Сказкотерапия — один из методов коррекционной работы с детьми


Сказкотерапия- один из методов коррекционной работы с детьми
Автор: Жохова Надежда Николаевна, учитель-логопед
ГБОУ СОШ №303 г. Санкт-Петербург
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок!»
(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
Что такое сказкотерапия и для чего она нужна? В этой статье мы попытаемся раскрыть и разобрать основные аспекты применения и использования сказкотерапии в работе с младшими школьниками.
Понятие сказкотерапия - означает «лечение сказкой». А что же такое сказка? Сказка – это, повествовательное произведение устного творчества, передаваемое «из уст в уста», с вымышленными героями и персонажами, с обыгрыванием одного или нескольких сюжетов. Все педагоги, да и родители знают, что если ребенку передавать информацию об окружающем мире с помощью сказок, рассказов и басен, то результат запоминания и влияния на ребенка много выше, чем, если воспитывать его авторитетом резонёрства, с помощью ведения долгих и утомительных бесед. Именно поэтому так ценна роль сказки в процессе образования, лечения и оказания психологической помощи. Российский учёный И.В.Вачков - доктор психологических наук, профессор, один из пионеров сказкотерапевтического направления в отечественной психологиии, говорит о том, что сказку используют специалисты различных направлений, это и врачи, и психологи, и педагоги. И каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Такое же мнение высказывает Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она пишет: «Сказкотерапия может использоваться специалистами тогда, когда возникает необходимость скорректировать психологические проблемы личности ребенка, помочь ему решить какую-либо проблему». Все мы хорошо знаем, не только из своего опыта, но и благодаря свидетельствам специальных экспeриментальных исследований, что наиболее распространёнными явлениями у детей, являются тревoжность и страхи (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие). И это не только ночные страхи и фобии, но и школьные страхи, выражающиеся: в неуверенности в себе, одиночестве, отсутствии желания учиться и общаться со сверстниками. Кроме этого, в поведении детей стали часто прослеживаться агрессии, направленные не только на себя, но и на окружающих.
Непослушание на уроках и на перемене, нежелание меняться в лучшую сторону, грубое общение с учителем и одноклассниками, всё это приметы современного, школьного мира. И понятно, что к таким детям нужен особый подход. Далее мне хочется привести выдержку из книги практика-психолога Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Автор так описывает свой опыт работы с восьмилетними детьми: «Известно, что наши предки, воспитывая детей, рассказывали им занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали ему историю, из которой становился ясным смысл проступка. Многие обычаи предохраняли детей от напастей. К сожалению, сегодня не все знают обычаи, не понимают их смысла, считают пережитком прошлого.
Дорогие друзья, ведь это не так! В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. И, может быть, сегодня, перейдя в новое тысячелетие, нам нужно осмыслить наше наследие заново?
Приведем пример. Восьмилетние дети за столом хулиганят, толкают друг друга, бросаются хлебом. Каждый учитель, проходя мимо, делает им замечание. Однако, стоит взрослым отвернуться, безобразие продолжается. Наверное, такую ситуацию наблюдали многие из вас. Но что же делать? Давайте обратимся к обычаю и поговорим об этом с детьми. В нашем случае дело было так.
— Ребята, а знаете ли вы о таком старинном русском обычае: во время обеда глава семьи должен был сесть во главе стола с большой ложкой. Он сам не ел, а следил за тем, как ведут себя члены семьи за столом. И если кто-то начинал себя плохо вести, что он делал?
— Давал ложкой по лбу, — отвечают ребята.
— Правильно, значит, вы знаете этот старинный обычай.
— «Это непедагогично», — замечает один из «продвинутых» мальчишек.
— Почему непедагогично?
— Потому что детей бить нельзя, — уверенно заявляет молодой человек.
— Это верно. Но ведь обычай-то был. Значит, он был зачем-то нужен. Зачем?
— Чтоб дети вели себя нормально за столом.
— Безусловно! Но зачем бить ложкой по лбу?
—Чтобы было больно и в следующий раз дети вели себя хорошо, — предполагают ребята.
— То есть вы считаете, что дети ведут себя хорошо, потому что боятся получить по лбу?
— Да.
— Это значит, что обычай держится на страхе. Но это не совсем так. Давайте подумаем, что может произойти, если ребенок будет за столом кривляться, громко разговаривать, петь песни, толкаться и так далее?
— В лоб получит.
— А если некому будет в тот момент дать в лоб?
— Тогда подавиться может.
— А если серьезно подавится, что может произойти?
— Еда попадет не в то горло, и он умрет.
— Может быть, и так. Что же у нас получается? Зачем же отец сидел во главе стола с большой ложкой?
— Чтоб не в то горло не попало, что ли?
— Похоже, что и для этого тоже. Получается, что обычай построен не на страхе, а на чем?
— ???
— Это называют заботой. Глава семьи, заботясь о своих шаловливых детях, сидел с большой ложкой. Он не был зол на детей, он понимал, что уберечь ребенка от опасности можно только с помощью моментального действия. Раз — и готово. И не нужно тратить лишних слов. Ведь пока объясняешь ребенку, что это для его же блага, может случиться непоправимое. Удар ложкой в те далекие времена был предупреждением отца — ты в опасности, если не изменишь поведения, попадешь в беду.
Сегодня люди забыли о смысле этого, да и других обычаев, хотя они объясняют многое в жизни. То, что учителя уже несколько раз строго советовали вам прекратить безобразничать за столом, продиктовано именно заботой о вас. Кстати, и многие запреты родителей связаны с заботой...».
Ненавязчиво и доходчиво, неправда ли? Этот диалог с психологом побудил детей к осмыслению ситуации, к вдумчивому её осознанию. Вот так действует и метод сказкотерапии, но надо учитывать, что в каждом возрасте используются сказки определенного вида (Сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных (дети до 5 лет); Сказки о преобразовании, необходимые для повышения низкой самооценки (Г.Х. Андерсан «Гадкий утенок»); Сказки-страшилки (старше 7 лет); Чудесные сказки (6-7 лет); Авторские художественные сказки, сказки-притчи, бытовые сказки (в подростковом возрасте).
Работа со сказками начинается с ее анализа, дискуссии, с проговаривания ситуации. Позже, когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с настоящими жизненными обстановками, возможно применять и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизацию, рисование, песочную терапию. Всё это доступно и просто в использовании на занятиях и уроках. Для чего логопеду знать все тонкости работы со сказкой? Приведу пример из жизни. Был у меня в группе очень агрессивный ребенок и не просто агрессивный, а старающийся ударить побольнее и так сказать, чтоб никто не видел. Активность на занятии низкая, и сам не занимается и другим мешает. Спрашиваю: «Как у тебя дела?». Отвечает, что нормально. Но ведь понятно, что ненормально. Даю лист бумаги и карандаш. Говорю: «Рисуй!». Удивленно смотрит и спрашивает: «А что рисовать-то?». «Да что хочешь», -отвечаю. То, что я увидела потом, меня как-то удивило и насторожило. А вот что было нарисовано. Серое поле, на нем коричневая дорога и чёрный танк. В танке сидит танкист, а из-под крышки люка высовывается огромная (наполовину листа формата А4) чёрная рука с большими пальцами. Оказывается, что мама вышла замуж повторно и мальчик боялся и не доверял своему отчиму. Благодаря работе школьного психолога (она в своей работе применила метод сказкотерапии) и ее рекомендациям, мне удалось найти «общий язык» с учеником и помочь ему. Через какое-то время в его дневнике появились долгожданные четверки и поведение изменилось в лучшую сторону.
Используя в логопедической работе вышеперечисленные формы сказкотерапии можно добиться значительных успехов.
В своей работе я активно применяю метод песочной терапии. В основном, персонажами наших сказок являются буквы и животные. В ходе такой работы, учащиеся не только развивают речь, мелкую моторику, тактильные ощущения, но и закрепляют знание алфавита, и пространственной ориентировки (право-лево, верх-низ, середина). Кроме того, песок сам по себе является таким материалом, с которым хочется работать ещё и ещё. Дети сочиняют, фантазируют, выдумывают, а это интересно и ценно тем, что они обсуждают, спорят, учатся договариваться. При доступности и простоте данного способа, все это позволяет сделать урок более продуктивным и интересным.
Есть в моем кабинете и кукольный театр (настольные игры «Томик»). И хотя это персонажи всем известных сказок, но каждый раз ребята выдумывают новые сюжеты. Обыгрывая сказку «Колобок», никто из детей не хочет взять на себя роль Колобка, его озвучиваю я. Готовясь и просматривая материалы для написания статьи, я нашла такую информацию, что Колобок- это образ мальчика, который без спроса ушёл из дома, чем подверг себя опасности. Зная, чем заканчивается сказка, дети сделали предположение, что он погиб по вине взрослых людей и недосмотру родителей. Применять к себе такую роль, интуитивно никто не захотел.
Есть так же и перчаточный театр, который тоже очень активно используется на занятиях.
При звукопостановке и ознакомлении первоклассников с артикуляционными органами и артикуляционной зарядкой применяется логопедическая игрушка - бегемотик Жужа. Если ребёнок не хочет повторять артикуляционные упражнения вместе с логопедом, то он с удовольствием это делает вместе с Жужей. Бегемотика можно одеть на руку, подергать его за язык и заглянуть ему в рот. Работа с этой серо-розовой игрушкой прививает детям желание трудиться, учиться правильно произносить звуки и добиваться чистой речи.
При обучении различным видам пересказа, мною используются не только сказки и басни, но и притчи. Ученикам они нравятся. Им приходится выдвигать свои версии произошедшего и делать определённые выводы. Это «удобный» вид литературного произведения. Притчи - нравственные поучения, облеченные в занимательную форму. Истории короткие по содержанию, в них нет подробных описаний места действия, характеров героев и развития сюжета, как, например, в басне. Кроме того, в отличие от басни, притча далеко не всегда заканчивается моралью. Некоторые притчи не выдают «правильный ответ» и тогда каждый толкует их по-своему. И по тому, какие ребёнок дает ответы и предположения, можно судить о его внутреннем мире, о том есть ли проблема и как ее решить в процессе коррекции. Всё вышеперечисленное еще раз доказывает, что сказкотерапия- это эффективный инструмент педагогического и психологического воздействия.

Используемая литература.
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М. Ось- 89, 2007. -144 с.
2. Гребенщикова Л.Г. Базы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. Обращение, 2007. — 80 с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и способы работы со сказками. — СПб. Обращение, 2008. – 240 с.
4. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Управление для детских психологов, педагогов, докторов и экспертов, работающих с детьми. — СПб. Обращение, 2006. – 160 с.
5. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. — СПб. Обращение, 2007. – 296 с.
6. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб. Обращение, 2008. — 176 с.
7. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских неприятностей. СПб. Обращение; М. Сфера, 2008. — 118 с.
8. Чех Е.В. Я сейчас злюсь. Поведай мне сказку. – СПб. Обращение; М. Сфера, 2009. – 144 с.
Интернет-ресурсы:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200102502http://fb.ru/article/140213/chto-takoe-pritchi-i-kakie-oni-byivayut