Конспект урока по русскому языку на тему Структурные части текста повествования

Тип урока: открытия нового знания
Цели:
Сформировать представление об структурных частях типа текста повествование

УУД:

Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Освоение статуса ученика; формирование мотивации к учению.
4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.

Регулятивные:
1.Организация своего рабочего места под руководством учителя.
2.Составление плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
3.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
4.Реализация плана выполнения заданий на уроках под руководством учителя.
5.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
6.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.

Познавательные:
1.Ориентация в учебнике: определение умений, которые будут сформированы на основе изучения данной темы.
2.Формирование умения извлекать информацию из текста и иллюстраций.
3.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
4.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Соблюдение простейших норм речевого этикета: умение выступать с монологом после получения разрешения, не перебивать, благодарить, использовать специальную лексику.
4.Формирование умения согласованно работать в группах и коллективе.
5. Участвовать в обсуждениях, работая в паре;
6. Не бояться собственных ошибок и участвовать в обсуждении
Оборудование:
Презентация, дидактический материал








Деятельность учителя
Деятельность учеников

1.Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята, сегодня урок русского языка буду вести я. Меня зовут Ольга Евгеньевна.
Громко прозвенел урок
Начинаем наш урок,
Наши ушки - на макушке
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Садимся на свои места.
Дети готовы к уроку и положительно настроены к учебе.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Запишите буквы:
А р т с м е ч б к в п с д ж т
 - Подчеркните каждую третью букву. Какое слово получилось?
Что же такое текст?
 - Какие бывают типы текстов?
 -






Текст

Несколько предложений, связанных по смыслу.
Они бывают разных типов
Повествование, описание, рассуждение

3.Выявление места и причины затруднения.
Чтобы узнать с каким текстом будем работать найди зашифрованное слово.

а
т
о
р
а
о
ы
р
д
е

и
а
е
ы
ц
к
н
г
о
и

с
в
а
к
т
ы
я
н
щ
н

п
о
в
е
с
т
в
о
в
а

о
в
п
ц
о
т
ы
с
и
ь


Какова цель этого типа текста?


Сегодня мы с вами познакомимся с структурными частями текста повествования.








Повествование.






Рассказывает, о каких - то событиях






4.Построение проекта выхода из затруднения.
День был пасмурный и дождливый. Миша бродил по улицам города. На душе у него было тоскливо.  Вдруг мальчик увидел старушку, которая не могла перейти дорогу. Миша помог бабушке перейти на противоположную сторону улицы. Старушка поблагодарила его за хороший поступок и улыбнулась. На душе у Миши стало радостно и светло, несмотря на ненастный день.  С тех пор Миша понял, что добрые дела приносят радость. 
Ребята, давайте посмотрим на этот текст. Из скольких частей он состоит?
Как называются эти части?
Из этих частей состоит текст повествование.
Что определяет начало?
Что определяет основная часть?
Что определяет концовка?














Из 3.
- Начало, основная часть, конец.

Как бы готовит читателя к чтению.
Говорится о том главном, о чём хотел сказать автор
Завершает текст

5.Реализация проекта выхода из затруднений.
Какой вопрос мы можем задать к тексту повествование?
О чем рассказывается в тексте повествовании?


Что произошло?
О событиях, действиях.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Давайте прочтём этот текст.
1. Однажды зимой Лиза кормила кроликов. Под сеном она нашла мерзлую птичку, мороз превратил малютку в льдинку. Девочка стала греть находку своим дыханием. Вдруг птичка шевельнулась Лиза поняла, что малышка ожила.
Как вы думаете, какой тип этого текста?
Как вы догадались?


Сколько частей в этом тексте?
Какие это части?

Давайте прочтём начало.

Прочтём основную часть.




Прочтём заключение.

Каждая часть пишется с красной строки.
А что же такое красная строка?

Давайте, придумаем текст повествование.
Мы будем составлять текст по опорным словам: лес, тропинка, деревья, птенцы, гнездо.
Запишем этот текст у себя в тетрадях.









Повествование
В этом тексте нет описания, здесь рассказывается про то как Лиза ухаживала за птичкой.
3
Начало, основная часть, заключение

Однажды зимой Лиза кормила кроликов.
Под сеном она нашла мерзлую птичку, мороз превратил малютку в льдинку. Девочка стала греть находку своим дыханием.

Вдруг птичка шевельнулась Лиза поняла, что малышка ожила.

Отступ от начала строки.




Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Дан текст с перепутанными частями, нужно поставить части на свои места.
Кормили мы его творогом, кашей, моченым хлебом, давали маленькие кусочки вареного мяса. Он все ел, ни от чего не отказывался.
Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жесткими черными перьями. Он быстро научился летать и переселился на балкон.
Принесли нам ребята небольшого сорочонка. Летать он ещё не мог, только прыгал.




Включение в систему знаний и повторений.
Даны 2 текста. Из них нужно выбрать тест повествование.
Я люблю осенний лес. Особенно он хорош в солнечный день. На тёмно-зелёном фоне елей выделяются жёлтые берёзы, оранжевые осины и желтовато-красные клёны. Грустно в осеннем лесу. Жаль, что коротки дни золотой осени!
Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортивным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома.
В первом тексте идет описание, там присутствуют слова названия признаков предмета.

-Я вам буду читать тексты, а вы будете записывать в тетради начальную букву слов, обозначающих виды текстов: описание – о, сообщение – с, рассуждение – р.
 
1. Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
 
2. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
 
3.На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
 
4. Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
           
5. Наступило лето. Яркое солнце греет землю. Всё кругом цветёт и зеленеет. На лугу уже скосили траву. Грызунам трудно стало прятаться от хищников.
 
6.Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.
 
























п, о, р, о, п, р



Рефлексия.
О чем мы говорили на уроке?

Спасибо за урок! До свидания!
Домашнее задание:
Составить текст о своем четвероногом друге.

Уточни задание с учителем. Объем сочинения – 3-4 предложения. Можно устно в классе, а дома записать.



15