Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС


Современный подход к организации учебной деятельности на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС
З.Н.Зайцева учитель математики, методист ГБОУ гимназия № 168
Центрального района Санкт-Петербурга
В статье «Современный подход к организации учебной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС» рассматриваются основные подходы к проектированию урока, формы и методы организации современного урока в рамках ФГОС.
Учитель ставит задачу и показывает, каким образом можно создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. [1]
Достижение умения учиться предполагает полноценное формирование и освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентированы на преобразование материала, контроль и оценка).
Основным механизмом реализации современных целей образования является включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Как? Каким образом организовать эту деятельность?
Для проектирования учебного процесса, ориентированного на достижение Требований стандарта, наиболее существенными являются следующие положения:
ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых результатов (планируемых результатов освоения программ начального образования);
деятельностная направленность процессов обучения и учения;
«встроенность» системы оценивания;
индивидуализированный подход к учащимся на основе дифференциации требований к освоению программ.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. По мнению А.Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть ещё приобретено, то есть для всякого учащегося».
Основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно.
Современный урок – это урок, характеризующийся следующими признаками:
На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению и создаются условия для индивидуального развития каждого ребенка.
На уроке реализуются идеи гуманизации образования.
На уроке реализуется деятельностный метод обучения.
Организация урока динамична и вариативна.
На уроке используются современные педагогические технологии.
Приоритетными задачами школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Эти задачи будут решены, если использовать интерактивные методы обучения – такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. К интерактивным методам обучения могут быть отнесены: метод учебного сотрудничества; коллективные способы обучения; метод проектов; решение проектных задач; педагогические мастерские, игровые методы и ряд других методов, позволяющих обеспечить субъектное положение обучающегося в образовательном процессе. ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Так, учитель может и должен научить ребенка осуществлять практические способы действий и приемы мыслительной деятельности (наблюдение, анализ, измерение, сравнение, классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению результативно действовать в новых ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:
получали опыт выхода за пределы выученного;
переживали такой опыт как ценность;
стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений;
проявляли инициативу в новых ситуациях;
действовали самостоятельно и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах).
В таком обучении основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно найти способ решения той или иной проблемы, а не в натаскивании на примере 1–2 готовых способов.
Обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. При обучении планированию своей деятельности сначала учимся анализировать предложенный учебный материал, осуществлять выбор тех заданий, которые будут способствовать достижению поставленной цели и определять последовательность их выполнения на уроке.
Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными. Прежде чем вводить такой вид деятельности, как групповая работа, необходимо научить детей работать в паре.
Меняются формулировки заданий, которые и определяют деятельность учащихся на данном этапе урока: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.Самостоятельной работе детей на уроке отводится больше времени, чем раньше, причем характер ее должен быть исследовательским, творческим, продуктивным. Учащиеся выполняют задания и учатся формулировать учебные задачи, зная цель своей деятельности. Педагог при этом формирует у обучающихся навыки самоконтроля и самооценки.
Неотъемлемой частью всех уроков является рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Для оценивания своей работы дети используют «Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман), «Лесенки успеха» и так называемые карточки-«светофоры». При обучении учащихся оцениванию устных ответов своих товарищей совместно вырабатываются критерии, по которым это можно сделать. Например, громко – тихо, выразительно – невыразительно, понравилось – не понравилось и др.
Большое внимание в последнее время уделяется проектной деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, её интерпретации, представление своих проектов. Проведение уроков в форме решения проектных задач и творческих мастерских всегда вызывает живой интерес, способствует тому, что действия учащихся становятся более активными, творческими и самостоятельными.
При проектировании урока необходимо помнить о том, что:
Проектироваться должен не отдельный урок, а система (цикл) уроков. Цикл уроков определяется логикой конкретного предмета.
При проектировании учебной темы необходимо точно ответить для себя: что должно произойти с ребенком в ходе изучения данной темы, т.е. какие УУД формируются.
Проектируются не только цели деятельности учителя, но и цели деятельности обучающихся.
Необходимо определить действия обучающихся и учителя, приводящие к запланированному результату.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). [2]
ФГОС вносит существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Литература:
Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Просвещение, 2008 г.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок. – Ростов-на-Дону: Витраж, 2006.
Чутко Н.Я. Формирование учебной деятельности в начальной школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2007.