Дополнительная общеобразовательная программа Классическая гитара


Пояснительная записка
Программа имеет художественную направленность. Программа была изменена с учетом Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным программам. Программа предназначена для обучения детей музыкальному творчеству. В настоящее время у детей имеется интерес к повышению музыкального образования. Целью образования становится воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к музыкальному творчеству.
Основная идея, пронизывающая всю программу «Классическая гитара», - создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, его самореализации.
Новизна программы.
В программе предусмотрено использование новых педагогических технологий в проведении занятий. Это использование мультимедийных обучающих продуктов в сети интернет (обучающее видео; интерактивные обучающее пособия предполагающие активную роль учащегося, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения). Мультимедиа позволяют сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию, что способствует мотивации учащихся, созданию актуальной настройки на учение. Включение информационных мультимедийный технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Помимо этого нынешнее развитие сетевых информационных технология позволяет использовать ноты для разучивания произведений в цифровом виде и в большом разнообразии. Это позволяет экономить время на переписывание нот и тратить его непосредственно на овладение инструментом и нотной грамотой.
Актуальность программы
Программа «Классическая 6-ти струнная гитара» обеспечивает гармонию физического и интеллектуального развития ребенка способствует развитию полноценной личности с развитыми творческими способностями, профессиональными умениями и человеческими качествами.
Программа данного кружка предусматривает расширение знаний о музыке, повышение творческой активности, развитию навыков владения музыкальными инструментами. А также привлечению воспитанников к выступлениям на сцене, в ансамбле и к индивидуальным исполнениям песен под гитару. Также программа предусматривает формирование общественной активности, реализации самого себя, развитие духовной сферы, её совершенствование.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия в кружке способствуют приобретению навыков коллективного творчества, освоению специфики исполнительского искусства, предусматривает расширение музыкального кругозора, знакомство их с музыкальной литературой, выходящей за круг различных репертуаров.
В программе особое внимание уделяется:
постановке рук,
нотной грамоте,
правильному звукоизвлечению,
теории музыки (по желанию),
строению аккордов,
изучению различных приемов игры,
разбору известных произведений для классической 6-струнной гитары,
ритму и стилю аккомпанемента,
основам импровизации,
а также разбору произведений интересующих ученика.
Учитывая многоплановость и разнообразие изучаемого предмета, программа направлена на обучение основам различных видов исполнения музыкальных произведений в едином комплексном предмете с целью выявления устойчивого интереса у обучаемого контингента к определенному виду или направлению и дальнейшей специализации в нем.
Цель программы:
создать условия для развития творческого потенциала каждого ребенка через занятия музыкальному искусству, а также для формирования его нравственно-личностных качеств и эстетического воспитания.
Задачи программы.
Образовательные:
- развить творческие и исполнительские навыки при исполнении произведений в переложении для 6-ти струнной гитары;
- отработать гитарную технику положение рук, инструмента, способов звукоизвлечения, игровых приемов.
- научить самостоятельности (получение навыков самостоятельного творчества, умения думать, принимать решение, например, настройка инструмента, выбор репертуара и т.д.);
- развить музыкальную память, слух, чувство ритма;
- обучить начальным навыкам игры в музыкальном составе, группе;
- научить навыкам разбора аккомпанемента песен по их звукозаписи.
Воспитывающие:
- воспитать личностные качества: коммуникабельность, культуру общения, толерантность, целеустремлённость;
- воспитать умение работать в разновозрастной группе, сотрудничать друг с другом;
- воспитать творческую активность.
Развивающие:
- приобщить к музыкальному искусству;
- развить художественный музыкальный вкус на базе произведений классической музыки в переложении для 6-ти струнной гитары, лучших современных песен, городского романса, авторской песни;
- создать условия для творческой самореализации личности ребёнка;
- духовно развить личность ребёнка.
- развить познавательные способности;
- создать ценностных ориентаций;
- развить систему личностных отношений;
- развить способности к самонаблюдению и самооценке;
- развить эмоциональное, чувственное отношения к миру.
Прогнозируемые результаты.
Обучаемые 1 года обучения
Должны знать:
- значение терминов: музыкальные звуки, музыкальный звукоряд, система записи музыкальных звуков, нотные ключи, знаки альтерации, запись длительности звуков, паузы метр, такт, тактовый размер и ритм;
- название основных и составных частей гитары;
- основы музыкальной грамоты;
- правила настройки гитары.
Должны уметь:
- выполнять технические приемы игры на инструменте соответствующие первому году обучения
- владеть основными навыками звукоизвлечения;
- настраивать инструмент;
- правильно ставить руки;
- разучивать и исполнять переложения для шестиструнной гитары легкой сложности.
Обучаемые 2 года обучения
Должны знать:
- знаки увеличения длительности звуков и пауз;
- обозначения темпов и динамических оттенков;
- наиболее употребительные знаки сокращения нотной записи;
- основы построения аккордов;
- синкопу.
Должны уметь:
- исполнять различные виды арпеджио;
- исполнять натуральные мажорные и мелодические гаммы;
- строить баррэ и позиции;
- разбирать и исполнять переложения для шестиструнной гитары;
- разучивать и исполнять переложения для шестиструнной гитары средней сложности.
Обучаемые 3 года обучения
Должны знать:
- интервалы;
- виды аккордов;
- буквенно-цифровые обозначения аккордов;
- правила создания композиции;
- понятия мелодия, тональность, лад, гамма;
- элементарные сведения о гармонии, транспозиции.
Должны уметь:
- исполнять мелизмы;
- исполнять стаккато, легато, глиссандо, тремоло, вибрато, флажолеты;
- выполнять импровизации;
- читать с нотного листа;
- подбирать аккомпанемент;
- разучивать и исполнять переложения для шестиструнной гитары высокой сложности;
- играть в инструментальном коллективе.
Возраст детей, участвующих в реализации данной ДОП.
Образовательная программа составлена с учетом современной педагогики и интересов учащихся среднего и старшего возраста.
Для обучения принимаются все желающие научиться играть на инструменте Ограничением является отсутствие желания и отсутствие у желающего инструмента. Программа рассчитана для обучения детей с возраста 10-18 лет.
Сроки реализации ОП.
Образовательная программа «Классическая 6-ти струнная гитара» рассчитана на 3 года обучения. Всего на обучение отводится 216 часов по 72 часа в год.
Формы и режим занятий.
2 часа в неделю по 1 учебному часу. Форма организации детей на занятии - индивидуальная. Форма проведения занятий: -теоретические занятия по нотной грамоте и приемам игры; -практическая работа – разучивание произведений в переложении для 6-ти струнной гитары, разучивание аккомпанемента для исполнения песен, развитие начальных навыков игры в музыкальном составе, группе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-участие в различных конкурсах школьного и регионального уровня.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п Наименование тем Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Основная часть
Начальные навыки овладения инструментом. 70 20 50
3 Итоговое занятие.
Выступление 1 1
ИТОГО: 72 21 51
2 год обучения
№ п/п Наименование тем Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Основная часть
Развитие техники игры и овладение нотной грамотой. 70 20 50
3 Итоговое занятие.
Выступление 1 1
ИТОГО: 72 21 51 51
3 год обучения
№ п/п Наименование тем Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие 1 1 2 Основная часть
Совершенствование техники игры и нотной грамотности. 70 20 50
3 Итоговое занятие.
Выступление 1 1
ИТОГО: 216 40 176

Содержание программы
1 год обучения
Вводное занятие.
Ознакомление с содержанием программы и основными темами.
Знакомство с целями и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Анкетирование по выявлению способностей детей.
Режим работы. Ознакомление с учебным помещением, оборудованием, с требованиями к оснащению занятий. Правила безопасности труда, личной гигиены. Особенности практической работы. Знакомство с инструментом. История развития игры на классическая гитаре. Гитара в современном мире и ее роль в развитии музыки.
Основная часть. Начальные навыки овладения инструментом.
Музыкальные звуки, музыкальный звукоряд, система записи музыкальных звуков, нотные ключи, знаки альтерации, запись длительности звуков, паузы метр, такт, тактовый размер и ритм, название основных и составных частей гитары, основы музыкальной грамоты, правила настройки гитары, технические приемы игры на инструменте соответствующие первому году обучения, основные навыки звукоизвлечения, настройка инструмента, постановка рук, переложения для шестиструнной гитары легкой сложности гитары.Итоговое занятие.
Выступление.
Подведение итогов за учебный год. Что было сделано, чему научились. Выступление на мероприятиях школы.

Содержание программы
2 год обучения
Вводное занятие.
Ознакомление с содержанием программы и основными темами.
Знакомство с целями и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Анкетирование по выявлению способностей детей.
Режим работы. Ознакомление с учебным помещением, оборудованием, с требованиями к оснащению занятий. Правила безопасности труда, личной гигиены. Особенности практической работы.
Основная часть. Развитие техники игры и овладение нотной грамотой.
Знаки увеличения длительности звуков и пауз, обозначения темпов и динамических оттенков, наиболее употребительные знаки сокращения нотной записи. Основы построения аккордов, синкопа, виды арпеджио, натуральные мажорные и мелодические гаммы, баррэ и позиции, переложения для шестиструнной гитары средней сложности.
Итоговое занятие. Выступление.
Подведение итогов за учебный год. Что было сделано, чему научились. Выступление на мероприятиях школы, на мероприятиях регионального уровня.

Содержание программы
3 год обучения
Вводное занятие.
Ознакомление с содержанием программы и основными темами.
Знакомство с целями и задачи, содержание и форма занятий в кружке. Анкетирование по выявлению способностей детей.
Режим работы. Ознакомление с учебным помещением, оборудованием, с требованиями к оснащению занятий. Правила безопасности труда, личной гигиены. Особенности практической работы.
Основная часть. Совершенствование техники игры и нотной грамотности.
Интервалы, виды аккордов, буквенно-цифровые обозначения аккордов. Правила создания композиции, мелодия, тональность, лад, гамма. Элементарные сведения о гармонии, транспозиции, мелизмы, стаккато, легато, глиссандо, тремоло, вибрато, флажолеты, импровизация. Чтение с нотного листа, подбор аккомпанемента, разучивание и исполнение переложений для шестиструнной гитары высокой сложности. Игра в инструментальном коллективе.
Итоговое занятие. Выступление.
Подведение итогов за учебный год. Что было сделано, чему научились. Выступление на мероприятиях школы, на мероприятиях регионального уровня.

Методическое обеспечение
Развитие познавательного интереса, как устойчивого мотива самообразования - один из главных принципов подбора содержания программы.
Поэтому формы и методы, используемые для работы по программе, должны способствовать развитию познавательного интереса, приобщению к творческой деятельности обучающихся.
Обучение предполагает дифференцированный подход, индивидуальные формы обучения.
Предлагаемые формы работы, направленные на развитие познавательного потенциала учащихся строятся с учетом интеграции с другими школьными дисциплинами (музыка, МХК, история).
Успех работы по программе во многом будет зависеть от того, как педагог будет изучать и отслеживать динамику изменения познавательного интереса учащихся к занятиям. В соответствии с этим следует выбирать формы, методы и средства обучения, способствующие эффективности учебного процесса.
Обучение направлено, в основном, на развитие практических навыков, которые должны ежегодно оцениваться по различным темам и в целом при проведении зачетных занятий.
При организации внешкольной работы можно выбирать из программы отдельные блоки для решения конкретных задач.

п/п Раздел или тема программы Форма организации и форма проведения занятий Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий Вид и форма контроля, форма предъявления результата
1 1 курс. Начальные навыки овладения инструментом. Индивидуальная Методы: словесный, наглядный, практический
Приемы: рассказ, работа с книгой, показ видеоматериалов, демонстрация иллюстраций; упражнения, репетиции.Ноты, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.Виды контроля: вводный, текущий, промежуточный, итоговый.
Форма предъявления результатов: участие в различных конкурсах школьного и регионального уровня
2 2. курс. Развитие техники игры и овладение нотной грамотой. Индивидуальная Методы: словесный, наглядный, практический
Приемы: рассказ, работа с книгой, показ видеоматериалов, демонстрация иллюстраций; упражнения, репетиции.Ноты, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.Виды контроля: вводный, текущий, промежуточный, итоговый.
Форма предъявления результатов: участие в различных конкурсах школьного и регионального уровня
3 3 курс. Совершенствование техники игры Индивидуальная Методы: словесный, наглядный, практический
Приемы: рассказ, работа с книгой, показ видеоматериалов, демонстрация иллюстраций; упражнения, репетиции.Ноты, компьютер, принтер, мультимедийный проектор, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.Виды контроля: вводный, текущий, промежуточный, итоговый.
Форма предъявления результатов: участие в различных конкурсах школьного и регионального уровня
Материально-техническое обеспечение ОП
Шестиструнные гитары, компьютер подключенный к сети интернет, мультимедийный проектор; принтер для распечатывания нот, аудио мониторы.
Список литературы
Для преподавателя
Кирьянов. Н.Г. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре Музыкальное издание Москва «Тороповъ» 2002.
Теслов Д. Идеальная школа техники гитариста полное собрание инструктивного материала Мостка 2008.
Манилов. В. Учись аккомпанировать на гитаре Киев «ComConPress» 2008.
Для детей
Брэй Д.Классическая гитара Ростов-на-Дону Феникс 2009.
Зубченко. О. Хрестоматия юного гитариста для учащихся 1-3 классов ДШМ. Ростов-на. Дону «Феникс» 2007.
Маттео Каркасси Школа игры на шестиструнной гитаре, перевод Н. Рождественского Под общей редакцией А.Иванова-Крамского, Москва "Советский композитор" 1995.
Пухоль. Э. Школа игры на шестиструнной гитаре Перевод и редакция Поликарпова, Москва "Советский композитор" 1978.
Теория музыки для «чайников»; Пер. с анг.-М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. – 272 с.: ил.