Технологическая карта открытого урока по теме: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей фартука. Безопасные приёмы использования колющих и режущих инструментов и принадлежностей.


Технологии: обслуживающий труд.
Технологическая карта урока
Багрий Оксана Борисовна, учитель технологии, МБОУ школа №13.
Предмет: технология
Класс:5; Дата: 25.01.2017
Учебник: «Технология. Обслуживающий труд» О. А. Кожиной, Е. Н. Кудаковой, С. Э. МаркутскойТема урока: Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткань. Раскрой деталей фартука. Безопасные приёмы использования колющих и режущих инструментов и принадлежностей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, образцы выкроек, раздаточный материал, ножницы, швейные принадлежности.
Планируемые результаты
Предметные - обучающиеся научатся подготавливать ткань к раскрою, алгоритму раскроя деталей фартука и раскладки выкроек на ткань.
Метапредметные (УУД): регулятивные – планирование и организация контроля труда, принятие учебной цели.
Коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем.
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развивать знания о методах подготовки ткани к раскрою, раскрое деталей фартука, способствовать развитию эстетического вкуса при выборе тканей для изготовления швейных изделий.
№ этапа урока Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Мотивация
к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность.
Организовать деятельность по установке тематических рамок.
Создать условие для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Сфокусировать внимание и задать несколько предварительных вопросов относящихся к теме урока.
Анализ ситуации. Ответы на вопросы. Самоопределение, самоорганизация. Планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем.
Способность прогнозировать деятельность на уроке.
Постановка темы и цели урока. Подведение детей к формулированию темы и постановки задач урока. Учитель задает вопросы обучающимся:
- какие существуют виды отделки ткани?
- какая нить проходит вдоль кромки ткани?
- какая нить проходит перпендикулярно кромке ткани?
-по какой нити ткань тянется, а по какой – нет?
Учитель обобщает ответы на вопросы:
На прошлых уроках вы познакомились с видами одежды и ее классификацией; правилам и последовательности снятия мерок для чертежа фартука. Научились выполнять построение чертежа фартука, моделирование фартука и изготовлению выкройки по чертежу. Определять лицевую и изнаночную стороны, вид отделки ткани, характер и направление рисунка ткани, определять нити основы и утка. И выяснили, что ткань почти не растягивается по нити основы, а растягивается по нити утка, но более всего ткань растягивается под углом 45 градусов.
Корректируя сказанное обучающимися учитель записывает тему и цель урока на доске. Повторение полученных знаний. Подгонка имеющихся знаний и умений к полученным. Определение и формулирование темы и цели урока. Планирование совместного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Прогнозирование дальнейшей деятельности на уроке.
Актуализация знаний. Установка задачи. Систематизировать имеющиеся у обучающихся знания. Организовать самостоятельное выполнение задания.
Выявить затруднения в организации работы. Повтор ранее изученного материала относительно данной темы урока:
- вид отделки ткани (для раскроя используется печатная ткань);
- строение ткани (нить основы и нити утка);
- минимальное и максимальное растяжение ткани относительно направления нити основы и нити утка;
- расположение деталей ткани с учетом направления нитей основы. Формирование вопросов для учителя. Систематизация полученных знаний.
Организация рабочего места. Выбор способов деятельности. Планирование и организация контроля труда. Повторение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.
Изучение нового материала Преподнести ученикам новый материал. Составить план работы. Ткань перед раскроем готовят:
- осматривают и, если есть дефекты, их отмечают мелом, чтобы они не попали на детали кроя;
- если ткань с рисунком, то надо рассмотреть, как направлены его детали - в одну или в разные стороны. Это придется учитывать при раскладке, чтобы на всех деталях изделия было одно направление рисунка;
- лицевую сторону ткани (обучающиеся сами объясняют способы ее определения) в данном случае определяют для того, чтобы правильно сложить ткань для раскроя (лицевой стороной внутрь);
- направление долевой нити в ткани (обучающиеся также объясняют сами способ определения) надо знать для того, чтобы располагать детали выкройки согласно указанному направлению;
- перед раскроем ткань подвергают влажно-тепловой обработке (декатировке), ткань увлажняют и утюжат, т. к. на измятой ткани детали выкройки ложатся неточно и крой получается искаженным. Кромку ткани лучше срезать, так как шов с кромкой получается очень плотным. Его трудно обрабатывать, а после стирки это место изделия стягивается;
Раскладка выкроек на ткани и раскрой:
- складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие;
- раскладываем выкройки детали на ткань, учитываем направление нити основы;
- по очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани;
- детали обводим карандашом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы.
- контур выкройки обводим еще раз, отступая от нее на ширину припуска; Работа с учебником и раздаточным материалом (инструкционными картами).
Систематизация полученных знаний. Формирование вопросов для учителя. Организация рабочего места. Выбор способов деятельности. Планирование и организация контроля труда. Работа со справочной и дополнительной литературой.
Закрепление нового материала Проверка усвоенного фактического материала. Практическая работа: «Раскладка выкроек на ткани, определение припусков и раскрой изделия».
После того, как обучающиеся правильно разместят детали выкройки на ткани, учитель объясняет и показывает как правильно отложить припуски на швы. После проверки учителем выполненной раскладки деталей выкройки на ткани, обучающиеся приступают к раскрою деталей фартука, соблюдая правила техники безопасности. Ученики в результате работы с учебником и раздаточным материалом (инструкционными картами) закрепляют полученные знания.
Формирование навыков.
Выполнение практической работы. Умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать действия. Умение выделять главное из прочитанного. Систематизация полученных знаний. Работа со справочной и дополнительной литературой. Выполнение правил ТБ и санитарно-гигиенических требований.
Итог урока. Организовать повторение учебного материала данного урока. Фиксация изученного на уроке. Оценить работу учеников.
Заострить внимание на особенностях изученной темы. Подведение итогов урока. Оценивание работы учеников. Сообщение домашнего задания.
Ученики получили необходимые знания и практические навыки по подготовке ткани к раскрою, определили припуски на швы и выполнили раскрой изделия. Изучили и повторили правила безопасного использования колющих и режущих инструментов и швейных приспособлений. Самооценка учениками собственной учебной деятельности, соотношение цели и результата выполненной работы. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха учебной деятельности.