Конспект индивидуального занятия «Настройка на слух шестиструнной гитары».



Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»
Педагог дополнительного образования объединения
« Звонкие струны »
Харченко Владимир Викторович

г. Когалым 2014 г

Пояснительная записка
Данное занятие является первым в разделе «Устройство гитары».
Цель занятия научить детей основам самостоятельной настройки инструмента (6-тиструнной гитары), которая поможет при подготовке выступлений, и для проигрывания произведений дома.
Занятие предназначено для учащихся в возрасте от 9-14 лет, и проводится в рамках реализации модифицированной дополнительной общеразвивающей программы «Гармония в единстве», направленность: художественная, дисциплина – «Музыкальный инструмент «Шестиструнная гитара».

Конспект индивидуального занятия №8
объединения «Звонкие струны»
I .Тема занятия: «Настройка на слух шестиструнной гитары».
II. Тип занятия: урок открытия новых знаний.
III. Возраст учащихся: от 9-ти до 14-ти лет.
IV. Цель занятия:
Для педагога: Дать первичные знания, умения и навыки о настройке шестиструнной гитары на слух для качественного звука при работе с инструментом.
Для учащегося: Освоить начальные навыки по настройке 6-тиструнной гитары на слух.
V. Задачи:
1. Обучающие: активизировать знания по строению инструмента. Познакомить детей с различными видами настройки.
2. Развивающие: развивать музыкальный слух;
развивать логическое мышление.
3. Воспитательные: воспитание у детей усидчивости, терпения, дисциплины.
VI. Методы обучения: 1. Словесный (объяснение, беседа, рассказ); 2. Наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы); 3. Практический (освоение приемов игры на инструменте); 4.Поощрение.
Формы контроля: самоконтроль, взаимопроверка, проверка по эталону.
VII. Планируемые результаты:
Личностные: Понимать практическую значимость получаемых знаний по настройке гитары. Разрешать проблемные ситуации.
Предметные: Разбирать алгоритм по настройке инструмента. Правильную аппликатуру.
Метапредметные: развивать навыки мышления, учиться сравнивать и анализировать.
VIII. Ресурсное обеспечения занятия:
1.Инструменты (гитара). 2.Запасные струны
3.Тетрадь для записи 4. Гитарный тюнер.
IX. Новые понятия и термины: Гитарный тюнер.
Формируемые УУД: Личностные. Регулятивные. Коммуникативные. Целеполагающие. Общеучебные. Логические. Познавательные.
Форма занятия: Практическое.

Структура занятия
Этап занятия Отведенное
время Цель, задачи этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся УУД
1.Организационный этап и мотивация к учебной деятельности.

2 мин. Выполнение нормативных требований учебной деятельности. Для этого необходимо: 1.актуализировать требования к ученику («надо»).2.создать условия для включения в деятельность. Организует мотивацию к учебной деятельности. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас будет очень увлекательное и, полезное для нас занятие. Давайте начнем! Подготовка к работе.
Дети настраиваются и готовятся к занятию. Личностные Регулятивные Коммуникативные
2.Актуализация прежних (опорных) знаний. 6 мин. Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий. И фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Педагог актуализирует знания у учащихся о составных деталях гитары: (Гриф, Дека, Голова, струны, подставка, колковый механизм, ладовые порожки). Приложение 1.
Выдается наглядный материал с устройством гитары, но составные части инструмента не подписаны. Приложение 2. Выявляет уровень знаний, (устройства инструмента)
Повторяют знания о составных частях гитары. После просмотра табличек с устройством, ребята сами подписывают составные части инструмента. Оценивают свои знания. Регулятивные
ЦелеполаганиеОбщеучебныеЛогические
3. постановка целей задач занятия.
3 мин. Зафиксировать возникшее затруднение (почему же не звучит инструмент). Поставить задачу устранить причину плохого звучания инструмента (одним из способов настройки) Педагог играет небольшой этюд (до- мажор) на расстроенном и настроенном инструменте. Наблюдает реакцию учеников. Педагог интересуется у детей, «Ребята, как вы думаете, почему два одинаковых инструмента звучат по-разному?» И подводит учащихся к теме занятия. Ученик замечает плохое звучание инструмента и приходит к выводу, что гитару надо настроить. Также при помощи полученной информации ученики
формулируют тему занятия. Регулятивные
ОбщеучебныеЛогические
4.Первичный этап построения новых знаний.
5 мин. Выбор способа и средств реализации настройки инструмента. Способом настройки на слух. Педагог показывает и объясняет настройку инструмента способом подтяжки струн с правильным алгоритмом (5 лад). Гитару также можно настроить с помощью различных тюнеров, но для нас с вами ребята полезнее пробовать настраивать на слух, для развития вашего музыкального слуха. И так начинаем. На 5 ладу зажимаем 2-ю струну, и она должна звучать как первая. На 4-ом ладу зажимаем 3 струну, и она способом подтяжки и отпускания струн должна звучать как 2-я. Возвращаемся на 5-й лад, и зажимаем 4-ю струну, она при правильной настройке звучит как 3-я струна. Оставшиеся 5-я и 6-я струна настраивается аналогично на 5-ом ладу. Учащиеся наблюдают за действиями педагога и фиксируют (на каком ладу настраивать, какой алгоритм применять, какую аппликатуру использовать). Внимательно слушают педагога, записывают алгоритм настройки в тетрадь. Личностные
Познавательные Коммуникативные.
6.Итоги занятия. Рефлексия. 4 мин. Организуется рефлексия и самооценка учащимися собственной деятельностью на занятии. Намечаются цели для дальнейшей деятельности (самостоятельная настройка инструмента дома). Педагог фиксирует новое содержание, изученное на занятии, и организует рефлексию.
Акцентирует внимание учеников на том, что настройка гитары на слух полезна для развития учащихся. И в будущем пригодится для таких целей как: настройка инструмента перед выступлением, настройка во время занятий дома, для извлечения качественного звука.
Осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Соотносят цель (настройка гитары), и результат (получилось ли настроить правильно гитару).
Ученики сравнивают настроенный инструмент с эталоном (тюнером). Познавательные
Регулятивные
Личностные
Список литературы:
Акустическая гитара. Справочник-самоучитель.
Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре.
Научитесь играть на гитаре за 15 дней.
Приложение 1.
Устройство и названия основных частей гитары.
195701385

Приложение 2.
Подпишите составные части гитары
194310316865