Конспекты по социологии Культура как объект для социологического анализа


Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение3Глава I. Культура как социальное явление PAGEREF _Toc403952085 \h 41.1. Основные элементы культуры: понятия, ценности, нормы PAGEREF _Toc403952086 \h 41.2. Культура как предмет социологического исследования PAGEREF _Toc403952087 \h 51.3. Основные социологические концепции культуры PAGEREF _Toc403952088 \h 8Глава II Структурный стиль и универсалии культуры PAGEREF _Toc403952089 \h 92.1. П.Сорокин: структурный стиль культуры. Идея культурного цикла и социодинамика культуры PAGEREF _Toc403952090 \h 92.2.Культурные универсалии и многообразие культурных форм PAGEREF _Toc403952109 \h 112.3.Функции культуры PAGEREF _Toc403952112 \h 13Глава III. Социологический подход к изучению культуры173.1.Основные теоретические подходы в исследовании культуры173.2. Элементы культуры173.3. Особенности современного культурного процесса19Заключение21Литература22
«Культура как объект для социологического анализа»Важнейшим элементом социальной структуры современного общества является культура. Она порождается материальными потребностями людей, их нравственными эстетическими запросами, практическими интересами различных общностей и групп, отдельных индивидов, входящих в их состав. Через понятие «культура» обозначают и социальный прогресс, и его результат. Сегодня проблемы развития культуры, отмирание старых и появление новых тенденций и их противоречия стоят особенно остро.
Данное исследование является актуальным т.к. сегодня человечество в целом и Россия в частности переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. Нарождается принципиально новый тип культуры – культура постиндустриального общества, в результате чего исчезают или забываются различные элементы и универсалии культуры. Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, уникальным значением культуры в развитии как общества, так и отдельной личности и ее социализации.
Гипотеза:
Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни;
Культура прогрессирует благодаря развитию всех ее элементов;
Развитие культуры тесно связано с историей.
Предмет исследования: культура как объект социологического анализа.
Цель исследования: изучение культуры как социального явления.
Задачи исследования:
Определить понятие "культура";
Выявить функции культуры , ее структурный стиль и универсалии;
Выявить особенности современного культурного процесса.
Метод исследования: теоретический (изучение и анализ источников по данной проблеме).
В данной работе я использовала исследования А.К.Уледова, П.Сорокина, Ю.Р.Вишневскиого В.Б.Чурбанова и др.
Глава I. Культура как социальное явление 1.1. Основные элементы культуры: понятия, ценности, нормыКультура — многозначное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения и деятельности. Социологический словарь дает следующие определения понятия «культура»: Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.   Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.    Культуру можно разделить на разные виды:  
по субъекту (носителю культуры) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;
 по функциональной роли — на общую (например, в системе общего образования) и специальную (профессиональную);
по генезису — на народную и элитарную;
по видам — на материальную и духовную;
по характеру — на религиозную и светскую.
«В социальном аспекте культура - это система социально значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций, общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и социального регулирования. Общество как большая социальная группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта социального взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы». Благодаря культуре функционирует и воспроизводится социальная структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры социальных взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий. Выявлено два основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Исходящие из материалистического понимания истории видели в духовной культуре вторичный фактор такого развития, а те, кто предпочел исторический идеализм, видели в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.
Социальная роль культуры проявляется в 3 аспектах:
Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.
Обеспечивая единство ценностей всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяя стабильность всей общественной системы.
Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно социальная роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).
Таким образом, можно сказать, что культура это весь процесс преобразовательной деятельности человека и общества, как духовной, так и материальной. Культура как социальное явление представляет собой элементы, включающие в себя понятия, ценности, нормы, играющие большое значение в жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей.
1.2. Культура как предмет социологического исследованияВ отечественной социологии сложилось несколько подходов к трактовке социологии культуры. Предметом социологического исследования культуры может быть, во-первых, вся система культуры как единое целое или любой из ее видов, взятые во взаимодействии с другими общественными системами; во-вторых, каждый из элементов культурной коммуникации, взятой в соотношении с другими элементами культуры или в соотношении с другими системами общества.   Однако в реальности в советской и российской социологии исследовались отдельные компоненты (или проблемы) социологии культуры. Даже исследователи методологических проблем социологии культуры (Л.Г.Ионин, Ю.Р.Вишневский, В.Б.Чурбанов и др.) в основном ограничивали себя анализом философско-социологических аспектов культуры, переходя затем к вопросам, касающимся отдельных компонентов культуры.   Одновременно получили самостоятельное развитие исследования институтов духовной жизни: клубного дела (Т.А. Кудрина, Р.К. Шеметило), кино (М.И. Жабский), искусства (А.Л. Сахметс, В.И. Волков, Г.А. Войтовицкая, В.С. Цукерман, Ю.В. Перов). Появились первые социологические исследования музейного дела, театра, библиотечной работы.   Особо следует отметить результаты уральской школы социологов под руководством Л.Н.Когана (1923–1997). И хотя в других научных центрах накоплен немалый опыт изучения феномена культуры, исследования на Урале долгие годы отличались размахом, полнотой, глубиной постановки вопросов и оригинальностью решения многих спорных проблем.   В целом в социологии культуры еще недостаточно всесторонне и полно решен вопрос о предмете исследования. На практике внимание все же сосредоточено на проблемах, которые связаны с исследованием духовной сферы общества и ее отдельных институтов. Предмет представляется весьма расплывчато и неопределенно, главным образом потому, что не решены и не обоснованы исходные теоретико-методологические принципы.    В связи с этим хотелось бы выделить несколько исходных принципиальных положений.
Во-первых, заслуживает очень пристального внимания позиция А.К. Уледова, оценивающего культуру как важнейшее системное качество духовной сферы общества. В этом случае соотношение понятий "общество" и "культура" предстает не как соотношение целого и части, а как соотношение целого и его качества.
Во-вторых, культура всегда связана с творческой деятельностью и в своем как материальном, так и духовном воплощении оказывается неотъемлемой характеристикой человеческого разума и свидетельствует о степени его преобразующей силы при решении насущных проблем.
В-третьих, для социологии культуру важно рассматривать как совокупность материальных и духовных ценностей.
В-четвертых, при определении культуры надо иметь в виду эстетический компонент как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сфере деятельности людей.
И, наконец, социология культуры исходит из того, что культура представляет собой сферу самореализации общественного индивида как субъекта культурно-исторического процесса.
« Выступая в качестве одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм индивидуального, группового и общественного сознания и практической деятельности, направленных на материальное или духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентации и т.д. В культуре отражается и закрепляется социально-личностное качество созидательного труда человека. Именно феномен культуры позволяет органически соединить в себе не просто производство вещей и сознания в его абстрактных формах, а производство самого человека как общественного человека, т.е. производство его во всем богатстве общественных связей и отношений, во всей целостности деятельностного существования».    Исследуя культуру, социология исходит из того, что назначение ее многообразно. Поэтому социологией культуры рассматриваются также и каналы, удовлетворяющие потребности людей в приобщении к эстетическим ценностям, оценивается, как формируются вкусы, предпочтения, как осуществляется эстетическое восприятие окружающей действительности.
Культура – это пространство воспитания, которое присущими ему методами способствует формированию не только эстетического, но и политического, правового идеала. Через экран, книгу, сцену, эстрадную площадку, залы музеев человеком осознается творческая деятельность народа, его культура, его будущее. Однако же нарушение меры в подаче этого материала серьезно искажает работу учреждений культуры, подрывает веру и девальвирует ценности гуманистического образа жизни.   Большинством людей осознается деятельность многих учреждений культуры как сфера отдыха, проведения досуга, использования свободного времени. И принижение значения этой функции чревато негативными последствиями, ибо сосредоточение внимания только на воспитательной стороне нередко приводит к назидательности, нравоучительности, что, конечно, отталкивает людей от этих форм работы. Развитие исследований культуры остро поставило вопрос о связи ее с творческой деятельностью – трудовой, политической, социальной. В социологической литературе начали усиленно разрабатываться проблемы профессиональной, экономической, политической, нравственной, экологической, правовой и проч. культуры.    Особую актуальность приобрели проблемы сочетания мировой и национальной культур. Сами по себе эти грани культуры постоянно изучались, однако их взаимодействие недооценивалось, а иногда даже просто игнорировалось. Умолчание о противоречиях в развитии национальных культур привело к нарушению сбалансированности духовной жизни, вызвало неопределенность, посеяло недоверие и подозрительность одного народа к другому. И в этом частично повинна социология, так как зачастую выпячивались данные, свидетельствующие о благоприятных явлениях во взаимоотношениях национальных культур, и скрывались факты, которые предостерегали от неоправданно оптимистической и однозначной оценки.
При анализе проблем культуры нельзя не обратить внимание на тот факт, что Россия заметно отстает в материальной обеспеченности культурных потребностей, в оценке происходящих изменений в художественной культуре. Доля национального дохода, затрачиваемого на культуру, уменьшилась в несколько раз даже по сравнению с периодом первых пятилеток. Сравнение с показателями развития культуры индустриальных капиталистических стран также не в пользу нашей страны. Лишь отмена в последние годы ограничений в театральном деле сразу же дала всплеск в организации новых студий.    Не менее сложные и неоднозначные процессы связаны с закрытием или ограничением деятельности клубных учреждений, библиотек, парков культуры и отдыха и других мест удовлетворения духовных запросов.
Таким образом, социологическая картина культуры – чрезвычайно сложное, мозаичное полотно, сотканное из противоречивых тенденций, прорывов в будущее и тупиков поиска, творчества, путей возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности.

1.3. Основные социологические концепции культурыФрейдистское направление. Общество и культура - продукты не столько сложных социально-исторических процессов, сколько сублимированных биологических инстинктов и влечений. Культура связана со структурой личности и механизмами психических процессов. Базисом культуры является передаваемый по наследству Эдипов комплекс. «Культура репрессивна по отношению к человеку, и в этом заключается основное противоречие общества и культуры".
Символическое направление. Культура - это организация вещей и явлений, основанных на символах. Это язык, обычаи, орудия труда, убеждения и многое другое, рассматриваемые отдельно от их человеческих носителей.
Основа культуры - символы. Истоки символических теорий восходят к И.Канту. По его мнению, человек живет в мире явлений, не тождественных объективной реальности. Явление в кантовском смысле отделено от действительности и выступает лишь как символ последней. Немецкий философ Э.Кассирер, противопоставляя символическую теорию культуры натуралистически-позитивистской, продолжает развитие идей И.Канта: человек живет в символической вселенной, он не может иметь дело с действительностью. Вместо того чтобы иметь дело с вещами, человек все время беседует сам с собой. Он настолько облек себя в языковые формы, художественные образы, мифические символы и религиозные обряды, что не может видеть или знать что-либо без помощи этих искусственных средств. Даже в практической сфере человек не живет в мире твердых фактов или согласно своим непосредственным нуждам и желаниям. Он живет в мире воображаемых эмоций, в надеждах, страхах, иллюзиях и разочарованиях, фантазиях и мечтах.
Марксистское направление. Основа культуры - производительные силы и производственные отношения, целесообразная деятельность человека. Культура - продукт истории и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры - производство материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы - все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры.
Таким образом, в этих различных друг от друга направлениях культура определяется как репрессивная основа по отношению к человеку и обществу, как основа формирования материальных благ, так и существование человека в определенных символах.
Глава II Структурный стиль и универсалии культуры2.1. П.Сорокин: структурный стиль культуры. Идея культурного цикла и социодинамика культуры« Свою концепцию всемирно-исторического развития культуры разработал П.А. Сорокин (1889 - 1968) - юрист, философ, историк культуры, один из наиболее видных социологов XX века. В работе «Структурная социология» Сорокин вводит понятие социокультурное взаимодействие.
Оно включает 3 аспекта:
личность - субъект взаимодействия;
общество - совокупность взаимодействующих личностей;
культура - значения, ценности и нормы, которыми владеют взаимодействующие лица».
Ни один из этих трех элементов не может существовать без двух других, иначе он теряет всякий смысл. Без культурных ценностей человеческое взаимодействие было бы только биофизическим, а не социальным явлением.
Фундаментом культуры являются ценности.
Культура представляет единство, все части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают доминирующую ценность.
Ориентация культуры на определенную ценность является основой ее типологии. Ценностью может выступать как чувственное, так и сверхчувственное начало, либо синтез того и другого. В соответствии с этим им выделяются три исторических типа культуры, к которым сводится все многообразие культур: идеациональный, чувственный (сенситивный) и идеалистический.
В идеациональной культуре бог как сверхчувственное и сверхразумное начало признается истинной реальностью и высшей ценностью. Эта культура, по своей сути, религиозна. В ней преобладают духовные ценности, поклонение абсолюту, богу, идее. Такой культурой была культура брахманской Индии, буддистская культура, греческая культура архаического периода (VIII - VI вв. до н. э.), европейская средневековая культура V - XII вв.
В качестве примера идеациональной культуры Сорокин подробно рассматривает культуру Запада средних веков. Ее главным принципом и главной ценностью был бог. Все взаимосвязанные компоненты средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип: архитектура и скульптура средних веков были библией в камне, литература была пронизана религией, музыка носила религиозный характер, основными темами в живописи были библейские сюжеты, наука и философия превратились в служанок богословия и т.д. Высшей идеациональной истиной является истина веры. Она постигается с помощью мистического опыта, божественной интуиции и вдохновения.
В идеациональной культуре существовало безразличное, даже негативное отношение к чувственному миру с его радостями и ценностями.
Второй тип культуры - чувственная (или сенситивная). Она является антиподом идеациональной. Эта культура существовала в Древней Ассирии, в античной Греции и Риме (III в. до н. э. - IV в. н. э.), в последние эпохи птолемеевского и римского Египта. В Европе этот тип культуры сложился в XVI в. и продолжает свое существование в XX веке. В рамках чувственной культуры окружающий человека мир признается объективным и реально существующим. В чувственной культуре получают развитие естественные науки, поскольку они основываются на опытном, эмпирическом знании. Резко возрастает число научных открытий и изобретений. Например, в XIX в. в Европе было сделано больше научных открытий и технических изобретений, чем за все предыдущие эпохи, вместе взятые: 8527.
В чувственной культуре преобладающими становятся материальные ценности. Здесь вечные ценности вытесняются ценностями временными. Чувственное общество живет лишь в настоящем и ценит только настоящее.Третьим типом культуры является идеалистическая культура. Она выступает как промежуточная и переходная между идеациональной и чувственной культурами. В ней гармонично сосуществуют наука, философия, религия, искусство, а в искусстве уживаются реалистический, символический и аллегорический стили. Исходным принципом идеалистической культуры является признание того, что реальная действительность многообразна, в ней сочетаются чувственная и сверхчувственная стороны, идеациональные и сенситивные ценности. Расцвет идеалистической культуры приходится на золотой век античности (V - IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение.
Итак, Сорокин выделяет 3 исторических типа культуры. В основу своей культурно-исторической типологии он положил такой классификационный принцип, как соотношение в культуре материального и духовного начал. Чередование этих типов культуры подчиняется строгому закону: идеациональная культура сменяется идеалистической, а затем - чувственной. Этим историко-культурный цикл завершается. Затем культура продолжает свой путь, повторяя те же типологические формы и в той же жесткой последовательности. Сменяемость культур здесь объясняется тем, что каждая культура, исчерпав свои возможности, свой созидательный потенциал, уступает место другой. При переходе от одного типа культуры к другому общество переживает кризис, но не погибает. В подобном кризисном состоянии оказалась современная западная цивилизация. Она переживает переход от чувственной культуры к идеациональной. Наиболее очевидны проявления кризиса современной чувственной культуры в сфере морали.
Сорокин выделяет основные черты современной кризисной морали:Полезность, утилитарность. Современный человек делает только то, что ему полезно и выгодно.
Гедонизм. В наше время ценится только то, что доставляет удовольствие, развлечение.
Денежное сумасшествие. Из всего извлекается денежная выгода - политики, науки, спорта, искусства. Моральный релятивизм, нигилизм, отсутствие моральных ценностей, которые считались бы абсолютными и священными. Это неизбежно приводит к моральной анархии, к тому, что каждый человек оказывается собственным моральным законодателем. Господство силы и принуждения в социальной жизни и отношениях между людьми.
Кризис современного искусства проявляется в том, что гедонистическая функция искусства низводится до простого чувственного наслаждения. Интерес к патологии и негативным сторонам жизни становится самодовлеющим. Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении идеациональной культуры с ее абсолютными религиозными идеалами. Через трагедию кризиса человечество должно вернуться к вечным, универсальным ценностям. Это будет сделано сначала лучшими умами человечества. Единственный путь выхода из кризиса - это нравственно-религиозное возрождение общества. Таким образом, рассматривая теорию П.Сорокина можно сделать вывод, что культура проявляется трех типах содержательного анализа концепции, то в ней можно обнаружить повторение каждого исторического типа культуры в другой культурной эпохе, на более высоком уровне совершенства.2.2.Культурные универсалии и многообразие культурных формДж. Мердок выделил общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят:
совместный труд;
спорт;
образование;
наличие ритуалов;
системы родства;
правила взаимодействия полов;
язык.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем Восток — Запад, национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.
Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.   Элементы элитарной культуры создаются профессионалами, она ориентирована на подготовленную аудиторию.   Народная культура создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование неотделимы от повседневной жизни. Субкультуры. Это части культуры, присущие определенным  социальным группам или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
Этноцентризм и релятивизм — это крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм.
Американский социолог Уильям Саммер назвал этноцентризмом такой взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.
Основой культурного релятивизма служит утверждение, что члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они анализируют эти мотивы и ценности в свете своей собственной культуры. Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе — сочетание этноцентризма и культурного релятивизма, когда индивид, испытывая чувство гордости за культуру своей группы или общества и высказывая приверженность образцам этой культуры, способен понять другие культуры, поведение членов иных социальных групп, признавая их право на существование.Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления.Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества. Различные направления ее анализа были тесно связаны с соответствующими вариантами теории массового общества. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.
Следует отметить, что в последние годы с развитием современных информационных технологий появляются принципиально новые явления. Происходит разделение "массы" на сегменты, развиваются процессы демассификации. Это ведет к росту культурного многообразия, сегментации рынка культурной продукции. Теперь понятие "массовая культура" акцентирует лишь один – рыночный аспект современной культурной ситуации. Массовая культура – это набор культурных продуктов с товарными свойствами; это товар, в котором экономические характеристики, т.е. возможность продать на рынке, являются главным критерием, а ценностная загруженность отошла на второй план. Изменившиеся технологические формы производства культуры уже не позволят вернуться к старым, традиционным образцам – они могут сохраниться только на периферии культурной жизни. В процессе жизненного цикла современного культурного продукта, включающего в себя такие этапы, как творческая работа, производство авторского экземпляра, промышленное производство (тиражирование), реклама, оптовая и розничная торговля, импорт/экспорт и архив, творческая часть составляет 10%, а остальное подчиняется обычным товарным законам. Тем не менее, борьба между защитниками ценности культуры и сторонниками применения критерия "товарность" к любому виду продукции, в том числе и культурному, продолжается.
Таким образом, самый рациональный путь развития и восприятия культуры в обществе – это толерантность, т.е. терпимое отношение к культуре и обычаем других народов. Необходимо заметить, что культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий и их особенностей.

2.3.Функции культуры
Культура как форма деятельности в конечном итоге предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры, ее роль, которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях.
Функции культуры – это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историческим опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
Многомерность культуры как социального явления проявляется в следующих функциях.
Информационная функция. Культура в обществе – это большое информационное поле. Оно включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Культура дает обществу языки – знаковые системы. Ее необходимым компонентом является социальная память, в которой хранятся духовные достижения человечества. В ней содержатся программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений предков. Поэтому культура выступает как своего рода информационное обеспечение общества, причем общество само создает свое информационное обеспечение.
Информационная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человека нет другого пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. В пространстве передача культуры происходит благодаря миграциям носителей информации и культуры. Каналом передачи информации во времени и пространстве является не только духовная, но и материальная культура. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики несет на себе определенную информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны.
Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Человек как биологический вид не имеет своей экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную культурную среду. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, различные продукты питания. Оно все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Увеличивается эффективность труда, изобретается масса вещей, средств и способов, с помощью которых можно облегчить и улучшить жизнь, побеждаются болезни, увеличивается продолжительность жизни. Однако, вместе с тем культурная эволюция рождает новые угрозы для человечества. Рост технической вооруженности, создание мощных средств воздействия на окружающую среду, орудий уничтожения и убийства в огромной степени усиливают опасности, подстерегающие человечество с этой стороны. Чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю, духовную жизнь. Уменьшая свою зависимость от сил природы, человек попадает в зависимость от сил культуры. Поэтому будущее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру.
Коммуникативная функция культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Отдельная личность способна быть носителем и творцом культуры лишь потому что она находится в социально-культурной среде. Культура творится людьми сообща, совместными усилиями. Предметы культуры могут быть продуктами индивидуальной деятельности, они могут составлять собственность отдельных индивидов, но культура как таковая есть общественное достояние. Культура является условием и результатом общения людей. Благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения; культура дает им средства общения – знаковые системы, языки. Результат – только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру: в общении они научились пользоваться знаковыми системами, фиксировать в них свои мысли и усваивать зафиксированные мысли других людей. Человеческая коммуникация, связь, общение развивались исторически. В период, когда не существовала членораздельная речь, люди общались при помощи языка жестов. Появление речи обеспечило человеку передачи разнообразной информации, для которой с возникновением письменности не оказалось препятствий в пространстве и времени. Благодаря письменности становиться возможным общение потомков с далекими предками. Новый этап коммуникации начинается с появления специальных средств связи, из которых сегодня наиболее эффективными является телевидение и Интернет. Компьютерные сети позволяют сделать доступным в любой момент любой источник информации.
Интегративная функция. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход мировой истории учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных “империй”, малые этносы и народы сохранились и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере. Сохранение культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Единство культуры является важным условием крепости государства. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию. Эти различия выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Взаимоотношения между этими группами складываются неоднозначно и сложно.
Функция социализации. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. Благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Функция социализации связана с выполнением одной задачи: сделать из первобытной человеческой особи разумного общественного человека. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и учатся жить, мыслить и действовать в соответствии с ними.
Оценочная функция. Эта функция выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся выяснить, что является благом. На протяжении всей истории человечества многие мыслители классифицировали все предметы и явления окружающего мира с точки зрения их полезности или вредности для выражения будущих поколений. У разных народов на разных этапах понятия о добре и зле и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют некоторое общечеловеческое начало, которое постепенно расширяется. Чем примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между первобытным человеком и современным мыслителем, между племенами дикарей и правовым государством. При общей оценке культурного прогресса нельзя сказать, что человек всегда правильно определяет полезность или вредность вещей и явлений. Опираясь на устоявшиеся традиции, он движется к высотам культуры с победами и поражениями. В духовной же жизни человека происходит постоянная борьба между охранительной традицией и обогащающим ее новаторством.
Нормативная функция. Эта функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности. Главная задача нормативной функции – поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части. Нормативная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали. Они изменяются в ходе истории, однако, по мере роста духовной культуры, развития средств массовой коммуникации, сокращения расстояний и усиления контактов и взаимообменов между народами растет осознание каждой личностью своей индивидуальности и одновременно своей принадлежности ко всему человечеству. Взаимообогащаются и становятся все более общечеловеческими и нормы морали. Следующим уровнем, на котором осуществляется нормативная функция культуры, являются права. Если нормы морали содержатся главным образом в религиозных текстах и документах, то нормы права, основываясь на нормах морали и конкретизируя их, излагаются в конституциях и законах. При этом они обретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Третьим уровнем, где проявляется ее нормативная функция, выступают обычаи и обряды. Помимо норм морали, права и обычаев, нормативная функция проявляется в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. К этому же уровню относятся и правила воспитания, этикета, личной гигиены и т.п.
Таким образом, предназначение культуры выражено в ее функциях.
Глава III. Социологический подход к изучению культуры3.1.Основные теоретические подходы в исследовании культурыФункционализм. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Система культуры — характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем — самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.
Символизм. Элементы культуры рассматриваются прежде всего как символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т. д.).
Адаптивно-деятельностный подход. В рамках данного подхода культура рассматривается как способ деятельности, а также как система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей. В деятельности людей взаимодействуют две ее стороны: внутренняя и внешняя. В ходе внутренней деятельности формируются мотивы, тот смысл, который придают люди своим поступкам, отбираются цели действий, разрабатываются схемы, проекты. Именно культура как менталитет наполняет внутреннюю деятельность определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней выборы, предпочтения.
Сделаем вывод: в теоретических подходах исследования культуры определено, что каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей, символы опосредующие отношения человека с миром и факторы определяющие преобразовательную деятельность человека.
3.2. Элементы культуры Язык — знаковая система для установления коммуникаций. Знаки различают языковые и неязыковые. Языки в свою очередь бывают естественные и искусственные. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.
Язык является ретранслятором культуры. Очевидно, что культура распространяется и жестом, и мимикой, но язык является наиболее емким, доступным ретранслятором культуры.
Ценности — это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то, к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка — отнесение к ценности).
Различают ценности:
терминальные (ценности цели);
инструментальные (ценности средства).
 Ценности определяют смысл целенаправленной деятельности, регулируют социальные взаимодействия. Иными словами, ценности ориентируют человека в окружающем мире и мотивируют. В систему ценностей субъекта входят:
смысло-жизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
универсальные ценности:
витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);
общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);
межличностного общения (честность, сострадание и др.);
демократические (свобода слова, суверенитет и др.);
партикулярные ценности (частные):
привязанность к малой родине, семье;
фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т.д.   В наши дни происходит серьезная трансформация системы ценностей.
Нормы допустимых действий. Нормы — это формы регуляции поведения в социальной системе и ожидания, определяющие круг допустимых действий.
Различают следующие виды норм:
формализованные правила (все, что официально записано);
правила морали (связаны с представлениями людей);
образцы поведения (мода).
Возникновение и функционирование норм, их место в социально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении общественных отношений. Нормы, упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию, распределяясь по степени их социальной значимости.   Убеждения и знания. Важнейшим элементом культуры являются убеждения и знания. Убеждения — это определенное духовное состояние, свойство, в котором соединяются интеллектуальный, чувственный и волевой компоненты. Любые убеждения включают в свою структуру определенные сведения, информацию о данном явлении, норме поведения, знания. Между знаниями и убеждениями связь устанавливается неоднозначно. Причины могут быть различными: когда знания противоречат тенденциям развития человека, когда знания опережают реальную действительность и т. д.  Идеология. В качестве своей основы убеждения имеют определенную информацию, утверждения, обоснованные на теоретическом уровне. Соответственно, ценности могут быть описаны, аргументированы в виде строгой, логически обоснованной доктрины или в виде стихийно сложившихся представлений, мнений, чувств.
В первом случае мы имеем дело с идеологией, во втором — с обычаями, традициями, обрядами, воздействующими и передающими свое содержание на социально-психологическом уровне.
Обряды, обычаи и традиции. Обряд — это совокупность символических коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы поведения и вызывающие определенные коллективные чувства (например, свадебный обряд). Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей.
Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношения людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов.
Традиции — социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии культуры, к утрате ценных достижений прошлого. И наоборот, преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
Таким образом, основными элементами культуры, которые играют немаловажную роль в ее формировании и развития являются язык, нормы, обычаи, традиции и идеологии, и конечно убеждения и знания.
3.3. Особенности современного культурного процесса
Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом традиционной культуры, как ни парадоксально, выступает само формирование человека в качестве субъекта культуры, как набора канонических стереотипных программ (обычаев, ритуалов). Трансформация же самих этих канонов достаточно медленна. Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала.
В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской революции, когда попытки полного отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях к невосполнимым потерям в этой сфере.
Если возможно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли возможно представить создание культуры «на пустом месте», совершенно отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т. е культурного творчества. В последнем всеобщее органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. В этом смысле тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – есть распространение, а не созидание культуры. Необходимость распространения культуры, как кажется, не нуждается в доказательствах. Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи. На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную важность для понимания уровня развития культуры приобретает история культуры. Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д. В то же время, сфера современной культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами и эпохами. Культурная самобытность любого народа неотделима от культурной самобытности других народов, и все мы подчиняемся законам культурной коммуникации.
Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ мировой культуры связан, прежде всего, с идеями исторической и органической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, выраженного, прежде всего в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации предполагает и соответствующие принципы действия.
«Современное состояние культуры вызывает обоснованное беспокойство. В течение многих лет, культура, духовный потенциал нашего общества базировался на стереотипах догматического мышления, которое органически вросло сознание многих людей и не может измениться сразу. При этом надо учитывать, что духовный потенциал не может быть сведен к сумме духовных ценностей. Он имеет и другое измерение, которое может быть обозначено понятием «духовность». Духовность общества или личности выступает в качестве уровня, меры, степени освоения всего богатства культуры».
Таким образом, социально-культурный прогресс в настоящее время связан с широким освоением членами любого общества своего культурного окружения, сформированием умения трансформировать его в жизненную среду.
ЗаключениеТаким образом, в ходе своего исследования мы выявили, что социологическая картина культуры – чрезвычайно сложное, мозаичное полотно, сотканное из противоречивых тенденций, прорывов в будущее и тупиков поиска, творчества, путей возвышения ценностей и преодоления интеллектуальной ограниченности. Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации. Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы. Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни и что, прогресс культуры связан с развитием всех ее элементов, с развитием всей духовной жизни в целом. Это относится к науке, системе образования, искусству, литературе, морали, идеологии, политической культуре и т.д., каждый из них требует внимательного исследования.
Используемая литература и источники
Борисов С.Б. Социология. Шадринск, 1995.
Гуревич П.С. Философия культуры. М.,1994.
Гидденс Э. Социология. М.:Эдиториал УРСС, 1999.
Данидюк Г.Л. Прикладная Социология. Минск, 1979.
Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч.1,2. М.,1994.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.,1996.
История социологии в Западной Европе и США. Под. ред. Г.В.Осипова. М.:НОРМА: ИНФРА,1999.
Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург.1992.
Мендра А. Основы социологии. М.: NOTA BENE, 2000.
Г. И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2003.
Развитие социологии в России. Учебное пособие для вузов. Под ред. Кукушкиной Е. И. М.: Высшая школа, 2004.
.Смелзер Н. Социология. М.,1994.
.Социология. Под ред. Ю. Г. Волкова, В. И. Добренькова, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попова. М.: Гардарики, 2006.
Социология. Учебное пособие для вузов. Под ред. А. Н. Елсукова. Минск: Тетра Системс, 2000.
Социология: Учебное пособие для вузов. Под ред. А.С.Попова. Пенза: ПГПУ им. Белинского В.Г. 1995.
Фролов С.С. Социология. М.,1997.