«Когда все ставки проиграны…» (Проблема «человек и судьба» в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»)

Урок литературы в 8 классе
Тема: «Когда все ставки проиграны» (Проблема «человек и судьба» в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»)
Цели: познакомиться с творческой историей создания повести, совершенствовать навыки анализа прозаического произведения;
развивать монологическую речь и логическое мышление обучающихся; формировать нравственные ориентиры и умение распознавать истинные и ложные ценности.
Тип: урок проблемных поисков.
Формы: эвристическая беседа с элементами анализа, индивидуальная и групповая исследовательская работа.
Оборудование: тексты повести, презентация, карточки для групповой работы.
В жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души. А.Чехов
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Мотивация, целеполагание.
Работа с эпиграфом. Слайды №1 и №2. Задача урока – разобраться в личности главного героя, причинах его поступков, приведших к жизненному краху, выяснить, в чём трагедия Германа и была ли она неизбежна. Работа в тетрадях.
3. Актуализация знаний.
История создания повести, как и многих других пушкинских произведений, опирается на случай из жизни. (Слайд №3, выступление с индивидуальным заданием).
4. Эвристическая беседа:
Что меняет Пушкин в услышанной от Голицына истории? (Слайд №4)
Что известно нам о старухе княгине? (Выступает 1 группа)
Какую роль отвёл автор Лизе – ведь этого персонажа не было? (Выступает 2 группа)
Что мы узнаём о главном герое? (Выступает 3 группа, Слайд №5)
Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет позволит ему достичь вожделенной цели.
5. Словарная работа. (Слайд №6) Честолюбие, честолюбивый человек. Это качество положительное или отрицательное? Будет ли в этом ряду понятие «честный человек»? (Высказываются ребята)
Каковы жизненные цели Германа? (Слайд №7) Можно ли так добиться цели? Чего не хватает в этой «формуле счастья»? (Нет места чувствам)
Что готов предложить Герман графине? О чём сожалеет? (Готов стать её любовником, но старухе 87 лет!!!) (Слайд №8)
6. Слово учителя. Для героя цель оправдывает средства. Вот и Лиза стала таким средством. Ей он пишет любовное письмо. И неискушённое сердце девушки дрогнуло. Вскоре Германн оказывается в покоях графини, но вовсе не ради свидания с Лизаветой Ивановной. Вот каким мы видим героя до и после встречи с графиней. (Слайд №9)
Зачем Германн отправляется в монастырь, где отпевали тело усопшей графини? Было ли это раскаянием? Подтвердите текстом (глава 5). Верит ли старуха в искренность порыва Германна? Что может означать её насмешливость? (Что старуха уходит в иной мир без грехов, а Германн теперь принял все её грехи на себя)
Вспомним, как раскрыта тайна трёх карт. Какие три условия поставила старуха? (Слайд №10) Какое из них Герман не выполнил? Как думаете, почему? (Жениться на Лизе никогда не входило в его планы)
Найдите описание внешности явившегося призрака. Как думаете, почему автор обращает внимание на белый наряд старухи, на умиротворённое лицо? (Очистив душу графини, Германн сделал доброе дело. И она приходит к нему в белом платье и озарена луной, свидетельствуя этим, какие силы она олицетворяет. Ведь "луниться" в старину тоже означало белеть. А белый – это святой.)
Так кто же он такой - Германн? (Слайд №11) «У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля» - сказал о Германе Томский ещё в 4 главе. Себя он мнил Наполеоном, так стоит ли думать о чувствах обманутой девушки! Бесчестный поступок не остаётся безнаказанным: и вот вместо туза дама пик! (Слайд №12) (музыка «Что наша жизнь игра»)
- Почему Германн обречён? (Продал душу дьяволу.)
– Что привело его к трагическому концу? (Алчность, жажда обогащения. Совершив сделку с дьяволом, он погубил душу, перестал быть человеком.) – Обратимся к эпиграфу с пояснением. Мечтавший о покое и независимости Германн оказался в больнице для душевнобольных. Это ли не самое суровое наказание для человека, который намеревался других оставить в дураках?
7. Выводы. Способность любить – главная мера человека. Испытание любовью проходят многие герои А.Пушкина: Дубровский, Пётр ГринёвГерманн не только не способен любить, но позволяет себе надругаться над любовью Лизаветы, оказался клятвопреступником, предал любовь. Предал и погубил самое святое чувство любви. Первая жертва – Лиза. (Слайд №13) Кто же является второй жертвой? Второй жертвой является графиня. (Пересказ по тексту). Итак, второе злодейство – смерть старухи. Значит, погубил жизнь. Кто же станет третьей жертвой? Третьей жертвой станет сам Германн, он погубил в себе всё человеческое.
Но только ли Герман всему виной? Давайте выясним, нет ли у наших героев чего-либо общего, объединяющего их? (Работа в группах над отбором личностных качеств героев, выводы: эгоизм, расчётливость, самолюбие – вот что мешает героям достичь счастья. Каждый надеялся выиграть, и все проиграли).
Жизнь не игра! В ней нельзя жульничать, иначе расплата будет суровой и беспощадной. Нельзя нарушать данное слово, нельзя предавать искренние чувства. Нельзя возносить себя над людьми, никакая идея и цель не могут этого оправдать. Над этими глубокими проблемами будут размышлять классики русской и мировой литературы: Гоголь, Достоевский, Толстой Высокую оценку повести и мастерству А.Пушкина дал Ф.Достоевский (Слайд № 14) Нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.
8. Домашнее задание (Слайд №14)
9. Выставление оценок.

Вопросы для групп:
1 ГРУППА: старуха-княгиня.
1) История ее жизни, особенности характера персонажа. 2) Как о ней говорит внук Томский? 3) Графиня стара, капризна, эгоистична. Но даёт ли это кому-нибудь право обрекать её на смерть? Выскажите свой отношение к графине.

2 ГРУППА: Лизавета Петровна.
1) Что можно сказать о ее жизни? 2) Что ее толкнуло откликнуться на внимание к ней влюбленного военного инженера? 3) Можете ли вы назвать Лизу легкомысленной? Какие её поступки вызывают осуждение?
3 ГРУППА:  Германн.
1) Что это за человек? 2) Проанализируйте его в период «ухаживаний» за Лизой и поведение в доме графини. 3) Почему Герман идет в монастырь, где должны были отпевать графиню? 4) Игра с Чекалинским. Каким предстает Германн во время игры? 5) Процитируйте финал повести. Какие чувства вызывает Германн в доме для душевнобольных?


15