Методическая разработка Проведение военно-спортивной игры «Орленок» в условиях организованного летнего отдыха детей

Проведение военно-спортивной игры «Орленок»
в условиях организованного летнего отдыха детей

Анализ ситуации в России за последние годы показывает, что нравственные ценности в нашем обществе – сопереживание, сопричастность, коллективизм, ответственность друг за друга – утрачены. Акцент сместился на проявление практичности и рационализма. В результате этого усилилась разобщенность людей, упал уровень нравственности, происходит разрушение семей, утрачивается истинный смысл жизни. Более того, сознание молодежи криминализируется, происходит катастрофический рост девиантного поведения среди подрастающего поколения – наркомания, бродяжничество, тунеядство, алкоголизм, половая распущенность. Все это ведет к деградации общества в целом. Неотложная задача государственных образовательных структур, ответственных за нравственное здоровье нации, - провести социально-педагогическую коррекцию подрастающего поколения.
На каждом проводимом занятии следует уделять большое внимание патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Именно таким образом мы будем способствовать воспитанию и формированию у детей: 
- нравственных чувств (совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм); - нравственного облика (терпение, милосердие, незлобивость, жертвенность); - нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявление самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного здоровья (создание условий для сохранения физического и психического здоровья, воспитание негативного отношения к вредным привычкам, пропаганда физической культуры и здорового образа жизни);
- нравственного поведения (проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли, готовности служения людям и Отечеству).

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных учреждений, в частности, образовательных учреждений дополнительного образования военно-патриотической направленности.
Сочетание в системе военно-спортивных игр теоретических знаний, практического их применения, основанного на игровой деятельности и принципах самоуправления в детском коллективе, использование исторического опыта предыдущих поколений создают систему сознательного отношения и поведения личности в гражданском обществе, мотивацию на действия ребенка в интересах коллектива и гарантию воспитания патриотических и духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении.
Система игр в комплексе решает задачи патриотического воспитания молодых граждан. Методы и формы проведения игр преследует цель воспитания активной гражданской позиции и развитие творческих способностей у детей, а также закладывают прочную основу моральной, психологической и физической подготовки подростков к службе в рядах Вооруженных Сил России.
Важно, что организация военно-спортивной игры осуществляется в тесном взаимодействии образовательного учреждения с государственными и общественными структурами - Департаментом образования и молодежной политики администрации города, отделом военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по городам Лангепас и Покачи, городской общественной организацией «Боевое братство».

Проблема нравственности напрямую связана с формированием и развитием коллектива. Коллектив во многом определяет отношение человека к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Коллектив является основной социальной средой, в которой воспитываются потребности, раскрываются задатки, формируются способности личности.
Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная деятельность. Одной из таких форм деятельности является военно-спортивная игра. Она включает в себя элементы, способствующие физическому развитию подрастающего поколения, укреплению их выносливости, способности стойко переносить возникающие трудности; задания, развивающие мышление, смекалку, память, умение правильно действовать при возникновении непредвиденных ситуаций чрезвычайного характера; вовлекают в историческую жизнь малой родины и всей страны, прививая чувство патриотизма.
Игра направлена на развитие детского самоуправления, всестороннее развитие личности участников. Она активизирует творческие способности и самодеятельность обучающихся, стимулирует интерес к учебе и самообразованию, развивает и совершенствует опыт общения. На таких мероприятиях дети учатся сплачиваться в единый сильный коллектив, учатся доверять друг другу при выполнении заданий.

Сценарий проведения военно-спортивной игры «Орленок»

Цели:
- совершенствование военно-патриотической и спортивно-массовой работы в период детского летнего отдыха;
- - привитие детям чувства коллективизма и сплоченности;
- формирование силы воли и силы духа, готовности к защите Родины, к преодолению жизненных испытаний;
- воспитание патриотизма и гражданственности, духовности и чувства сопричастности у молодого поколения к истории России;
- освоение навыков оказания первой медицинской помощи;
- совершенствование содержания, форм и методов работы по патриотическому воспитанию в городе Лангепасе.

Задачи:
- создание крепкого, слаженного, целеустремленного коллектива;
- приобщение детей и молодежи к историческому, культурному и духовному наследию;
- формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у подростков;
- формирование личностных качеств, необходимых для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, силовых структурах, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в экстремальных условиях;
- совершенствование военно-патриотического воспитания и физической культуры детей и подростков;
- развитие инициативы и самостоятельности у подрастающего поколения на основе игровой деятельности.

Место проведения: база отдыха «Юнтур».

Участники: обучающиеся младших и средних классов.

Подготовительный этап:

Разделить детей на команды.
Разучить военно-строевые песни, девизы отрядов; придумать эмблемы отрядов.
Пригласить в жюри представителей Департамента образования и молодежной политики, отдела военного комиссариата Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по городам Лангепас и Покачи, участников боевых действий, родителей,
Подготовить инвентарь: обручи, кегли, скакалки, надувные шары, дартс, зашифрованные сообщения, альбомы, карандаши, санитарные сумки.
Подготовить наградной материал: призы, грамоты, сладости.

Ход проведения мероприятия:

1. Построение.
2. Историческая справка об игре.
3. Представление жюри.
4. Предоставление слова главному судье (судья рассказывает о ходе соревнования, об эстафетах).
5. Объявление старта военно-спортивной игры «Орленок».
6. Этапы игры:
6.1. Представление команд: название, девиз.
6.2. Строевая подготовка: демонстрация умений выполнять строевые команды, маршевый шаг с песней.
6.3. Преодоление препятствий.
6.4. Конкурс историков: ратные страницы истории Отечества.
6.5. Соревнования санитаров: оказание помощи условно пострадавшему.
6.6. Конкурс «Меткий стрелок».
6.7. Работа редколлегии: зарисовки игры «Орленок».
6.8. Конкурс силачей: подтягивание на перекладине, отжимание, перетягивание каната, жим гантелей.
6.9. Конкурс разведчиков: расшифровка сообщения и обнаружение пакета.
7. Подведение итогов, награждение победителей.

Заключение

Система военно-спортивных игр в комплексе решает задачи изучения истории и символов Отечества, сохранения славных боевых традиций российской армии и флота, уважения к ратному труду, в целом - патриотического воспитания юных граждан России. Такое качество личности, как патриотизм, формируется только в результате достаточно сложного, систематического и целенаправленного процесса воздействия, которое называется воспитанием. Это обусловливает необходимость специальных государственных мер по патриотическому воспитанию детей и молодежи. В современных условиях, когда решается проблема профессионализации личного состава Вооруженных Сил РФ, значительно возрастает роль и значение содержания военно-патриотического воспитания. Мы надеемся на то, что система мер по военно-патриотическому воспитанию юных граждан и впредь будет совместно реализовываться всеми заинтересованными организациями и получать поддержку органов власти всех уровней.


15