не сравнимого. Задания, построенные на его основе, дают хорошую возможность для развития интуитивного мышления учащихся. Отсутствие какой-то регламентации и данная учителем установка, что ни один возникший образ не является неправильным, стимулируют активность школьников, а необычность параллелей, которые приходится проводить, пробуждает интерес. Размышляя вслух, класс выбирает наиболее соответствующие. Проводя аналогию между событиями истории и объектами, явлениями, далекими от истории, учащиеся глубже познают исторический процесс. Аналогии дают учащимся возможность связать усвоенные ранее факты и личный опыт с информацией, которую они усваивают в данный момент.
Иногда можно провести аналогию между совершенно несопоставимыми на первые взгляд вещами, сравнить не сравнимое. Так детская пирамидка аналогична Русскому государству в период раздробленности, где стержнем, сдерживающим страну от окончательного распада, является единая вера, язык, законы, традиции. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева аналогична нравственному закону в обществе. Четыре времени года аналогичны четырем правлениям XIX века.
При помощи другого примера неподготовленному человеку можно продемонстрировать идею векторного поля. Известно, что все мечети в мире ориентированы своими входами на совершенно определенное географическое место - Мекку. Таким образом, совокупность всех мечетей формирует аналог векторного поля [2].
Метод аналогий можно использовать, выходя за рамки одного предмета. Интеграция двух далеких по содержанию учебных курсов создает большие возможности для развития учащихся, увеличивает продуктивность процесса обучения, способствует развитию креативных способностей, мышления и воображения. Еще в древности было замечено, что уподобляться друг другу и быть сходными могут не только предметы, но и их свойства, процессы, явления.
Особенно интересны аналогии совершенно далеких по содержанию учебных курсов, например химии и истории.
Тема урока: «Россия начала XVII века. Смутное время». Урок построен на основе метода аналогий. Исторический процесс рассматривается в сравнении с химическими реакциями (химическим процессом). Ведется урок двумя учителями (истории и химии). Материалы курса химии призваны придать некоторую наглядность историческому процессу. Эта наглядность помогает учащимся постичь всю глубину событий истории.
Основа процесса
Основа химического процесса - химическая реакция
а) реакция соединения;
б) реакция обмена;
в) реакция разложения;
г) реакция замещения. Основа исторического процесса - деятельность человека (те же реакции)
а) поддержка, союз Лжедмитрия I польскими магнатами и боярами;
б) польский король Сигизмунд III оказал помощь Лжедмитрию I в обмен на Западные русские земли и распространение католичества;
в) появление двоевластия в стране: центр в Москве и центр в Тушино;
г) поиск монарха на протяжении всего Смутного времени: Годуновы, Лжедмитрий I, В. Шуйский, Владислав и т.д.
Результаты процесса
а) в ходе реакции - изменение цвета,
б) в ходе реакции - выделение газа,
в) в ходе реакции – выделение света, тепла
а) изменение сознания, убийство Федора Годунова, Лжедмитрия I;
б) вера в скорое освобождение, надежда, появление народных героев: Минина. Пожарского, Ивана Сусанина;
в) готовность пожертвовать всем ради освобождения Московского государства от поляков и воцарения мира, покоя, единства.
На уроках обществознания мы пытаемся ответить на сложные философские вопросы: что такое жизнь человека, в чем ее смысл и др. Скажите, а с чем можно сравнить жизненный путь человека? Часто жизненный путь человека сравнивают с длинной дорогой, с подъемом на высокую гору, с полетом птицы. Я предлагаю сравнить жизнь человека с простым карандашом.
Представьте, что наша жизнь – это карандаш. Им мы пишем свою собственную историю с момента рождения. Когда в нашей жизни все хорошо, линии ровные уверенные. Когда на пути встречаются трудности, карандаш ломается, и нам приходится преодолевать эти трудности, оттачивая карандаш, а в настоящей жизни – оттачивая собственные навыки. Но знаете в чем разница? В нашей жизни нет ластика, мы не можем стереть часть жизни, мы можем лишь зачеркнуть плохие воспоминания или попытаться исправить ошибки, а значит, потратить на это еще часть карандаша – часть нашей жизни. Думайте, прежде чем писать что-то в своей истории. Жизнь не бесконечна, как и этот карандаш.
Рассуждение по аналогии дало в науке многие блестящие результаты, нередко совершенно неожиданные. Врач В.Гарвей провел аналогию с насосом и пришел к фундаментальной идее непрерывной циркуляции крови [3].
Химик Д.Пристли воспользовался аналогией между горением и дыханием, показав, что растения восстанавливают воздух, израсходованный в процессе дыхания животных или в процессе горения свечи [4].
И.Мечников размышлял о том, как человеческий организм борется с инфекцией. Наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, он бросил несколько шипов розы в их скопление; личинки тут же «переварили» их. Мечников связал этот феномен с тем, что происходит с занозой, попавшей в палец человека, которая в течение нескольких дней переваривается, растворяется. Так родилась теория о наличии у животных организмов защитного приспособления, которое захватывает и переваривает посторонние частицы [5].
И.Гутенберг пришел к идее передвижного шрифта по аналогии с чеканкой монет. Так было положено начало книгопечатанию, открыта «галактика Гутенберга», преобразовавшая всю человеческую культуру [6].
Почему я использую метод аналогий в своей практике:
Для осмысления: сравнение исторических событий и явлений с тем, что можно увидеть, почувствовать позволяет глубже осознать механизм исторического развития человеческого общества, придает своеобразную «наглядность» изучаемым фрагментам истории, чем открывает возможности осмысления их.
Для развития: использование метода способствует развитию интуитивного мышления, расширяет возможности развития продуктивного мышления, продуктивной речи, предполагает развитие творческого воображения. Учащийся ставится в ситуацию рождения свободного образа и необходимости «поймать» свой образ, давая толкования тем ощущениям, которые он у него вызывает.
Для воспитания: задания и упражнения, построенные на основе метода аналогий, решая конкретные задачи воспитания (патриотического, нравственного, эстетического), формируют актуальное в современных условиях качество личности - толерантность в отношении к многообразию мнений и позиций.
Для созидания: активность использования метода аналогий в обучении пробуждает у школьников стремление к творчеству, которое может перерасти в привычку творить.
Пример заданий: Нарисуйте в виде растений исторические образы трех правителей России: Дмитрия Донского, Ивана IV Грозного, Михаила Романова, объясните свои ассоциации, опираясь на исторические факты их биографии; Подберите прилагательное, которое подошло бы к слову камень (например, твердый), а какое социальное явление обладает данным свойством (например, власть).
При осуществлении аналогий необходимо действовать последовательно. Для этого нужно:
1) Определить, относятся ли избранные для аналогии явления к одному и тому же классу. Нельзя проводить аналогию, скажем, между машиной и человеком, между птицей и рыбой, между растущим деревом и телеграфным столбом и т.д.
2) Установить, в чем же состоят существенные (важнейшие) признаки явлений, между которыми вы собираетесь проводить аналогию. Найти этих признаков как можно больше.
3) Выявить, существует ли сходство в этих (качественно единых существенных) признаках у явлений, которые вам представляются аналогичными.
4) Выявить связи сходных признаков с переносимыми. Связь признака, относительно которого делается вывод, с обнаруженными в соотносимых объектах общими признаками должна быть более тесной.
5) Помнить о невозможности аналогии, которая вела бы к заключению о сходстве соотносимых объектов во всех признаках.
Метод аналогий помогает посмотреть на проблему под другим углом. Не так давно в социальной сети появилась новая страшилка по запугиванию детей старшего школьного возраста по имени Баба ЕГЭ. Это аналог бабы Яги. Но кого сегодня можно ею напугать. Образ бабы Яги вызывает только улыбку, тем более, в сказках она никогда не была в числе победителей. Другое дело баба ЕГЭ. Улыбок как небывало. Мы с ребятами провели сравнительную аналогию этих героинь и выяснили, как можно побороть свой страх перед сдачей экзамена и победить бабу ЕГЭ.
Мы используем аналогии для того, чтобы понять мир. Проведение аналогий - это один из способов узнать неизведанное. Однако проводя аналогию, необходимо внимательно проанализировать, на чем именно основаны сравнения. Если я скажу, что два человека похожи друг на друга только потому, что у них по два глаза - вы, естественно, возразите, что количество глаз - это совсем не то, что нужно сравнивать. В то же время, если я скажу, что они похожи тем, что оба бездельники и жадины - вы также будете возражать, но в данном случае само сравнение было уместным.
В качестве последнего примера того, насколько сильным средством убеждения могут быть аналогии, является речь, произнесенная епископом Десмондом Туту (Tutu, 1986), лидером политического движения, положившего конец апартеиду в Южной Африке: «Иногда вас хотят уверить в том, что ваши деяния незначительны, что они ни на что не влияют. Позвольте мне убедить вас в обратном. Когда люди видят перед собой огромную проблему, они сомневаются, что в силах способствовать ее решению Они должны все время помнить о том, как едят слона, - не сразу, а по кусочкам» [7].
Список источников и литературы
Гордон У. Синектика: Развитие творческой способности", Нью-Йорк, 1961г. http://vikent.ru/enc/2364/
http://rusnauka.narod.ru/lib/phisic/destroy/glava1.htmВ. Гарвей. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных, стр. 10. Изд-во АН СССР. 1948.
А.А.Ивин Логика. Учебное пособие. Издание 2е. Москва. Издательство «Знание»
Илья Ильич Мечников Этюды о природе человека http://fanread.ru/book/2907875/#__utmzi__1__=1Ф.Ф. Сидоренко. Логика. Пособие с задачами и упражнениями. http://www.ukrreferat.com/index.php?referat=70289&pg=0&lang=ruhttp://www.uhlib.ru/istorija/psihologija_kriticheskogo_myshlenija/index.php