МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ для студентов по учебной дисциплине «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»


Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Автомобильно-технический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
для студентов
по учебной дисциплине
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Количество часов: 40
Специальность: 23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Преподаватель: Д.А. Тельных
Уссурийск 2016
РАССМОТРЕНО
методической комиссией
профессионального цикла
Протокол № _____
от «____» сентября 20___ г.
____________ А.Н. Васильев УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УПР
__________ Т.И. Бражник

«____» ________20___ г.
В методических указаниях приведены основные требования по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по ОП. 06 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
предназначенные для обучающихся по специальности: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

В пособии приведены рекомендации по организации самостоятельной работы с учебниками, конспектами, рефератами, докладами и т.д., а также указаны виды самостоятельной работы по темам дисциплины, формы контроля самостоятельной работы по каждой теме и рекомендуемая литература.
Данные рекомендации способствует развитию знаний и умений обучающихся, постепенному и целенаправленному развитию познавательных потребностей, установки на самостоятельное пополнение знаний.
Рекомендованы к использованию при изучении учебной дисциплины. Методические рекомендации составил:
Преподаватель Тельных Дмитрий Александрович

Содержание
Стр.
Пояснительная записка……………………………………………….. 3 Введение……………………………………………………………….. 6 1. Общие положения о самостоятельной работе студентов…………. 7 2. Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов…………………………………….. 8 3. Характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ……………..………………………………………… 9 4. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ и объемы времени для студентов технического профиля………….. …………………… 18 6. Подготовка сообщения…..…………....................................................20
7. Поиск информации в Интернете……………………………………...23
8.Приложение А………………………………………………………… .26
10.Приложение Б………………………………………………………....27
11.Приложение В…………………………………………………………28
12. Приложение Г………………………………………………………...29
13. Литература………………………………………………………….....30
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов технического профиля: 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в качестве пособия при проведении внеаудиторной самостоятельной работы по программе учебных дисциплин (базовый уровень), которая предусмотрена рабочей программой.
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих обучающимся организовать самостоятельную работу по освоению темы или отдельных вопросов темы учебной дисциплины.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов (далее - СРС) - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью и основными задачами организации и осуществления самостоятельной работы обучающихся является:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию, специальную и дополнительную
литературу, периодическую печать;
развитие познавательных способностей и активности обучающихся
формирование самостоятельности мышления;
развитие исследовательских умений.
Объем СРС определяется Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО). СРС является обязательной для каждого студента, её объём в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам Колледжа.
При определении содержания СРС учитывается уровень самостоятельности обучающихся и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения он был достигнут.
Для организации СРС необходимы следующие условия:
готовность обучающихся к самостоятельному труду;
мотив к получению знаний;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического
и справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь.
Формы СРС определяются содержанием учебной дисциплины, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный характер или учебно-исследовательский характер. Форму СРС определяет преподаватель при разработке рабочих учебных программ изучаемых дисциплин и учебно-методических комплексов.
Самостоятельная работа обучающихся при изучении ОП. 06 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ», направленна на формирование
общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Для овладения знаниями:
чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
составление плана текста;
конспектирование текста;
выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
Для закрепления и систематизации знаний:
работа с конспектом лекции;
работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
ответы на контрольные вопросы;
составление терминологического глоссария по теме;
подготовка рефератов;
Форма предоставления отчета о выполнении задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся соответствует виду работы и оговаривается в задании.
Контроль и оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося в рамках текущего контроля успеваемости осуществляется преподавателем дисциплины по пятибалльной шкале. Отметка выставляется в журнал теоретического обучения, при этом дата выставленной отметки соответствует дате проверки выполнения задания внеаудиторной самостоятельной работы обучающимся.

Введение
С введением ФГОС нового поколения значение самостоятельной работы существенно возрастает. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д. Субъектная позиция обучающегося в обучении становится главным условием формирования опыта практической деятельности и на его основе - овладения компетенциями.
Это в свою очередь требует соответствующей реорганизации учебного процесса в части образовательной составляющей, усовершенствования учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, обновления технического и программного обеспечения самостоятельной работы, новых технологий самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и владений. В связи с этим качественно изменяется часть работы преподавателей, которая находит отражение в индивидуальных планах в части, касающейся учебной и учебно-методической работы. В условиях роста значимости внеаудиторной работы обучающихся наполняется новым содержанием деятельность преподавателя и обучающегося. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью овладения студентом общими компетенциями, позволяющими сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная внеаудиторная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная внеаудиторная работа является обязательной для каждого обучающегося колледжа и определяется Федеральным государственным образовательным стандартом, учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.
Организация самостоятельной работы в процессе обучения в колледже, формирование умений учебного труда является основой для дальнейшего обучения.
1. Общие положения о самостоятельной работе студентов
Самостоятельная работа по ОП. 06 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ», это педагогически управляемый процесс самостоятельной деятельности студентов, обеспечивающий реализацию целей и задач по овладению необходимым объемом знаний, умений и навыков, опыта творческой работы и развитию профессиональных интеллектуально-волевых, нравственных качеств будущего специалиста.
Основные виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов при
изучении дисциплины:
работа с текстом учебной, справочной, дополнительной литературы и
оформление результатов в виде сообщений, докладов, презентаций;
подготовка рефератов;
подготовка сообщений;
подготовка докладов;
работа с таблицами
составление схем
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных знаний, практических
умений и навыков студентов;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать специальную и справочную
литературу, интернет-ресурсы;
развития познавательных способностей и активности студентов,
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Задачи самостоятельной внеаудиторной работы:
мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
способствовать развитию общих компетенций обучающихся;
создать условия для формирования способности обучающихся к
самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при решении
задач;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями.
Студент должен выполнить работу за определенное время. Работа должна иметь титульный лист и список используемой литературы. Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о проделанной работе либо в виде конспекта, либо в виде готовой презентации, составленной таблицы, решенных задач и т.д.
Оценку по самостоятельной работе студент получает с учетом срока выполнения, если:
работа выполнена правильно и в полном объеме,
отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению.
2. Методические рекомендации по организации внеаудиторной
самостоятельной работы студентов
Перед началом самостоятельной работы студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя.
Все виды заданий, представленных в пособии, могут быть обязательными или дополнительными.
Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.
Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Например, по теме 1 в качестве обязательного задания студентам предстоит составить конспект, следовательно, в качестве дополнительного задания данный вид работы они выбрать не могут.
Выбранные дополнительные задания студенты должны знаком "+" отметить в карте-маршруте своей самостоятельной работы.
Расчёт объёма часов самостоятельной работы по каждойтеме складывается из суммы ориентировочных затрат времени на выполнение обязательных и выбранных студентами дополнительных заданий. При этом общий объём времени по каждой теме не должен быть менее количества часов, отведённых на её изучение по тематическому плану.
Студенты должны ознакомиться с образцами выполнениязаданий, критериями их оценки.
Студенты подбирают необходимую литературу, получаяконсультации преподавателя.
Студенты выполняют задания самостоятельной работы исдают выполненные работы преподавателю, при необходимостипредставляя их результаты на практическом занятии.
Оценка выполненных заданий в баллах проставляетсяпреподавателем в карте-маршруте самостоятельной работы.
Итоговая сумма набранных студентом баллов, суммируясь с результатами
оценки аудиторной работы, составит рейтинговый показатель студента, который может учитываться при проведении итогового контроля знаний по дисциплине.
Характеристика заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Задание 1
Информационное сообщение - это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на лекции, семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером - сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения - до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения - 1ч.
Цель задания:
углубление и расширение знаний по предложенной теме и необходимости ее изучения для будущей профессии;
формирование умений использовать специальную и дополнительную литературу;
развитие познавательных способностей, ответственности.
Содержание задания:
чтение указанной литературы;
написание сообщений;
подготовка устного сообщения на данную тему.
Срок выполнения: подготовить к следующему теоретическому занятию
Основные требования к результатам работы:
В сообщении должны быть освещены следующие моменты:
сущность понятий темы
необходимость и важность изучения темы для будущей профессии
оформление сообщения на бумажном или электронном носителя
Роль преподавателя:
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературу по теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
Роль студента:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы - 1 балл;
соответствие содержания теме - 1 балл;
глубина проработки материала - 1 балл;
грамотность и полнота использования источников - 1 балл;
наличие элементов наглядности - 1 балл.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Форма контроля: проверка наличия сообщений у каждого студента, устный опрос нескольких человек или собеседование.
Задание 2
Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.
В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом
информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
составления плана реферата (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного
сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Форма контроля: проверка наличия реферата у студента, устный опрос нескольких человек или собеседование.
Задание 3
Доклад - это научный труд, построенный в лекционной форме сообщения, представляет собой развернутое публичное выступление, касающееся углубленного изложения определенного вопроса или темы. Иногда доклад приобретает форму исключительно письменного сообщения, когда имеет статус официального отчета для изложения начальству положения дел или принятых решений.
В учебном процессе доклад носит функцию дополнительного источника информации для лекций, при этом в качестве темы доклада предлагаются факультативные вопросы для самостоятельного изучения. Такой подход дает возможность преподавателю оценивать самостоятельную работу учащихся, умение работать с источниками информации, ораторские навыки, а также помогает дополнять учебный процесс новым материалом.
Еще один тип доклада в общеобразовательной системе может включать основные положения, задачи и определения более крупной работы, к примеру, доклад на тему дипломной работы, составленный для защиты перед комиссией.
Для того чтобы грамотно составить доклад нужно знать основные этапы его подготовки.
Для начала нужно определиться с темой доклада, после этого четко определить цель работы и поставить задачи для достижения этой цели.
Далее проводится обработка информации, для ответов на поставленные задачи, проводится поиск нужных фактов, выявление мнений ученого мира, научных достижений и перспектив развития.
Следом проводится обобщение информации и структуризация доклада.
На основании полученной информации, следует составить план, который будет являться содержанием всего выступления. Это половина успеха, поэтому к составлению плана нужно отнестись ответственно. Желательно, чтобы план был сложным, т.е. содержал не только первостепенные определения, но и подпункты.
Написание текстовой части доклада с соблюдением научной стилистики.
Структура доклада, как и практически любой другой научной работы, имеет общераспространенный вид: вступление (введение), основная часть, заключительная часть. Традиционно доклад состоит из следующих пунктов:
Титульный лист.
План (оглавление).
Вступление (предыстория темы, актуальность вопроса).
Основная часть (постановка темы).
Практические решения (какие приняты меры для устранения проблемы). Оценка проделанной работы.
Планирование развития в будущем, пути решения проблем.
Заключение.
Список используемых источников
При выступлении с докладом нужно строго придерживаться плана.
Вступление
Во вступительной части доклада указывается тема, сообщаются основная цель и поставленные задачи, определяется актуальность вопроса, цитируются высказывания научных деятелей в сведущей области. Дается краткое обозрение используемых источников, с помощью которых была раскрыта тема.
Далее материал излагают согласно всем пунктам и подпунктам плана. Все фактические данные, расчеты и умозаключения сопровождаются подтверждением данных на чертежах, диаграммах, таблицах. По окончании каждого пункта подводят краткий итог работы.
Основная часть
Изложение материала основной части должно проходить связно и последовательно, с привидением доказательств, обоснованием решений. Все должно проходить без лишних отступлений и размышлений.
Заключение
По окончании доклада подытоживается вся тема, делается итоговый вывод, на основании промежуточных результатов. Подчеркивается значимость проанализированной проблемы, акцентируется внимание на потенциальных недостатках, и, по возможности, указываются пути их исключения.
Цель задания:
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать специальную литературу;
развитие познавательных способностей: самостоятельности,
ответственности;
Содержание задания:
чтение указанной литературы;
написание докладов;
подготовка устного сообщения по данной теме.
Срок выполнения: подготовить к следующему теоретическому занятию.
Ориентированный объем работы: одна-две страницы текста на бумажном или электронном носителе
Основные требования к результатам работы:
В докладе должны быть освещены следующие моменты:
сущность понятий темы
необходимость и важность изучения темы для будущей профессии
Время выполнения: от 2 до 6 часов
Роль преподавателя: идентична роли при подготовке студентом
информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоения научных работ, статей);
составления плана доклада (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль студента: идентична при подготовке информационного
сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления доклада согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы - 1 балл;
соответствие содержания теме - 1 балл;
глубина проработки материала - 1 балл;
грамотность и полнота использования источников -1 балл;
соответствие оформления доклада требованиям - 1 балл.
умение вести дискуссию и ответы на вопросы - 5 баллов. 
Максимальное количество баллов: 10.
9-10 баллов соответствует оценке «5»
7-8 баллов – «4»
5-7 баллов – «3»
менее 5 баллов – «2»
Форма контроля: проверка наличия докладов у каждого студента; опрос нескольких студентов
Задание 4
Работа с таблицей
Цель работы:
научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать,
обобщать и структурировать информацию по заданной теме в форме
таблицы и оформлять отчет.
Время выполнения: 1 час.
Методические рекомендации по составлению таблиц:
запишите название таблицы
подготовьте необходимую литературу
внимательно прочитайте текст
заполните таблицу
Отчет: оформить учебный материал в виде таблицы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов».
Форма отчета для работы с таблицей: найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Объем отчета – 2-3 страницы печатного текста. Содержание материала оформляется в виде таблицы.
Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист.
2.Лист (листы) с таблицей
Роль преподавателя:
определить тему и цель;
осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по
заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
Срок выполнения: подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля: проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование
Таблицы, оформленные не по правилам, не принимаются и не оцениваются. Если работа сдана не вовремя (с опозданием), преподаватель имеет право снизить оценку на 1 балл.
Задание 5
Составление схем
Время выполнения: 1 час.
Цель работы:
научиться самостоятельно интерпретировать, анализировать, обобщать и структурировать информацию по заданной теме в виде схемы и оформлять отчет согласно требованиям.
Отчет:
оформить учебный материал в виде схемы в соответствии с «Правилами оформления текстовых материалов»
Форма отчета для составления схемы:
Найденный материал оформляется текстовым файлом, набранным компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4. Содержание материала оформляется в виде схемы:

Отчет должен иметь следующую структуру:
1.Титульный лист
2.Лист со схемой.
Роль преподавателя:
определить тему и цель;
осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму схем;
информацию представить в сжатом виде;
пользуясь готовой схемой, эффективно подготовиться к контролю по
заданной теме.
Срок выполнения: подготовить к следующему теоретическому занятию.
Форма контроля: проверка наличия выполненного задания у каждого студента, собеседование.
Задание 6
Конспектирование отдельных вопросов пройденной темы
Конспект - это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы или, по крайней мере, два из этих типов записи. Исходя из определения, выписки с отдельными пунктами плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, - это не конспект.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что вначале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
Как составить конспект:
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия,
закономерности, формулы и т.д.;
выделите взаимосвязи;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ;
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
Конспект, план-конспект - это способ работы с текстом.
Цель - зафиксировать и переработать какой-либо текст. Конспект - это выписки из текста источника. Но это не полное переписывание чужого текста. Это переработка информации за счет ее свертывания.
Конспект - это краткое последовательное изложение содержания статьи, книги, лекции. Его основу составляют план тезисы, выписки, цитаты. Конспект, в отличие от тезисов воспроизводят не только мысли оригинала, но и связь между ними. В конспекте отражается не только то, о чем говорится в работе, но и что утверждается, и как доказывается.
Цель задания:
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать дополнительную и справочную литературу;
развитие самостоятельности
Содержание задания: чтение дополнительной и справочной литературы
Срок выполнения: подготовить к следующему теоретическому занятию
Ориентированный объем работы: одна страница текста
Основные требования к результатам работы:
повторение пройденного материала;
Роль преподавателя:
усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы;
консультирование при затруднениях.
Роль студента:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развёрнутые обороты текста более лаконичными;
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану - 3 балла;
отражение основных положений, результатов работы автора, выводов - 5 баллов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента - 3 балла;
наличие схем, графическое выделение особо значимой информации - 1 балл;
соответствие оформления требованиям - 1 балл;
грамотность изложения - 1 балл;
соблюдение срока сдачи - 1 балл.
Максимальное количество баллов: 15.
14-15 баллов соответствует оценке «5»
11-13 баллов – «4»
8-10 баллов – «3»
менее 8 баллов – «2»
Формы контроля: проверка наличия конспектов у каждого студента; опрос нескольких студентов; собеседование.
Перечень внеаудиторных самостоятельных работ и объемы часов по ОП. 06 «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
40 часов
№ Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ Количество
часов
Раздел 1.Правила дорожного движения. 22
1 Работа со справочной литературой и Федеральными законами РФ. 2
2 Подготовка к практической работе
с использованием методических рекомендаций преподавателя. 2
3 Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов и стендов. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками. 2
4 Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. 2
5 Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. 2
6 Решение тематических задач повышенной сложности, которые составлены преподавателем. 2
7 Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. 2
8 Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций. 2
9 Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. 2
10 Оформление отчёта практической работы и подготовка его к защите. 2
11 Проработка конспекта занятий и Правил дорожного движения РФ по изучаемой теме. Моделирование сложных дорожно-транспортных ситуаций. 2
Раздел 2. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере дорожного движения 4
1 Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по КоАП РФ
с использованием Интернета для выступления на занятии. 2
2 Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по УК РФ и ГК РФ,
с использованием Интернета для выступления на занятии. 2
Раздел 3.
Психологические основы безопасного управления ТС 2
1 Проработка конспектов занятий. Подготовка сообщений и рефератов, докладов, презентаций по индивидуальным темам. 2
Раздел 4.
Основы управления транспортным средством и безопасность движения 6
1 Подготовка сообщений, докладов, презентаций по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. 2
2 Проработка конспекта занятия. Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием интернета. 2
3 Проработка разделов учебника по управлению автомобилем по вопросам составленным преподавателем. 2
Раздел 5.
Первая помощь. 6
1 Подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций преподавателя. 2
2 Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. 2
3 Подготовка сообщений по индивидуальным темам с использованием Интернета для выступления на занятии. 2

Приложение АОбразец оформления титульного листа
Департамент образования и науки Приморского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Автомобильно-технический колледж»
(КГБ ПОУ «АТК»)
«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
ТЕМА:__________________________________________________________
Профессия: 23.02.03«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного
транспорта»
Группа № _____
Выполнил
Ф. И. О. студента,



Ф.И.О. преподавателя
Оценка:____________
____________
(подпись преподавателя)
Уссурийск
2016
Приложение Б Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16
Приложение ВПравила оформления текстовых материалов
Текстовый материал набирается компьютерным способом в одном из текстовых процессоров и распечатывается на листах формата А4.
Поля документа:
верхнее, нижнее, левое – 2 см;
правое – 1 см.
Гарнитура шрифта: Times New Roman
Высота шрифта (кегль): 14 пт.
Цвет шрифта: черный.
Абзацный отступ: 1,25 см.
Междустрочный интервал: 1,5 строки.
Отступ между абзацами: 0 пт.
Нумерация страниц: внизу страницы по центру; титульный лист не нумеруется (особый колонтитул для первой страницы).
Допускается выделение главного по тексту полужирным начертанием или курсивом.
Таблицы допустимо заполнять текстом с высотой шрифта 10-14 пт. Названия столбцов таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по центру ячейки. Названия строк таблицы выделяются полужирным начертанием и расположением по левому краю ячейки. Остальные ячейки таблицы заполняются шрифтом с нормальным начертанием. Текстовое содержание ячеек может располагаться как по центру ячейки, так и по левому краю, и по ширине. Цифровое содержание ячеек таблицы располагается только по центру ячейки. Не допускается заливка ячеек таблицы цветом, а также цветной текст.
Название таблицы оформляется вверху перед таблицей в виде: Таблица – Название таблицы. Форматируется название по ширине с абзацным отступом.
Схема оформляется графическим способом с применением плоских геометрических фигур (прямоугольников, квадратов, кругов, овалов) с указанием логических связей между ними при помощи линий и стрелок.
Текст внутри фигур схемы оформляется шрифтом Times New Roman, размер 8-10 пт, форматирование по центру.
Название схемы располагается под ней по центру и начинается словом Рисунок. Затем после тире следует название схемы в виде: Схема «Название схемы».
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
I. Основные источники:
1) Правила дорожного движения РФ. Официальный текст с комментариями и
иллюстрациями, М, Редактор: О. Морозова, изд.: Феникс, 2016 г.
2)В.Ф. Яковлев., «Безопасность дорожного движения», издательство: ИД Третий Рим, 2015 г.
3) А.В. Смагин «Правовые основы деятельности водителя: водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е» М.: «ACADEMA», 2014 г.
II. Дополнительные источники:
1) Е. Моисеева, И. Красильникова, «Неотложная доврачебная медицинская помощь», издательство «ГЭОТАР-Медиа» 2015 г.
2) Ю.И Шухман. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: водителя автотранспортных средств категорий В М.: «Академия», "За рулем” 2014 г.
III. Методические пособия:
1) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные тематические задачи с комментариями для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «Д»,М, изд. «Третий Рим», 2013 г.
2) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.
3) Г.Б. Громоковский С.Г. Бачманов Я.С. Репин и др., Экзаменационные билеты для приёма теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «Д» с комментариями, М, изд. «Рецепт-холдинг», 2013 г.
IV.Справочная литература:
1) И.Ф. Богоявленский «Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций», изд. СПб: «ОАО Медиус», 2005 г.
2) М.А. Иванов, «Юридический справочник водителя», М, изд. «Особая книга», 2014 г.
3) http://lexed.ru4) http://www.labirint.ru/books/484606/5) http://www.labirint.ru/books/528760/Задания для внеаудиторной самостоятельной работы.
Раздел 1 Правила дорожного движения
Тема 1.1 Общие положения
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы, изучите нормативно-правовую документацию.
Учебная литература: [2, 4]
Электронные ресурсы: [1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: самоотчет.
Методические рекомендации по изучению нормативно-правовой документации: см. Приложение 1.
Тема 1.1 Обязанности участников дорожного движения
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы, изучите нормативно-правовую документацию.
Учебная литература: [2, 4]
Электронные ресурсы: [1]
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: самоотчет.
Методические рекомендации по изучению нормативно-правовой документации: см. Приложение 1.
Тема 1.3 Дорожные знаки, дорожная разметка
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы, подготовьте информационное сообщение по теме: « Предупреждающие знаки. Знаки приоритета.
Учебная литература: [2, 4]
Электронные ресурсы: [1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по подготовке сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по темам:
Запрещающие знаки.
Знаки особых предписаний.
Предписывающие и информационные знаки.
Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации (таблички).
Горизонтальная, вертикальная разметка.
Учебная литература: [2, 4]
Электронные ресурсы: [1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по написанию конспекта: см. Приложение 3.
Задание 3. Решить ситуационные задачи
Обязаны ли Вы в данной ситуации подать сигнал правого поворота? Обосновать ответ.

Соедините стрелками изображения знаков I и II с дорожными знаками А и Б, установленными на участке дороги, изображенном на рисунке, так, чтобы эти знаки соответствовали характеру опасности этого участка

В каких направлениях Вам разрешено продолжить движение? Обосновать ответ.

По какой траектории водитель легкового автомобиля может выполнить обгон? Обосновать ответ.

Время на выполнение задания: 4 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение
Тема 1.4 Сигналы светофора и регулировщика
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по темам:
Типы светофоров, их назначение.
Значение сигналов регулировщика для транспортных средств.
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке конспекта: см. Приложение 3.
Тема 1.5 Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы подготовить информационное сообщение по теме:
Аварийная сигнализация и знак аварийной остановки.
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 1.6 Движение транспортных средств
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы подготовить информационное сообщение по темам:
Начало движения, маневрирование.
Расположение транспортных средств на проезжей части.
Дистанция и интервал.
Скорость движения.
Факторы, влияющие на выбор скорости.
Обгон, встречный разъезд.
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 6 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по теме: «Техника выполнения обгона».
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке конспекта: см. Приложение 3.
Тема 1.7 Остановка и стоянка
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по теме: «Остановка и стоянка».
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке конспекта: см. Приложение 3.
Тема 1.3 Проезд перекрестков
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Проезд перекрестков»
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: самоотчет.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Время на выполнение задания: 3 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Тема 1.9 Пешеходные переходы и места остановки
маршрутных транспортных средств. Приоритет
маршрутных транспортных средств
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по темам:
Проезд пешеходных переходов.
Проезд мест остановки маршрутных транспортных средств.
Учебная литература: [2 4].
Электронные ресурсы: [1,1].
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке конспекта: см. Приложение 3.
Тема 1.10 Движение через железнодорожные пути
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по теме: «Движение через железнодорожные пути».
Учебная литература: [2 4].
Электронные ресурсы: [1,1].
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке конспекта: см. Приложение 3.
Тема 1.11 Движение по автомагистралям и в жилыхзонахЗадание 1. Используя литературу и интернет ресурсы составить конспект по теме: «Движение по автомагистралям и в жилых зонах».
Учебная литература: [2 4].
Электронные ресурсы: [1,1].
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке конспекта: см. Приложение 3.
Тема 1.12 Внешние световые приборы и звуковые
сигналы
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы подготовить информационное сообщение по теме: «Внешние световые приборы и звуковые сигналы»
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 1.13 Буксировка механических транспортных средств
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы подготовить информационное сообщение по теме: «Буксировка механических транспортных средств».
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 1.14 Учебная езда. Перевозка людей, грузов
Задание 1. Используя литературу и интернет ресурсы подготовить информационные сообщения по темам:
Учебная езда.
Перевозка людей, грузов.
Лицензирование на обучение, на перевозку грузов и людей.
Учебная литература: [2 4]
Электронные ресурсы: [1,1]
Время на выполнение задания: 3 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 1.15 Требования к движению велосипедов,
мопедов, гужевых повозок, к прогону животных
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме: «Требования к движению велосипедов, мопедов».
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания:1 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Раздел 2 Безопасность дорожного движения
Тема 2.1 Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного
движения»
Задание 1. Изучить нормативно – правовую документацию в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.
Учебная литература: [1,3]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания: 1час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по изучению нормативно-правовой документации: см. Приложение 1.
Тема 2.2 Основы теории движения автомобиля
Задание 1. Используя учебную литературу и интернет ресурсы, составьте конспект на темы:
Силы, действующие на автомобиль при движении.
Тормозной и остановочный пути, сцепление колес с дорогой.Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 3.
Задание 2. Подготовить информационное сообщение по темам:
Принципы возникновения юза, заноса, буксирование в различных условиях.
Расположение центра тяжести и его влияние на устойчивость автомобиля.
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 2.3 Психологические основы труда водителя
Время на выполнение задания: 2 часа. Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
Психофизиологические особенности профессиональнойдеятельности водителей.
Характеристики ощущений: зрительные, слуховые,
вестибулярные, световая чувствительность.
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
Как влияет утомление водителя на его внимание и реакцию? Обосновать ответ. Привести примеры.
Автомобиль ВАЗ – 2106 движется по обледенелой дороге со скоростью 60 км/ч. Рассчитать остановочный путь автомобиля. Определить время реакции водителя.
Вы, как водитель, стали участником ДТП. Составить схему ваших действий.
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Тема 2.4 Профессиональная надежность и этика
поведения водителя
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
Профессиональное мастерство и надежность водителей.
Пригодность, подготовленность и работоспособность водителей.
Водительская этика.
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания: 3 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 2.5 Требования к безопасности конструкции и
техническому состоянию транспортных средств
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме: «Эксплуатационные свойства автомобиля их влияние на безопасность движения»
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге? Обосновать ответ.
На повороте возник занос задней оси переднеприводного автомобиля. Ваши действия.
Определить остановочный путь при движении машин по шоссе при гололёде для грузового автомобиля, едущего со скоростью 50 км/ч, и легкового автомобиля едущего со скоростью 90 км/ч, если коэффициент сцепления шин с дорогой 0,1, коэффициент эксплуатационных условий для легкового автомобиля 1,44 для грузового автомобиля 2,4, время реакции водителя 0,4с, время срабатывания тормозной системы для легкового автомобиля 0,2с для грузового автомобиля 0,6с.
С какой скоростью можно вести автомобиль ВАЗ-2107 с полной нагрузкой на поворотах горных дорог, радиусы которых равны наименьшему радиусу поворота автомобиля, чтобы он не опрокинулся, если величина наименьшего радиуса поворота 5,5м, колея его задних колёс 1,3м и высота центра тяжести 0,6м.
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Раздел 3 Основы безопасного управления транспортным средством
Тема 3.1 Общие положения
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме: «Общие положения по безопасному управлению транспортным средством».
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 3.2 Техника пользования органами управления
транспортного средства
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме: «Рабочее место водителя. Основные органы управления, их расположение. Приемы управления рулевым колесом, тормозной системой».
Учебная литература: [2, 4, 5]
Электронные ресурсы: [1,2]
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
В какой момент следует начинать отпускать стояночный тормоз при трогании на подъеме? Обосновать ответ.
Что должен сделать водитель, чтобы быстро восстановить эффективность тормозов после проезда через водную преграду? Обосновать ответ.
Вы обнаружили на своем автомобиле повышенный износ резины. Спрогнозируйте последствия, к которым может привести данный фактор. Перечислите действия по устранению неисправности.
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 2.
Тема 3.3 Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на перекрестках и пешеходных переходах
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
Прямолинейное движение транспортного средства и маневрирование в ограниченном пространстве.
Управление транспортным средством и маневрирование на перекрестках и пешеходных переходах.
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 2 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
При движении на грузовом автомобиле перевозимый Вами груз сместился к краям грузовой платформы. Какой должна быть последовательность ваших действий в данной ситуации?
При проведении ЕТО вы обнаружили низкий уровень тормозной жидкости. Укажите неисправность тормозной системы, приведшую к понижению уровня тормозной жидкости и способы ее устранения.
Время на выполнение задания: 1час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Тема 3.4 Управление транспортным средством в транспортном потоке
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме: «Управление транспортным средством в транспортном потоке».
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
С какой максимальной скоростью Вы можете продолжить движение за знаком?
-
2. Разрешено ли водителю поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?

3.Для проверки груза используется два автомобиля одинаковой марки, но один автомобиль эксплуатируется с прицепом. Проведите сравнительный анализ эксплуатационных характеристик автомобилей.
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Тема 3.5 Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме: «Управление транспортным средством в темное время суток и в условиях недостаточной видимости».
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 3.6 Управление транспортным средством в сложных дорожных условиях
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
1. Правила и приемы вождения по бездорожью.
2. Правила и приемы вождения на полевых, лесных дорогах.
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
В случае, когда правые колёса автомобиля наезжают на неукреплённую влажную обочину, рекомендуется. Обосновать ответ.
Как правильно произвести экстренное торможение на скользкой дороге, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?
При проведении ЕТО вы обнаружили низкий уровень тормозной жидкости. Укажите неисправность тормозной системы, приведшую к понижению уровня тормозной жидкости и способы ее устранения.
Участок дороги имеет крутой поворот. Какие факторы могут привести к ДТП при движении автомобиля на этом участке дороги. Предложите возможнее варианты действия водителя для предотвращения опасных последствий.
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Тема 3.7 Управление транспортным средством в особых условиях
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
Управление транспортным средством на ж/д переездах.
Применение алгоритмов безопасного управления транспортным средством.
Учебная литература: [2, 4, 5].
Электронные ресурсы: [1,2].
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
В каких из перечисленных случаев запрещена буксировка на гибкой сцепке?
Водитель перевозит груз, представляющий опасность для окружающих. Перечислите меры, которые необходимо предпринять для предотвращения опасных последствий транспортировки.
При какой величине колеи трактор МТЗ-80 сохранит устойчивость, если он движется по косогору с уклоном в 35°, если его масса составляет 3160кг, а высота центра тяжести 0,805м.
Закругление какого наименьшего радиуса можно проехать на автомобиле ЗИЛ-130 без нагрузки и при полной нагрузке со скоростью 50 км/ч, не опасаясь опрокидывания, если высота центра тяжести без нагрузки 0,98м а при полной нагрузке 1,48м.
Время на выполнение задания: 1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 2.
Тема 3.8 Экономичное управление транспортным средством
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Экономичное управление транспортным средством».
Учебная литература: [1 3 5]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 3.8 Дорожно-транспортные происшествия и их причины
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Дорожно-транспортные происшествия и их причины».
Учебная литература: [1 3 5]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Раздел 4 Организация работы службы безопасности движения в автотранспортных предприятиях
Тема 4.1 Основные задачи службы безопасности
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Основные задачи службы безопасности».
Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: самоотчет.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 4.2 Организация работы отдела безопасности
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
Организация работы отдела безопасности.
Организация медико-санитарного обслуживания и медицинского контроля водителя.
Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания: 2 часа.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по составлению информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 4.3 Требования по безопасности движения при лицензировании транспортной деятельности
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Основные задачи эксплуатационной службы, технической, кадровой и других служб предприятий по организации безопасной работы подвижного состава».
Учебная литература: [1 3 5]
Электронные ресурсы: [1, 3]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Раздел 5 Первая медицинская помощь пострадавшим
Тема 5.1 Общие положения
Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Общие положения при оказании первой медицинской помощи».
Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания: 1час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 3.
Тема 5.1 Основы анатомии и физиологии человека
Задание 1. Используя учебную литературу и электронные ресурсы, составьте конспект на тему: «Основы анатомии и физиологии человека».
Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания: 1час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по составлению конспекта: см. Приложение 3.
Тема 5.2 Состояния, опасные для жизни
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Состояния опасные для жизни».
Учебная литература: [1 3 5]
Электронные ресурсы: [1, 3]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Тема 5.3 Первая помощь лицам пострадавшим в дорожно – транспортных происшествиях
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по темам:
Определение травмирующего фактора, извлечение пострадавшего из транспортного средства.
Оказание доврачебной помощи.
Правила и средства переноски пострадавших.
Учебная литература: [1 3 5]
Электронные ресурсы: [1, 3]
Время на выполнение задания:3 часа.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Решить ситуационные задачи.
В результате ДТП пострадали люди. На месте ДТП случайно оказался медицинский работник, который установил необходимость срочной транспортировки одного из пострадавших в травмпункт. Ваши действия?
При резком торможении автомобиля пассажир получил травму (вывих конечности). Каков порядок оказания первой медицинской помощи? Ваши действия.
Вас остановил сотрудник дорожной полиции. Опишите последовательность ваших действий, перечислите документы, которые необходимо предоставить для проверки.
Необходимо перевезти пассажиров в кузове грузового автомобиля, но Вы не имеете категорию «D». Следует ли Вам отказаться от перевозки? Обоснуйте ответ.
Время на выполнение задания: 3 часа.
Форма отчетности: выполнение в рабочей тетради.
Методические рекомендации по решению ситуационных задач: см. Приложение 4.
Тема 5.4 Алкоголь и наркотики, их вредное влияние на безопасность движения
Задание 1. Подготовить информационное сообщение по теме «Алкоголь и наркотики, их вредное влияние на безопасность движения».
Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения: см. Приложение 2.
Задание 2. Ответить на контрольные вопросы.
Как оказать первую помощь при обмороке?
1. Уложить, приподняв ноги, обеспечить приток свежего воздуха, дать понюхать нашатырный спирт, побрызгать в лицо холодной водой.
2. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца, напоить холодным напитком.
3. Уложить, согреть, напоить горячим напитком.
Как поступить при обнаружении в ране мелких инородных предметов?
1. Промыть рану водой, удалить пальцами инородные предметы, обработать рану настойкой йода.
2. Обернуть пальцы стерильной марлей и собрать мелкие инородные предметы.
3. Нельзя собирать мелкие инородные предметы с поверхности раны.
Назовите признаки артериального кровотечения:
1. На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови.
2. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей.
3. Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.
Как оказать первую помощь при артериальном кровотечении у пострадавшего?
1. Наложить давящую повязку.
2. Наложить жгут выше места повреждения.
3. Наложить согревающий компресс, обеспечить покой.
Каким образом производится наложение кровоостанавливающего жгута на конечность?
1. Жгут накладывается на 10-15 см ниже места повреждения, конечность фиксируется повязкой.
2. Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения на подкладочный материал.
3. Жгут накладывается на 10-15 см выше места повреждения непосредственно на кожу.
С какой целью к жгуту прикрепляется записка?
1. В записке необходимо указать место аварии и фамилию липа, наложившего жгут.
2. Указывается время наложения жгута.
3. Указываются повреждения, обнаруженные у пострадавшего.
Назовите признаки венозного кровотечения:
1. На раневой поверхности выступают мелкие, точечные капельки крови.
2. Кровь темно-вишневого цвета, вытекает медленно, равномерной непрерывной струей.
3. Кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.
Как оказать первую помощь при венозном кровотечении у пострадавшего?
1. Пережать сосуд пальцами выше места повреждения.
2. Наложить жгут выше места повреждения.
3. Наложить давящую повязку.
Как оказать первую медицинскую помощь при травматическом шоке?
1. Уложить, согреть, напоить горячим напитком.
2. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца с помощью холодных компрессов.
3. Вынести на чистый воздух, побрызгать в лицо холодной водой.
Как определить, что кровоостанавливающий жгут наложен правильно?
1. Кровотечение прекращается, конечность бледнеет.
2. Пульс не прощупывается, теряется чувствительность конечности.
3. Развивается отек, кожа приобретает багрово-синюшную окраску, появляются пузыри, наполненные жидкостью.
Назовите признаки, характерные для организма в состоянии клинической смерти:
1. Потеря сознания, наличие пульса в артериях.
2. Остановка дыхания, бледность.
3. Потеря сознания, отсутствие пульса, остановка дыхания.
С помощью какой повязки можно зафиксировать поврежденную верхнюю конечность согнутой к туловищу?
1. Косыночной.
2. Пращевидной.
3. Спиральной.
Как правильно обработать рану?
1. Промыть водой, удалить инородные предметы, обработать поверхность раны настойкой йода.
2. Обработать кожу вокруг раны настойкой йода, накрыть рану стерильной марлей и наложить бинтовую повязку.
3. Промыть рану, залить спиртом или настойкой йода, наложить бинтовую повязку.
Как оказать первую медицинскую помощь при термическом ожоге?
1. Укутать конечность подручным материалом.
2. Наложить холодный компресс.
3. Наложить стерильную повязку.
Что необходимо предпринять при остановке сердца?
1. Провести массаж сердца.
2. Провести массаж сердца одновременно с искусственным дыханием.
3. Провести искусственное дыхание.
Как оказать первую помощь при открытом переломе конечности?
1. Туго перебинтовать поврежденную конечность.
2. Совместить костные отломки друг с другом, наложить повязку, зафиксировать конечность с помощью шины.
3. Наложить повязку на рану, зафиксировать конечность с помощью шины.
Какие предметы можно использовать в качестве иммобилизирующей шины?
1. Доски, палки, пучки прутьев.
2. Только стандартные медицинские шины.
3. Доски, картон, рейки, бинт.
Как оказать первую медицинскую помощь при химическом ожоге?
1. Обильно промыть холодной водой, наложить стерильную повязку.
2. Обработать края раны настойкой йода, наложить стерильную повязку.
3. Промыть перекисью водорода, наложить стерильную повязку.
В каких случаях транспортировка пострадавших осуществляется сидя?
1. Повреждения верхних конечностей и органов брюшной полости.
2. Перелом ключицы, перелом ребер.
3. Травмы груди.
Какие симптомы наблюдаются при сотрясении головного мозга?
1. Похолодание тела, потеря сознания.
2. Головная боль, тошнота, слабость, потеря сознания.
3. Деформация черепа, очковая гематома.
В каком положении необходимо осуществлять транспортировку пострадавшего с черепно-мозговой травмой?
1. Лежа на боку.
2. Лежа на спине.
3. Сидя.
Как оказать первую помощь при ушибе?
1. Наложить холодный компресс, обеспечить ушибленному органу покой.
2. Наложить согревающий компресс.
3. Осторожно растереть травмированный участок, наложить повязку.
Что необходимо предпринять при повреждении связок?
1. Согреть поврежденный сустав, обеспечить покой.
2. Наложить повязку, фиксирующую сустав, прикладывать холодный компресс.
3. Интенсивно растереть, наложить тугую повязку.
В каком случае необходимо накладывать герметизирующую повязку?
1. Проникающее ранение грудной клетки.
2. Проникающее ранение живота.
3. Черепно-мозговая травма.
Назовите симптомы вывиха:
1. Боль в конечности, общая слабость.
2. Боль в конечности, деформация области сустава, отсутствие движения в суставе.
3. Резкая боль, отек, патологическая подвижность.
Можно ли вправить вывих пострадавшему при оказании первой помощи?
1. Можно, если пострадавший не ощущает боль.
2. Можно, если отек еще не наступил.
3. Нельзя.
Как оказать помощь пострадавшему при попадании в глаза электролита из АКБ?
1. Промыть глаза струёй воды в течение нескольких минут.
2. Промыть глаза слабым раствором питьевой соды.
3. Промыть глаза мыльной водой.
4. Промыть глаза спиртосодержащим раствором.
Как оказать первую медицинскую помощь при отравлении угарным газом?
1. Уложить, согреть, напоить горячим напитком.
2. Вынести на чистый воздух, растереть тело, дать понюхать нашатырный спирт.
3. Перенести в прохладное место, уложить, охлаждать голову и область сердца с помощью холодных компрессов.
Массаж сердца проводится:
1. На верхней части грудины.
2. На границе средней и нижней трети грудины.
3. На грудной клетке с левой стороны.
В каком случае необходимо транспортировать пострадавшего лежа на спине с согнутыми в коленях ногами?
1. Травмы живота.
2. Травмы груди и верхних конечностей.
3. Повреждение органов брюшной полости или перелом костей таза.
Учебная литература: [1]
Электронные ресурсы: [1, 2]
Время на выполнение задания:1 час.
Форма отчетности: ответ на уроке.
Методические рекомендации по ответам на контрольные вопросы: см. Приложение 5

Приложение 1
Методические рекомендации по изучению нормативно-правовых документов.
Нормативно – правовые документы – основные документы, осуществляющие правовое регулирование в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Основным документом является Федеральный закон № 196 – ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 г.
Инструкция по изучению нормативно-правовых документов:
внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова;
выделите главное;
проанализируйте текст;
подготовьте ответ.
Критерии, используемые при изучении нормативно-правовых документов
Критерий Баллы
Ответ не требует дополнений 10
Ответ требует дополнений 6
Оценивание изучения нормативно-правовых документов:
10 баллов – «отлично»;
6 баллов – «хорошо»;
Приложение 2
Методические рекомендации по подготовке информационного сообщения:
Информационное сообщение – это подготовка небольшого по объёму устного сообщения. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.
Инструкция по подготовке информационного сообщения:
изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно в рабочей тетради.
Критерии, используемые при оценивании информационного сообщения
Критерий Баллы
Ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. 10
В изложении ответа допущены незначительные ошибки, неточности. 8
В усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы,
изложение не самостоятельное, в ответе имеются существенные ошибки. 6
Основное содержание материала по вопросу не раскрыто. 0
Оценивание информационного сообщения:
10 баллов – «отлично»;
8-9 баллов – «хорошо»;
6-7 баллов – «удовлетворительно;
0 баллов – «неудовлетворительно».
Приложение 3
Методические рекомендации по составлению конспекта:
Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.
В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в Инструкция по составлению конспекта:
Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.
Выделите главное, составьте план.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.
Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.
определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Критерии, используемые при оценивании конспекта
Критерий Баллы
Составлен план материала2
Выделение самого важного и необходимого 2
Краткий текст по каждому пункту 2
Маркировка текста 2
Логическая последовательность содержания 2
Оценивание конспекта
10 баллов – «отлично»;
8-9 баллов – «хорошо»;
6-7 баллов – «удовлетворительно;
мене 6 баллов – «неудовлетворительно».
Приложение 4
Методические рекомендации по решению ситуационных задач.
Инструкция по решению ситуационных задач:
прочитать условие задачи;
дать обстоятельную характеристику;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать;
выбрать оптимальный вариант.
Критерии, используемые при оценивании решения ситуационных задач
Критерий
Баллы
Правильный выбор тактики действий; уверенный ответ в соответствии 10
с алгоритмами действий.
Незначительные затруднения при ответе, неполное раскрытие сути задачи 8
в соответствии с алгоритмами действий.
Затруднения с оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий 6
наводящих вопросов педагога в соответствии с алгоритмами действий.
Неверная оценка ситуации в соответствии с алгоритмами действий. 0
Оценивание изучения дорожных знаков:
10 баллов – «отлично»;
8 баллов – «хорошо»;
6 баллов – «удовлетворительно;
0 баллов – «неудовлетворительно».
Приложение 5
Методические рекомендации по подготовке ответов на контрольные вопросы:
Контрольные вопросы дают возможность оперативной оценки подготовленности по данной теме и определения готовности к изучению следующей темы.
Контрольные вопросы должны быть направлены на решение следующих задач:
проверка понимания понятийного аппарата учебной дисциплины;
воспроизведение фактического материала;
раскрытие причинно-следственных, временных и других связей;
выделение главного, сравнение, доказательство, конкретизация;
обобщение и систематизацию знаний.
Оценка ответов на контрольные вопросы
Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа учитывается:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Критерии Оценка
Материал изложен полно, обнаружено понимание материала, обоснование суждений с применением знания на практике, приведены необходимые примеры; материал изложен последовательно и правильно.
«5»
Дан ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«4»
Материал изложен неполно, допущены неточности в определении понятий или формулировке правил; недостаточно глубоко и доказательно обоснованы суждения и не приведены примеры; материал изложен непоследовательно, допущены ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.
«3»
Обнаружено незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допущены ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно изложен материал.