Методические рекомендации для закрепления лексического материала по теме Осень. Деревья



Лексическая тема: «Осень. Деревья».

Расширение словарного запаса детей:
Предметный словарь:
Время года, осень, зима, весна, лето, сезон, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, сапоги, плащ, куртка, перчатки, свитер, зонт, грибник, урожай, деревья, куст, листья, ковёр (из листьев), берёза, дуб, осина, рябина, ясень, липа, тополь, клён, лиственница, ель, сосна, ива, каштан, жёлудь, ствол, кора, корень, ветка, крона, сук, листва, древесина, пень, шишка, хвоя, крона, плод, семена.
Глагольный словарь:
Наступать, моросить, накрапывать, лить, дуть, срывать (листья), опадать, облетать, кружиться, шелестеть, хмуриться, расписать, пожухнуть, вянуть, краснеть, желтеть, засыхать, засыпать, собирать.
Словарь признаков:
Осенний, пасмурный, прохладный, хмурый, унылый, серые (дни), промозглый, мокрый, проливной, моросящий, косой, красный, жёлтый, бордовый, багряный, узкий, широкий, резной, разноцветный, золотая, рыжий, поздняя, хвойный, лиственный, дряхлый, могучий, высокий, низкий, старый, молодой, трухлявый.
Словарь наречий:
Мокро, сыро, ненастно, пасмурно, хмуро, дождливо, холодно, рано, поздно, ярко, солнечно, ветрено, высоко, низко, пышно, редко.

Лексико-грамматический строй речи:
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(подбор антонимов: ярко-тускло, ранний - поздний , пасмурный-солнечный ,толстая-…(тонкая ткань), чистая- …(грязная), светло-темно, сухая-…(мокрая); ).
Дидактическая игра «Сосчитай листочки, лукошко, грибы, корзинки с грибами » (согласование числительных 1, 2, 5 с существительными).
Дидактическая игра «В лесу»
(упражнение в образовании множественного числа существительных и их употреблении в именительном и родительном падежах. Пример:
У дома растёт берёза, а в лесу растут…(берёзы). В лесу много…(берёз).
Дидактическая игра «С какого дерева, чей лист?»
(образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными: Это лист берёзы, значит, это берёзовый лист).
Закреплять навык подбирать признаки к предметам, согласовывать существительные и прилагательные.
Д/и «Подбери слово- признак».
Согласование глаголов настоящего времени с существительными в числе; образование прилагательных от существительных.
Осень, погода (какая?)-..., лес, день (какой?)-...., солнце, утро (какое?)-....
Упражнение «Подбери слово» . Образование прилагательных от существительных .
День, когда идет дождь — какой? — ... (дождливый)
День, когда дует ветер — какой? — ... (ветреный)
Дождик, который идет осенью — какой? — ... (осенний)
Погода, когда часто идут дожди — какая? — ... (дождливая)
Погода, когда часто дуют сильные ветры — какая? — ... (ветреная)
Погода, которая бывает осенью — какая? — ... (осенняя)





-704850-704850



Закреплять навык составления предложений и продолжения начатой фразы.
Упражнение «Закончить предложения»
Дождь идет, дожди ... (идут).
Лист падает, листья ... (падают).
Цветок вянет, цветы ... (вянут).
Птица улетает, птицы ... (улетают).
Ветер дует, ветры ... (дуют). -704850-704850
Дожди идут, дождь ... (идет).
Листья падают, лист ... (падает).
Цветы вянут, цветок ... (вянет).
Птицы улетают, птица ... (улетает).
Ветры дуют, ветер ... (дует).
Дидактическая игра «Назови ласково» продолжать навык словоизменения .
солнце, день, ветер , дукошко , дерево , лист, ветка -..... , теплая куртка -, вязаная шапка- , длинный шарф-..,
Д/и «Подбери обобщающее понятие», «Назови одним словом»
Закреплять у детей умение называть обобщающие понятия.
- Развивать умение выделять части предметов (демисезонной обуви, одежды, головных уборов)
Д/и «Назови предмет по названным частям»
-Практиковать умение подбирать слова - действия
Дождь (что делает?) идет, моросит, льет
Ветер , солнце (что делает?)
Д/и «Чей,чья, чьё,чьи»
Практиковать у детей умение использовать в речи притяжательные
местоимения: «мой», «моя», «моё».
Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое.
Упражнение «Объясни значение выражения»
«Дрожит как осиновый лист», «Сесть в лужу».
Упражнение на спряжение словосочетаний в настоящем времени «Собирать листву», «Убирать урожай с огорода»
Проблемные вопросы «Что будет если птицы не улетят? С деревьев не опадут листья?», «Почему опадают листь?»
Развитие связной речи:
Составление описательного рассказа «Осенний лес » с использованием схематичного плана.

Летит орлица по синему небу
Крылья распластала,
Солнышко застала.
Сильна и могуча……..
(Грозовая туча). Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это (осень).
Говорю я брату: - ох,
С неба сыплется горох!
-вот чудак, - смеется брат,-
Твой горох ведь это (град).
***
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(Рябины) По небесам оравою
Бредут мешки дырявые,
И бывает иногда:
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой (тучи).
***
Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой...
(осинки)




















Стихотворения

****
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зардели клены,
В пурпуре осинки,- только дуб зеленый.
Утешает осень: «не жалейте лета.
Посмотрите -роща золотом одета»
****
Разбросала осень листья,
-704850-704850
Разукрасила их кистью.
Мы в осенний парк пойдем,
В букеты листья соберем.
Лист кленовый, лист с осинки,
Лист дубовый, лист рябинки,
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул низ.