Методическая разработка на тему Распевание в вокальном ансамбле народной песни. Начальный период обучения


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Детская школа искусств»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«Распевание в вокальном ансамбле народной песни.
Начальный период обучения»











Выполнила:
преподаватель I категории
Марзаева Наталья Александровна


















Бирюсинск
2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

2. Цели. Задачи. Прогнозируемый результат

Певческая установка. Примерные вокальные упражнения, попевки

Заключение

Список литературы



































Учитывая психофизические особенности младших школьников, на уроках народного хора следует применять разнообразные формы и методы работы. В частности, игровой метод ведения урока превращает тренинг вокально-певческих навыков в занимательный, увлекательный процесс. Применение же музыкально - ритмических упражнений во время распевания приводит к развитию таких важных качеств и умений, как внимательность, хорошая координация движений, быстрота реакции, ощущение пульсации, развитие метро – ритмического мышления.
При распевании народного хора на начальном этапе обучения вместе с упражнениями рекомендуется использование примеров детского народного фольклора. Потешки, пестушки, прибаутки, народные игры с пением - именно эти песенные жанры, словно специально созданы народом для развития детских вокальных качеств.
Слогоритм той или иной песни обуславливает комплексно развивающие музыкально-ритмические упражнения, которые становятся понятными ребёнку благодаря собственному активному участию: в музыкально-ритмических движениях (шагах, притопах, прыжках), с содержанием элементарных музыкальных жестов (хлопков, шлепков, покачивания руками). Начальный этап музыкально-ритмического воспитания начинается с приобщения к простейшим однородным ритмическим конструкциям, равномерной пульсации. Ритмическая единица хлопков, притопов, шагов может быть различной: четверть, восьмая, шестнадцатая. Внимание детей сосредоточено на повторности сопровождающих пение движений.
Параллельно с изучением песенного материала происходит знакомство детей с элементарными плясовыми движениями, танцевальными фигурами: «шаг – хлопок в ладоши»; движение переменным шагом; «квадрат» - движение с приставным шагом; «расчёска» - движение по группам в противоположном направлении. Эти движения в последствии сопровождаются игрой на шумовых инструментах с выделением сильных или слабых долей, дублирования ритмического рисунка той или иной распевки всем коллективом или по группам. При этом следует основное внимание уделять именно вокальному тренингу, не забывая о главных задачах и требованиях, разнообразием движений лишь украшая своё исполнение.
Распевание проводится в начале занятий. Разучивание песенных фрагментов и упражнений должны происходить с голоса преподавателя. В этом случае внимание детей активизируется, они привыкают контролировать звучание собственного голоса, развивают свободу вокального интонирования.
Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу и техническим задачам. Пение должно проходить живо, интересно, эмоционально. Время для распевания определяется педагогом в зависимости от конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход занятия во многом зависит от вокальной "формы", а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.


Цели:
обучение пению в народной манере;
приобретение и совершенствование навыков ансамблевого исполнительства;
Задачи:
развитие вокального слуха и певческого голоса;
формирование открытого, яркого, полетного певческого звука;
постепенное развитие диапазона голоса от примарной зоны;
освоение основных начальных элементов народной хореографии;
развитие метро – ритмического мышления;
Прогнозируемый результат:
По окончанию начального периода обучения (1-3 кл.) учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
свободно, легко, звонко в речевой манере пропевать звуки различной высоты;
уметь передать интонацией голоса различные чувства: удивление, радость, страх, грусть и т.д.;
чисто интонировать разножанровые и разнохарактерные песни;
свободно двигаться простым, переменным и приставным шагом;
уметь совмещать пение с движением, игрой на шумовых инструментах.

ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА:
Навыки пения стоя. Положение корпуса. Артикуляция при пении, губы упруги, подвижны. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно.
ПРИМЕРНЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОПЕВКИ
РАСПЕВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ:

1. Перед каждым «МА» активный быстрый вдох. Хорошо тренирует опору.

«Я-ли-я» («Ё-ли-ё») Петь «И» очень собранно, через «Е», очень близко, в темпе, но на дыхании. Внизу обязательно озвучивать. На «Ё» всё хорошо открывается.

«А-я» («О-ё») Следить за ровностью звука и высотой позиции. Развивается подвижность голоса.
вариант 1 вариант 2 вариант 3

«А-е-я». Следить за светлым звуком.

«Ы-И» Петь на цепном дыхании, спокойно, по руке руководителя изменяется гласная. Упражнение помогает развивать эластичность и подвижность мягкого нёба.


«Лебедин» Исполнять связно, как бы раскачивая голосом мелодию. Следить, чтобы звук не был плоским, для этого петь с «сердитым» настроением. Открытые гласные помогают найти близкий, светлый звук.


ПЕНИЕ ПОПЕВОК В РАЗЛИЧНОМ ДИАПАЗОНЕ:

1. «Трава зелена». Работа над звуковедением; пульсация долгих звуков;

2. «Пойду, пойду, да я молоденька» петь в темпе. Можно петь со спадом в конце, можно добавлять бурдон.



РАСПЕВКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА:
1. Распевка «Ты моя, моя долина» - постепенное ускорение темпа, пение лёгким звуком mp, короткие согласные, мелкая артикуляция.
2. «Чеботуха» Упражнение на примарных звуках петь «сердито», с напором, на опоре, чётко, звонко, близко, посылая звук вперёд.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПЕСЕННЫХ ИНТОНАЦИЙ:

«Ах, ты, совушка-сова» Чисто интонировать терцовый звук, посылая звук вперёд, в темпе. Можно добавлять бурдон

2. «Пошел кот». Чистое интонирование м3, цепное дыхание, бесшумный вдох

«Соловей». Петь близко, собранно, без толчков, посылая звук вперёд. Следить за светлым звуком. Развивает подвижность голоса.
Вариант 1 Вариант 2

«Вылетала лебедь белая» Следить за тем, чтобы «А» формировалась по принципу предыдущей «Е». Петь в единой манере: близко, высоко и «сердито». Упражнение развивает диапазон голоса, его подвижность.


Зайка на речке» Развивает лёгкость, подвижность голоса. Следить за чистым интонированием сексты.









ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Распевание – это не только разогрев голосового аппарата, но и способ развития всех певческих навыков: звуковедения, чувства ансамбля, строя, ритма; расширение диапазона. Крепкие навыки пения во время распевания подготавливают к уверенному исполнению песенного материала.
Задания на равномерную ритмическую пульсацию, выявление ритмического рисунка музыкальных примеров создают предпосылки успешного музыкального развития учащихся. Слуховые впечатления сопровождаются жестами, движениями, благодаря чему успешно решаются интонационные, ритмические задачи. Работа с учащимися направлена на накопление музыкально-слухового опыта и впечатлений, которые способствуют формированию увлеченности детей, а значит и раскрытию их музыкальных задатков.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артемкина Т., Артемкин А. Дети. Фольклор. Творчество. Методическое пособие. – Владимир: Транзит-Икс, 2002.
Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Сост. Науменко Г. - М.: Советский композитор. Вып.3 1984; Вып.4. 1986.
Майзингер С. Знакомство с жанрами детского фольклора. Методическое пособие. - Красноярск, ККИ, 2010.
4. Попов В. Русские народные песни в детском хоре. – М.: Музыка,1979.
5. Этнопедагогика. Теория и практика. Материалы научно - практической
конференции. - М.: Классика - XXI, 2003.







.









13PAGE 15


13PAGE 14315