Статья Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию


ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ЕГЭ И ГИА
ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Подготовка выпускников к ЕГЭ и ГИА по истории и обществознанию должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса поэтапно:
1 этап - работа с понятиями на уроках: выделение ключевых слов-маркеров; подчеркивание; перевод из одной знаковой системы в другую;
2 этап - работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста;
составление плана простого и сложного; выполнение заданий С1 - С4.
3 этап - работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.
4 этап - работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.
5 этап - внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий)

В 5-7 классах, на мой взгляд, наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры и семинары.
Для реализации системы индивидуальных письменных заданий по истории и обществознанию хочется порекомендовать некоторые общие условия, обеспечивающие эффективность индивидуальной практической работы как на уроке, так и дома.
Индивидуальную практическую работу лучше выполнять письменно, особенно в старших классах – это способствует развитию письменной речи и готовит к новому формату экзаменов.
Индивидуальная практическая работа наиболее целесообразна на уроках закрепления и углубления нового материала и развития умений и навыков, иногда – в качестве домашнего задания (естественно, объём домашней работы не должен быть слишком большим). При этом, кроме уже традиционных заданий по составлению планов и таблиц, хороший эффект дает использование метода «незаконченных предложений», когда учащимся необходимо подобрать дополнительную недостающую информацию к уже имеющимся сведениям (Например, по обществознанию- « Разумными потребности человека будут тогда, когда….»)
Необходимо использовать задания разных уровней сложности .
Еще одним важным этапом подготовки учащихся к итоговой аттестации является регулярное изучение нормативных документов по ЕГЭ и ГИА, а также изменений, вносимых в структуру КИМов; Важно изучить аналитические отчеты ФИПИ по результатам экзаменов текущего года, в которых дается не только качественный анализ заданий и типичных ошибок, допущенных выпускниками, но и даются ценные методические рекомендации по подготовке к экзаменам в следующем году.
С учетом таких рекомендаций строим свою работу свою работу на уроке следующим образом.
1) В части А и С на ЕГЭ и ГИА выпускники часто допускают ошибки в работе с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий, Поэтому считаю очень важным вести работу по формированию ведущих понятий курса. Для этого, начиная с младших классов, учащиеся должны уделять внимание словарям терминов, по которым я провожу регулярные письменные контрольные работы и устные опросы на каждом уроке в качестве дополнительных заданий. Таким образом, происходит закрепление понятийного минимума как отдельным учеником, так и класса в целом.

2) Опыт последних лет проведения ЕГЭ и ГИА показал, что по-прежнему высок (около20%) уровень невыполнения заданий на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических).
Поэтому важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ и ГИА является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос.
3) В части 2 (В) экзаменационной работы трудными для выполнения оказались для учащихся задания на определение последовательности событий. Эти умения, несомненно, во многом базируются на знании фактов. При формировании умения определять последовательность событий эффективными бывают такие формы, как работа с лентой времени, построение различных информационных таблиц.

4)также нужно уделить внимание заданиям ЕГЭ по обществознанию С8 и С5 на ГИА по истории. Оно требует составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме курса. Следует иметь в виду, что составление сложного плана как вид деятельности далеко не часто используется в педагогической практике преподавания обществоведческого курса, поэтому значительная часть учащихся не владеет необходимыми для выполнения задания умениями или владеет ими в недостаточной степени.
Формирование навыков составления развернутого плана на многочисленных примерах показывает, что учащиеся усваивают этот прием не сразу, не на одном уроке, а постепенно. Работа над приемом требует от учителя настойчивости и терпения. Основная работа по этому направлению, должна проводиться в пятых-седьмых классах, быть систематической и последовательной.
Подготовка к выполнению данного задания должна охватывать значительный период обучения в основной школе. В течение этого периода учащиеся должны научиться: обобщать и формулировать в виде небольшой фразы основное содержание фрагмента текста; проводить отбор материала, необходимого для раскрытия темы или ее части; «вписывать» отобранные факты в контекст заданной темы; определять логику, последовательность изложения материала
При анализе работ учащихся над планами по истории в младших классах я стараюсь выявить типичные недостатки у каждого ученика. Познакомив учащихся с этими недостатками, я стараюсь направить самостоятельную работу учеников по определению правильного способа деятельности, но не оставляю их работу без внимания. Планы учащихся систематически подвергаются разбору при регулярной проверке конспектов в старших классах, а также на каждом уроке при проверке и уточнения правильности выполнения планов и других видов самостоятельной работы, выполненных как домашние задания. В результате, к старшим классам у учеников вырабатывается определенная последовательность действий при составлении плана:
Для формирования умения раскрывать предложенную тему в виде сложного плана целесообразно попробовать использовать следующий прием. Учащимся предлагается при изучении ряда тем одновременно формулировать пункт плана и тезисно раскрывать знание, стоящее за этим пунктом. Этот методический прием позволит, во-первых, исключить «пустые» пункты, не обеспеченные содержанием. Во-вторых, такая работа позволит выработать видение изучаемых тем, как на уровне целостного восприятия, так и на уровне основных идей, содержательных составляющих. Выделение основных идей первоначально может проводиться по тексту учебника и, желательно, вместе с учителем, с разбором вслух каждого предлагаемого учащимися пункта и подпункта.
Особую сложность вызывает написание эссе.
Готовить учащихся к выполнению такого рода заданий необходимо также, начиная с 8-9-х классов. В своей педагогической практике я использую следующий прием. После прохождения некоторых тем учащимся предлагается дома написать рассуждение по одному из нескольких предложенных высказываний. Высказывания нужно подобрать так, чтобы они соответствовали только что изученной теме, тогда работа над эссе превратится в интересный способ закрепления материала. Следующий урок начинается с того, что 1-2 учащихся зачитывают перед классом свои ответы. В оценивании я пользуюсь следующим критерием: Оценка «5» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями. Оценка «4» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов, дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретического обоснования (2 первичных балла ЕГЭ). Оценка «3» ставится, если: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на бытовом уровне; аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием проблемы (1 первичный балл ЕГЭ). Оценка «2» ставится, если: собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена формально (выражено согласие или несогласие с автором высказывания); проблема не раскрыта; аргументация отсутствует или дана информация не в контексте задания (0 первичных баллов ЕГЭ). Учащиеся также должны знать эти критерии.
В старших классах учеников можно готовить к правильному оформлению работы и предложить использование следующих приемов:
- схему выбора темы эссе: 1. Понятен ли мне смысл высказывания? Что хотел сказать автор? С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Согласен ли я с высказыванием. Как выразить свое отношение к нему? Какие обществоведческие термины нужны мне для обоснования своей точки зрения? Какие я могу привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта для обоснования своей точки зрения?
- использование приемов, которые позволяют украсить и усилить работу. К ним относят:
Краткую информацию об авторе высказываний. (Имена его предшественников, последователей или научных противников.Описание различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению.
Указание на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
Обществоведческие клише, которые могут использоваться в эссе. Во вступительной части:
-Для меня эта фраза является ключом к пониманию …
-Выбор данной темы продиктован следующими соображениями-
- Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание
- Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что …
В основной части:
- Для полемического эссе: С одной стороны,
- Проиллюстрируем это положение следующим примером …
- Рассмотрим несколько подходов …

В заключении: Подведем общий итог рассуждению … , таким образом, Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания …
Кроме того, считаю не лишним напомнить учащимся о том, что вступление (начало) и заключение (вывод) акцентируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении автор подводит итоги).
Начинать эссе целесообразно с ясного и чёткого определения своей позиции:
«Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утверждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» и другие варианты выражения своего согласия или несогласия.
Советую начинать работу с написания черновика. Полезно оставлять широкие поля, чтобы вносить в текст исправления, дополнения, уточнения в процессе работы над его окончательным вариантом. На черновике можно в свободной форме записать всё, что может понадобиться в эссе: понятия, примеры, тезисы, аргументы, имена, события, имеющие отношение к теме.
Следующий этап – привести эти бессистемные записи в порядок, отсеять лишнее. Главная задача ученика – понять и раскрыть тему, а не «уйти» от неё.
В каждом предложении уместно сформулировать основную мысль автора, а затем приступить к изложению собственной позиции в отношении решаемой проблемы.
Мысли авторов в эссе должны излагаться в форме кратких тезисов, а мысль ученика подкрепляться доказательствами, поэтому за тезисами следуют аргументы.
В качестве аргументов могут служить ссылки на явления общественной жизни,
события, на научные доказательства, жизненные ситуации и личный социальный опыт.
Я считаю, что немаловажным элементом подготовки к ЕГЭ является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу учебного года допускают ошибки при их заполнении, кто от волнения, кто по невнимательности.

В заключении хочется сказать, что значительное количество ошибок допускается экзаменуемыми по причине невнимательности при чтении и анализе условий заданий. Действительно, умение внимательно прочитать и понять текст является важнейшим не только при сдаче ЕГЭ, но и в практической жизни любого человека. Большое количество ошибок, сделанных по невнимательности и из-за непонимания простых формулировок, свидетельствует не просто о «невезении», а именно о несформированности соответствующих умений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ и ГИА нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся выполнят экзаменационных заданий прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.
Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение.
В ходе изучения курса целесообразно усилить внимание к выработке широкого круга умений. Практически на каждом занятии могут быть использованы задания на сравнение сходных процессов, явлений; классификацию социальных объектов
При подготовке к ЕГЭ по обществознанию необходимо подбирать специальные задания, в которых учащиеся могли бы:
-моделировать различные социальные ситуации, устанавливать связи между теоретическими положениями и иллюстрирующими их социальными фактами.
-прорабатывать обобщенные понятия: при подготовке конкретизировать их фактами, примерами (как из области истории и обществознания, так и из смежных областей).
-регулярно прорабатывать научно-популярные тексты с целью найти, интерпретировать и прокомментировать полученную информацию. Пользоваться материалами СМИ, анализировать и интерпретировать их
Очень хороший эффект дает при подготовке к ЕГЭ и ГИА проектная деятельность. Проектная деятельность ориентирована на подготовку информационных и предметных компетенций, проверяемых ЕГЭ заданиями части А , В и С.
Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд и успех на экзамене во многом зависит от внутреннего настроя ученика.