Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Сказкотерапия как вид коррекционной работы с детьми с ОВЗ
Вдович Светлана Анатольевна -
педагог-психолог, учитель русского языка и литературы
МАОУ «Аромашевская СОШ им. В. Д. Кармацкого».

Согласно Стандарту, данная программа коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории
с целью освоения Образовательной программы.
Программа коррекционной работы позволяет реализовать личностно-ориентированный подход через психолого-педагогическое сопровождение ребенка, способствующее достижению учащимся с ОВЗ стандарта образования. Она имеет подчиненную, вспомогательную функцию по отношению к Образовательной программе, может уточняться и корректироваться.

Программа коррекционных и развивающих занятий для учащихся с ОВЗ
(занимающихся по программе 7 вида)
Количество часов в неделю – 1, 5
Занятия: индивидуальные и групповые

занятия
Тема занятия
Цель
Колич. часов

Диагностика

1
ДДЧ
Изучение состояниия эмоциональной сферы
0,5

2
Тест Филлипса
Выявление уровня школьной тревожности
0,5

Сказкотерапия

3
«Как потрудились, так и наградились» (работа с текстом)
Выявление затруднений в межличностном общении, определить приемы их преодоления
1

4




5
Изображение (изготовление) персонажей сказки из природного материала
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

6




7
«Этот пес верно службу нес»
(работа с текстом)
Выявление проблем с проявлением эмпатии (сопереживания) к более слабым существам или к младшим по возрасту
1

8




9
Изображение (изготовление) аппликации из подручного материала
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

10




Диагностика

11
КРС – кинетический рисунок семьи
Изучение статуса ребенка в семье, детско-родительских отношений
0,5

Сказкотерапия

12
«Не строй домок из чужих досок» (работа с текстом)
Показать пути восстановления детско-родительских отношений
1

13




14
Изготовление из картона понравившихся персонажей и «сказочной» (старинной) одежды для них
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

15




16
«Сколь грехов накопила – туда и место получила»
Обсудить причины возникновения неуравновешенного эмоционального состояния (страхов, неуверенности), привести к пониманию того, что человек сам может управлять своим состоянием, своей судьбой
1,5

17




18




19
Изготовление (шитье) куклы Таисии до встречи ее с темными силами
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час

20




21
«Не гоже чужую жизнь проживать» (работа с текстом)
Введение понятий жертвенности, ответственности
1 час

22




23
Изготовление бумажной «двойной» куклы (Катерина – Августа)
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час

24




25
«Скажи, мол, мамка так велела»
Ввести понятие «право на ошибку», подвести к осознанию понимания и принятия другого человека, с его достоинствами и недостатками
1,5

26




27
Изготовление коллективной аппликации из кусочков ткани «Корова на лугу»
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1 час

28
«Знаешь, какие книжки умные бывают»
Расширение кругозора об историческом прошлом русского народа, обсуждение отношений барин – раб; активизация мышления и воображения при обсуждении мотивов поведения персонажей
1,5

29




30




31
«Книжкин Айболит» (Оказание помощи работникам библиотеки в ремонте старых книжек)
Развитие воображения, мышления, тонкой моторики
1

32




Диагностика

33
ДДЧ (Дом – дерево - человек)
Повторная диагностика состяния эмоциональной сферы
0,5

34
Анкетирование по результатам занятий
Изучение предпочтений учащихся в развивающих занятиях, изучение мнения о предложенных методах развивающей деятельности
0,5


Пример работы с текстом сказки
(занятия №№12-15)
НЕ СТРОЙ ДОМОК ИЗ ЧУЖИХ ДОСОК
(семейная притча)
В каждой семье есть свои предания да сказы, какие с дедами-прадедами случались, вот в памяти семейной и остались. Так и в этой крестьянской семье передавались из уст в уста такие-то истории. Только все они невидимыми ниточками соединены были с покровителем их небесным, Николаем Чудотворцем. Ежели бы только с одним кем в семье встретился святой, то и тогда бы сказывать было о чем. Ну, а ежели встреч таких больше случилось? То кого же иначе семейным покровителем считать? Кого за помогу вспоминать-почитать?
Одно-то предание - вовсе давнее. Бабку Марину Сенькову знаешь? Так история эта приключилась еще с ее прадедом. Отправился он как-то в лес за дровами. Было дело весной. Речка наша, Клязьма, в те времена не такой широкой была, только по весне и ее перейти - надо брод найти. Договорился Архип с барином тутошним, денег заплатил, сколько положено, ну и поехал, благословясь. Ранним утром по знакомому броду на тот берег переехал, давай в Барской Дубраве сушняк валить да бревна пилить. Нагрузил полный воз, а там уж и солнце садиться собралось. Ну, он прямиком к знакомому броду лошадку и направил. .
Только выехал Архип из Барской Дубравы и речку не узнал. Разлилась Клязьма за один день так, что уж и не проехать никак. Даже брода знакомого сыскать нельзя, одна вода. Архип остановился у воды - кругом ни души. Огляделся и горько задумался. Ежели до утра тут, возле Барской Дубравы ночевать, то волки - звери могут задрать и его самого, и лошадку его. А до дому спешить - кабы обоз не утопить: без броду-то в речной разлив из речки не выбраться. До захода солнца было всего ничего, а выхода не виделось ни одного. Тут и про своих пятерых детишек Архипу вдруг вспомнилось, а на душе как-то пасмурно сделалось. Вот и начал Архип молиться. И так он сердечно молитвы читал, что, видать, Господь услыхал.
Видит Архип: на том берегу появился старик. С седой бородой и в одежде простой. Ничего старик мужику не кричал, только глядел и молчал. А потом и давай мужику рукою место казать, где переехать-то с возом через речку можно.
Архип, недолго думая, туда лошадку свою и направил; шел по воде да по стариковой руке, что дорогу ему казала. А как лошадка речку миновала, хотел Архип старичка того поблагодарить, а на том берегу - нет никого! Нет старичка, как и не было.
Tы мecтa наши знаешь: поле широкое, без бугорка, без деревца. И куда, скажи, мог тот старичок уйти, если он все время переправы Архиповой на берегу стоял да путь ему казал? Вот с Архиповой легкой руки да от сердечной его благодарности и стали потом всей семьей Николая Чудотворца поминать и Архип, и жена, и вся его детвора.
Размечтался Архип, как подрос его старший сын, грамоте наследника своего обучить. Хоть и не барином, но почтенным человеком своего Егора видеть хотел. Деньги собрал, сам с семьей голодал, но Егор его науку постиг, аптекарем вскорости сделался. Только к тому времени в семье уж еще девчонка родилась. Вот всего шестеро детишек в семье и получилось: пять девок да сын - надежа. Что, окромя детей, для крестьянина дороже? .
Ну, а сын его, как на ноги встал, из семьи родной уходить не желал. Да у Егора и другая причина была дома остаться: полюбилась ему деревенская девка-красавица. И стройна, и круглолица, и на рукоделие мастерица. Ну, куда ж еще лучше-то? Любушка еще года два свадьбы ждала, хоть и были с Егором помолвлены. Только и сестрам накопить на приданое - дело важное. А как молодым свадьбу сыграли, Любушка к мужу в дом пришла. А в доме этом - теснота. И сваты, как нарочно, их дом стороной обошли. Четверо девок плачут-рыдают, для себя женихов уж давно поджидают. А пятая, Лизутка, еще в куколки играет.
Года три так минуло, а ни одна сваха к ним в дом не заглянула. У Егора с Любашей уж своих трое детишек народилось. Жили тесно, что и говорить. Вот и решила Любаша, в Троице-Сергиеву. Лавру сходить. Может, там облегченье и вымолю? В Лавру пеше отправилась. День светлый для того выбрала - Никола Зимний, по нынешнему - 19 декабря. В пути Любаша притомилась, вот на дерево поваленное и присела. Вдруг откуда ни возьмись, старичок к ней и подходит. Увидала его Любаша, с собой поесть-попить позвала. Только об том все думала, где же раньше старичок тот был, и впереди на дороге его Любаша не видала и сзади не примечала? А дорога прямая, с огромными сугробами по сторонам.
Старичок Любашу за хлеб-соль поблагодарил, а как поел-попил, так Любашу и спросил: далеко ли путь держит? Та и давай старичку тому сказывать. И про мужа Егора, и про тесноту дома, и про деток малых, и про золовок не просватанных. Может, спросишь: почему она всю душу раскрывала ему? Так этот самый старичок уж больно слушал хорошо и Любаше от сердца сочувствовал. А на прощанье душевно напутствовал. А вот слова, какие сказал, Любаша сразу запомнила:
- Иди, милая, с Богом! В Лавре помолись да скорее домой воротись. Там тебя добрая весть поджидает. Какой никто не ожидает ...
Любаша из лавры вернулась, родной калитки коснулась, а тут ворота и раскрылись нараспашку. И выезжают из ворот сани, украшенные лентами да бубенцами. Любаша сразу в дом, а уж радость в нем. У жениха того - два брата неженатые. Вот так и случилось, что три брата на трех сестрах женились. Свадьбу одну играли, деньгами не швыряли. А последнюю девку-золовку еще через неделю сваха приглядела. Уж к весне остались в избе: родители, Егор с женой, детишки ихние да сестра Лизутка-подросточек. Ну, теперь-то уж стало свободнее. Можно еще деток рожать и спокойнее жить-поживать.
Так и жизнь между тем протекала, а Лизутка росла-подрастала. А как стала невестой на выданье, так Егору сказали родители:
- Пора, сынок, тебе строить свой домок. А мы тут с Лизуткой останемся. Ее-то женишок взять в свой дом не мог. Ясное дело - сирота.
Мать кое-что для сына припасла, вот его и уговаривала еще денег у сватов попросить да вскладчину дом и построить. Так и сам Егор хотел. Он тогда уж пятерых детей имел, хотелось и в своем дому пожить. Но тут, видать, уж тому быть, соблазнили его соседи на одно нечистое дело. Уговорили, пока барин в отъезде, к нему в Бар-Дубраву съездить. Деревьев втихую навалить да все на сруб и заготовить. Мать Егора и плакала, и просила, только сына не умалила. Втроем решили лес воровать, так и не отговорила их мать.
И ведь случается порой такое: никто тех деревьев не хватился, никто за ворами не кинулся. Да что там скрывать: даже никто того воровства не видал и не прознал. Бревен не целых три сруба припасли, на огородах своих сложили. Решили немного повременить, домов до весны не строить. А как от народа скроешься? Ведь кто-никто, а догадается: бревна-то из ничего не появляются ...
А однажды утром мать и давай сына своего совестить-ругать:
- На ворованных полах счастье не попляшет. А в ворованных горшках не наваришь каши. И семья в таком дому счастлива не будет. И народ за воровство поделом осудит, и еще запомни, сынок: не строй домок из чужих досок. Это мне верный человек сказал, да тебе передать приказал.
Вот и предлагает Егору мать все, что ценного в дому есть, барину в уплату за лес отдать. Повиниться и просить с остатками долгов погодить. Егор с Любашею своей поговорил-посоветовался, а потом и решился. Тут и женина семья зятю с дочкой помогла, чем могла. Собрали по двум домам золотишка, да ценных бумаг, да кольца обручальные. Только решил Егор про одного себя барину сказать, свою вину признать, а соседей не выдавать. Чужая покража - дело их собственной совести. Барину Егор в ноги упал, прощения просил, все добро принесенное с собой перед барином разложил. Просит остатний долг пока не требовать, повременить. Чтобы семью не разорить.
Барин молча Егора выслушал. А потом так рассудил: долг остатний ему простил, а колечки обручальные не взял. Бумаги да золотишко в уплату за лес принял. С тем Егора и отпустил.
Выросли в деревне в одно, считай, лето три дома соседних. У Егора, у соседей Прохоровых да у соседей Воробьевых. У Прохоровых в избе так счастья и не было: через пять годов уж не осталось в том доме мужиков. Кто помер, кто утоп ... А бабы из дома того как-то сами собой разъехались. Последний хозяин продал дом тот чужим; только не было счастья и им. А то бы зачем новые хозяева дом-пятистенок разобрали? До последнего венца. И на месте том уж строили, снова, но из другого леса.
А у Воробьевых и того меньше дом стоял. Уж на другое лето полыхнул сарай, а с него огонь и перекинулся на дом. Сгорел тот дом до бревнышка, до досочки, до печной трубы. Вот, как хочешь, так и рассуди! А при чем тут Николай Чудотворец, спросишь? А кто матери тогда во сне слова сказал, какие передать Егору следовало? «Не строй домок из чужих досок!»

Нравственный урок.
Вранье не введет в добро.
Разум, совесть, да честь - лучшее, что у человека есть.
Лучше бедность да честность, нежели прибыль да стыд.
Честные глаза вбок не глядят.
Воспитание добрых чувств.
Почему старичок помог Любаше?
Почему Егор попался на уговоры соседей?
Что заставило Егора признать свою вину перед барином и к чему это привело?
Почему так говорят: «Тайное всегда становится явным»? И еще: «Без Бога не до порога».
Речевая зарядка.
Объясните слова «сваха» и «золовка».
Как понимать слова: «Не строй домок из чужих досок?
Чему пыталась научить мать сына, говоря: «На ворованных полах счастье не попляшет, а в ворованных горшках не наваришь каши»?
Развитие мышления и воображения.
Что бы случилось с Архипом, не приди ему на помощь старичок?
Смогли бы без помощи старичка Архип, а потом Любаша самостоятельно справиться с трудностями? Каким образом?
Можно ли сказать, что старичок готовил сердце Любаши к предстоящей радости, когда сказал: «Тебя добрая весть поджидает, какой никто не ожидает»?
А разве нужно готовить сердце для радости? Зачем?
Что было бы, если бы Егор не пошел к барину и не сознался в краже?
Сказка и экология.
Kaкова, на ваш взгляд, добрая цель, с которой можно вырубить лес?
Что случится, если вырубить весь лес на земле или в нашем районе?
Что случается с рекой ранней весной или осенью?
Половодье полезно или вредно? Чем? Что доброго оно несет земле и ее обитателям?
Сказка развивает руки.
Предложить ребенку вместе с родителями сделать из картона понравившихся героев сказки и одеть их так, как было принято в стародавние времена

Цель: познакомить детей с текстом сказки, выделив три основных ее фрагмента. Установить родственную связь между героями. Подвести детей к пониманию значимости и реальной возможности помощи судьбы лишь тем людям, которые добры, честны и совестливы. Установить прямую связь между поступками человекa и дальнейшей судьбой его самого и его близких.
Сформулировать справедливость утверждения: «Народ за воровство поделом осудит».

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Вопросы по содержанию.
Отчего Архипу на душе пасмурно сделалось, когда подумал он о своей беде?
Почему об Архипе, его жене и ребятишках можно сказать, что они были благодарными?
Каким хотел видеть своего сына Архип и зачем его грамоте учил?
С какой целью отправилась Любаша на богомолье?
Почему старичок был так добр к Любаше и как он ее отблагодарил?
Зачем Егору понадобился новый дом и что он для этого сделал?
Почему Егор поддался на уговоры соседей?
Что заставило Егора сознаться в воровстве?
Что бы случиться могло, если бы Егор так и скрыл воровство леса?
Как «расплатились» соседи с судьбой за грех свой?

Использовать сказку во фронтальной работе целесообразнее при изучении в школе темы «Моя семья» или «Наш: семейный альбом», для восстановления родословной семьи учеников начальной школы. А для работы с конкретным ребенком выбрать эту сказку можно при наличии у него таких негативных черт, как эгоцентризм и завышенная самооценка, болезненный интерес к чужим вещам и чужому богатству.
Сказка эта будет полезна и тому ребенку, который уже не раз без разрешения брал деньги у родителей, либо «выгребал» мелочь из карманов членов своей семьи для покупки облюбованной вещицы.
Средствами этой сказки и последующей беседы следует помочь ребенку в осознании того, что воспользоваться чужой вещью - это и есть воровство (даже если взят пустяк, не очень-то кому и нужный). для некоторых детей это откровение; раскрывающее основы моральных ценностей, а для других - напоминание о связи нынешних поступков человека с будущими событиями его жизни и жизни его детей и внуков.
Можно использовать сказку и в работе с ребенком, который переоценивает свою значимость в семье и недооценивает интересы и потребности других близких: болезненно относится к покупкам, предназначенным для родителей или братьев-сестер, завидует или активно противодействует таким покупкам: капризничает, упрекает в несправедливости, устраивает скандалы ради получения нужной ему вещи, портит вещи, купленные вопреки его желаниям.



Коллективная работа учащихся к сказке
«Скажи, мол, мамка так велела»

Коллективная работа учащихся
«Костюм Лесной Девы»
к сказке «Как потрудились, так и наградились»





Используемая литература:
Введение в психологию сказки. Школьный психолог - М., «Первое сентября» -№12/2001.
Л. Д. Короткова. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации к использованию сказки в коррекции эмоциональных нарушений и поведении детей. – М.. 2006
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми разного возраста. Учебник Под. ред.И. В.Дубровиной. Изд. центр “Академия”, 1997.
Тест со всех сторон. Школьный психолог - М., «Первое сентября», - 2004 – 2009 г.
С.А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт-Петербург. Речь 2004.
http://www.umnyedetki.ru/skazki.html

15