Сказкотерапия при работе с детьми с ОВЗ

Сказкотерапия при работе с детьми с ОВЗ.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
В.А.Сухомлинский
Сказкотерапия имеет большое значение в развитии детей с ограниченными возможностями, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Погружаясь в мир волшебства и чудес, где сбываются желания, побеждает добро, дети примеряют на себя жизненные ситуации, и переживают судьбу героев, их чувства. Волшебное зеркало сказки открывает дверцу в чувственный мир детей, где и сердце становится зорким. Так сказка, помогает решить ряд задач, направленных на развитие личности ученика, поддержку его уникальности, самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей ребенка и, что очень важно, для становления характерной черты человека - эмоциональной отзывчивости.
Сказкотерапия ненавязчиво передает через сказки определенные знания, помогает развивать фантазию, логическое и образное мышление, правильную речь. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок, выражая свои мысли через речь, игрушки или героя открывает, порой, незаметно даже для самого себя, те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказка позволяет решать две важнейшие задачи: «задачу зеркала», т.е. помогает ребенку увидеть самого себя, познакомиться с собой, что в итоге развивает самосознание и гармонизирует личностное пространство, раскрывается потенциал ребенка в выстраивании отношений с окружающим. Данное направление обеспечивает психологическое сопровождение ребенка: эмоциональный комфорт через снижение уровня детской конфликтности, агрессивности, помогает ребенку в преодолении недостатков и превращении их в достоинства.
Пальчиковый театр это прекрасная возможность для ребенка сыграть сказку. Он может одеть любого персонажа себе на пальчик и поиграть. Театр – это уникальный речевой и сенсорно–двигательный «тренажер». Фигурки пальчикового театра помогут развить подвижность пальцев обеих рук, освоить речь персонажей и научат ставить мини–представления. Игру можно использовать для знакомства с героями и сюжетом сказки, для ознакомления с понятиями «справа-слева», «рядом» и т.д., для развития речи и мелкой моторики рук. С помощью этого вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие игрушки развивают интонацию, исполнительские умения, творческие способности в передаче образа героя из сказки.
Воспитание сказкой развивает коммуникативные способности школьников: они начинают говорить быстрее, грамотнее, целыми предложениями на хорошем литературном языке. В результате использования сказкотерапии можно отметить положительные результаты: повышено внимание во время совместной деятельности педагога с детьми, уровень познавательной активности и эмоциональной отзывчивости на художественные и музыкальные произведения.
Разновидности сказок:
1. Народные сказки, они несут множество идей, изложенные первозданным образным языком:
Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
Разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
Самое ценное дается через испытание, а то, что дается даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
2. Авторские или художественные сказки - это произведение, сочетающее в себе разумное начало и фантазию. Они также бывают различны:
художественные волшебные;
художественные о животных;
художественные бытовые;
психотерапевтические сказки, о проблемах и переживаниях человека;
дидактические сказки (обучающие);
психокоррекционные (создаются для мягкого влияния на ребенка).

   Для сказкотерапии может быть предложена любая сказка, которую нужно прочитать вслух или проиграть. При этом ситуация в сказке не должна иметь правильного готового ответа, ребенок должен при помощи взрослого или сам проследить ее смысл. Также ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки. Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, что бы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.






15