Доклад: «Учение с увлечением»














Доклад:
«Учение с увлечением»




Учитель математики 1к.к.
МОУ Губаревская СОШ
Гостева В.В.





«учение, лишенное всякого интереса и взятое
только силой принуждения убивает в ученике
охоту к обучению, без которого он далеко не уйдет».
К.Д.Ушинский
Важнейшим фактором успеха в обучении является интерес учеников к предмету. Следовательно, и учебник, и урок должны быть увлекательными. Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Но игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, чтобы позабавить его и тем самым заставить учиться. Обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления.
Умение заинтересовать математикой – дело непростое, и в этом смысле личного мастерства учителя или автора учебника нельзя недооценивать. Многое зависит от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависят от методических приемов, которые выбирает учитель.
Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма.
Игровые занятия разрабатываются таким образом, чтобы к учащимся были предъявлены определенные требования.
Чтобы играть, нужно знать суть игры – вот первое требование, которое придает игре познавательный характер.
Правила игр, игровые ситуации должны быть действенными, то есть такими, чтобы у учащихся появилось желание участвовать в игре. Поэтому игровые занятия должны составляться с учетом возраста учащихся.
Правила и организация дидактических игр должны составляться и разрабатываться с учетом индивидуальных способностей учащихся, то есть с учетом различных групп (с высокими и низкими математическими возможностями, активных и пассивных и т.д.).
По возможности, игра должна носить обучающий характер.
Игра называется обучающей, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые навыки и знания.
Для учащихся с низкими способностями нужно предусматривать ослабленные варианты игры, чтобы искусственно создать возможность успеха, и наоборот, трудные варианты – для способных учащихся.
Игры можно использовать на различных этапах урока: при опросе или проверке домашнего задания, при самостоятельном изучении нового материала, при закреплении его.
Таким образом, игровые моменты на уроках необходимы для воспитания личности, для развития интереса к предмету. Если ученик видит перед собой примеры творческого подхода к делу своих наставников, то у него самого возникает потребность творчества.
Каждый учитель математики рано или поздно начинает задумываться над вопросом, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Немаловажную роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному признанному методу обучения и воспитания. Игра – творчество, игра- труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает преодолеть трудности в усвоении учебного материала. Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «легко и просто». Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
1.Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
2.Учебная деятельность подчиняется правилам игры, вводится элемент соревнования.
Состояние математического развития учащихся наиболее ярко характеризуется их умением решать задачи. Задачи - это основное средство оттачивания мысли каждого школьника.
Учащиеся с интересом воспринимают задачи практического содержания, позволяющие показать тесную взаимосвязь теории и практики. Они с увлечением наблюдают, как из практической задачи возникает теоретическая и как чисто теоретической задаче можно придать практическую форму.
Так, при изучении темы «Умножение» в 5 классе можно предложить следующие комбинаторные задачи:
1.В шахматном турнире участвовали 7 человек. Каждый с каждым сыграл по одной партии. Сколько партий они сыграли?
2.Сколькими способами собрание из 30 человек может выбрать председателя и заместителя?
При изучении темы «Деление с остатком» можно предложить учащимся такие вопросы:
1.Какое наибольшее число воскресений может быть в году?
2.В некотором месяце три воскресенья пришлись на четные числа. Какой день недели был 20-го числа этого месяца?
Для развития математических способностей учащихся и воспитания их интереса к математике полезно использовать задачи – шутки и математические ребусы.
В старших классах я использую лекционно – семинарские занятия: лекции, практикумы, зачеты, семинары, конференции. Лекционно – семинарская система позволяет учителю излагать материал крупными порциями и на этой основе высвободить время для повторения вопросов теории и решения задач. Такая организация занятий обеспечивает усиление прикладной и практической направленности преподавания, приобщает учащихся к активной работе с учебной литературой, повышает уровень их подготовки.
Перед началом очередной темы продумываю план по следующим направлением: количество часов, выбор оптимального типа урока, применение наглядности, тематический контроль: письменные опросы по теории, самостоятельные работы по обязательным результатам обучения, комбинированные самостоятельные работы, выполнение домашней работы (уровень самостоятельности и качество), зачеты, контрольные работы.
Развитие интереса к математике происходит также на внеклассных мероприятиях: КВН, викторины, беседы, игры- состязания и т.д. Проводятся факультативы, в старших классах элективные курсы. Разнообразие внеурочной работы по математике поддерживает интерес учащихся. Успехи победителей поощряются.
В своей работе я использую тестирование. Тестирование проводится полностью в режиме диалога ученика с компьютером. Тесты являются экономной, целенаправленной и индивидуальной формой контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике. Это позволяет мне в наиболее благоприятное время внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с тем или иным учеником либо классом в целом.























































15