Методическая разработка «Формирование навыков самообразования у семиклассников посредством реализации различных форм работы с электронным учебником»


Формирование навыков самообразования у семиклассников посредством реализации различных форм работы с электронным учебником
Некрылова Елена Евгениевна,
учитель физики и информатики
ГБОУ СОШ с. Герасимовка
I. В Государственной программе развития общего образования до 2020 года определено, что «человек должен выступать активным субъектом на рынке труда. Современное базовое образование должно вооружить школьника умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, позволить выпускнику школы относительно легко осваивать новые профессии в будущем, иметь четкую жизненную позицию»[2]. Поскольку школа должна готовить учащихся к той жизни, о которой сама еще не знает, то сегодня ей важно обеспечить общекультурное, личностное, познавательное развитие учащегося, сформировать у него способность проектировать перспективы своего развития, т.е. развивать навыки самообразования.
Идея непрерывного обучения человека на протяжении всей его жизни не нова. Достаточно вспомнить мудрейшие народные поговорки на эту тему: «век живи, - век учись», «ученье – свет, а неученье - тьма».
Проблема необходимости обучения человека на протяжении всей его жизни занимала умы Сократа и Платона. Великий немецкий поэт, драматург и мыслитель И.В. Гете писал: «наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получили в своей молодости. Но что касается нас, то мы должны снова приступать к учебе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни».
Я.А. Каменский в своем труде «Всеобщее воспитание» изложил теорию универсального образования и воспитания всех людей в течение всей жизни. Немецкий педагог А.В. Дистверг писал: «образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующее и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения». [4]
Великий русский педагог К.Д. Ушинский в статье «Воскресные школы» в 1861 году писал: «Следует передать ученикам не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Это способность … должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из измененных событий, из истории собственной его души обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу человек будет учиться всю свою жизнь, что конечно и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения». [9]
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют следующую цель современного образования: «усвоение обучающимися закономерностей явлений и процессов, многих способов действий, в том числе и способов самостоятельного приобретения знаний и их умелого практического использования».[10] Самостоятельное приобретение знаний, способность к познавательной деятельности лежат в основе творческих процессов: самообучения и самообразования. Самообучение и самообразование нацеливают личность на объективное познание действительности, на самопознание, самоорганизацию, самопостроение и самоопределение – процессы, являющиеся показателями зрелости личности. Анализ классической и современной литературы в направлении установления сути понятия самообразования (Выготский Л.С., Скаткин М.Н., Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б. и др.) позволяет сделать вывод, что самообразование – это целенаправленная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых умений, навыков, способов действий, отношений. Самообразование выступает в качестве средства самовоспитания, личностного самоопределения и самосовершенствования, поскольку способствует развитию различных сфер личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной) и базовых качеств развивающегося человека (целеустремленности, организованности, трудолюбия, силы воли, настойчивости и д.р.).Широкие возможности для развития навыков самообразования предоставляет электронное обучение, призванное обеспечить равные права граждан на получение качественного общего образования. Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» электронное обучение с использованием дистанционных технологий выступает в качестве одной из форм получения образования [11].
Необходимость реализации электронного обучения с использованием дистанционных технологий связана со сложностью, а в большинстве случаев, и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах. В настоящее время решены многие вопросы по организации электронного обучения. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации подключены к интернету.
В нашей сельской малокомплектной школе, куда осуществляется подвоз обучающихся из разных населенных пунктов, возникают объективные причины неявки обучающихся на уроки. Также обучающиеся часто пропускают уроки по болезни, по причине нахождения в лечебных учреждениях и пр. Так как у обучающихся не сформированы навыки самообразования, они не стараются, а иногда и не знают, как восполнить пробелы в знаниях по пропущенным темам. Пройдя курсы повышения квалификации по разработке электронного учебника, мы пришли к выводу, что использование электронного учебника может содействовать процессу развития навыков самообразования обучающихся. Однако, нехватка реального опыта работы с электронным учебником сказывается на процессе развития у обучающихся упомянутых навыков.
Из всего вышесказанного вытекает противоречие: с одной стороны государству требуются личности, обладающие навыками самообразования и способные учиться на протяжении всей жизни, т.е. активные субъекты на рынке труда; с другой стороны у учителя отсутствует реальный опыт использования различных средств обучения, включая электронный учебник, для развития данных навыков.
II. В результате противоречия выявляется проблема: готовность учителя использовать электронный учебник при дистанционном обучении для развития навыков самообразования у обучающихся.III. Мной была разработана программа по развитию навыков самообразования у обучающихся посредством электронного учебника, которая реализуется в несколько этапов:
1 этап. Повышение квалификации по вопросу развития навыков самообразования посредством электронного учебника:
- прохождение дистанционных курсов ПК по разработке и использованию электронного учебника при дистанционном обучении;
- реализация темы профессионального самообразования по вопросу развития навыков самообразования у обучающихся;
- разработка электронного учебника с учетом требований к нему: интерактивность, наглядность, наличие возможности самопроверки знаний, наличие форм обратной связи.
В Приложении 1 представлен скриншот страниц электронного учебника, расположенного по адресу http://elena-ne73.narod.ru/index.html
2 этап. Проведение входной диагностики уровня готовности к самообразованию обучающихся 7 класса. Был разработан тест по выявлению готовности к самообразованию. При разработке теста были использованы методики И.А. Редковец, Г.А Русских и др [6]
Тест состоял из 14 вопросов (Приложение 2). Ответы на тест расположены таким образом, что:
- ответы А соответствовали очень низкому уровню самообразования,
- ответы Б – низкому уровню самообразования,
- ответы В – среднему уровню самообразования,
- ответы Г – высокому уровню самообразования.

Таблица 1
Результаты входной диагностики уровня готовности семиклассников к самообразованию
Показатели готовности к самообразованию Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Наличие осознанного отношения к самообразованию (мотивационный компонент)
96% 4% 0%
Наличие целенаправленности, систематичности (личностно-волевой компонент) занятий самообразованием 98% 2% 0%
Сформированность умений самостоятельной работы (познавательный компонент)
92% 8% 0%
Умение организовать самостоятельную работу (организационный компонент). 98% 2% 0%
Среднее значение показателей 96% 4% 0%
Результаты входной диагностики показали, что у подавляющего большинства семиклассников наблюдается низкий уровень готовности к самообразовательной деятельности
3 этап. Использование электронного учебника по физике на уроках при выполнении индивидуальных заданий, тестовой диагностики усвоения изученной темы. Тем самым был обеспечен индивидуальный маршрут освоения темы ребенком на уроке.
4 этап. Использование электронного учебника при выполнении домашнего задания в режиме он-лайн под руководством учителя.
5 этап. Использование электронного учебника для индивидуального освоения учебного материала при длительном отсутствии ребенка на занятиях в школе с отправкой учителю ответов на задания по форме обратной связи.
IV. Таким образом, в образовательном процессе семиклассников произошли следующие изменения:
а) изменились формы обучения: используется чередование очного и дистанционного обучения;
б) изменились формы контроля усвоения учебного материала: наряду с оценкой учителя появилась возможность провести самооценку усвоения пройденной темы в виде теста с моментальной объективной оценкой результата;
в) изменились средства контроля: на смену бумажным носителям пришли формы обратной связи в режиме он-лайн;
г) появилась возможность изучить тему не только на уроке в школе, но и в любом месте и удобное время;
д) созданы условия для развития навыка самообразования как одного из интегративных качеств личности гражданина;
е) обеспечены условия для развития коммуникативных качеств обучающихся и формирования культуры общения.
В результате у обучающегося выстраивается индивидуальный маршрут освоения учебного материала, формируется потребность в самообразовании, развивается готовность к непрерывному обучению на протяжении всей жизни.
Ожидаемые результаты от использования электронного учебника:
повышение качества знаний у обучающихся по физике;
реализация ситуаций успеха для каждого обучающегося;
увеличение доли детей, обладающих средним уровнем развития навыков самообразования.
V. Для дальнейшего решения профессиональной проблемы – готовности и возможности развития навыков самообразования у обучающихся - считаю целесообразным:
- повышать уровень квалификации через участие и организацию мастер-классов по рассматриваемой проблеме;
- осуществлять диссеминацию педагогического опыта;
- разрабатывать новые электронные учебники по физике для всех классов;
- осваивать новые формы работы при дистанционном обучении детей с ОВЗ;
- участвовать в конкурсах профессионального мастерства;
- рекомендовать коллегам разработать или использовать готовый электронный учебник.
Однако проблему формирования навыков самообразования у обучающихся силами одного учителя не решить. Необходимо внести изменения в учебно-воспитательный процесс школы в целом:
а) кадровые: спланировать и организовать работу коллектива по данному вопросу, привлечь к работе психолога для проведения диагностик, а также педагогов профобразования для актуализации знаний по тем или иным профессиям;б) научно-методические: сформировать методическую копилку по вопросу формирования навыков самообразования, реализовывать коллективом единую тему профессионального самообразования, осуществлять пополнение информацией личных сайтов, посещать методические объединения, участвовать в конференциях и конкурсах, регулярно обмениваться опытом работы по данному вопросу, организовывать взаимопосещение уроков и др.;
в) материально-технические: оснастить кабинет физики беспроводной точкой доступа к сети Интернет, приобрести веб-камеру для визуального общения учителя и ученика в процессе работы с электронным учебником;
г) нормативно-правовые: разработать локальный акт по процедуре работы с электронным учебником,
д) информационные: обеспечить работу интернет-сайтов учителей и личных кабинетов на сайте школы, публиковать в школьных СМИ информацию по организации дистанционного обучения; создать интерактивные пособия по вопросу работы с электронным учебником;
е) организационные: организовывать флэш-мобы для обучающихся и педагогов, родительские собрания, семинары, вебинары и пр.

Список источников и литературы
Бондаревский В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. –М., 1985 с43
Государственная программа Российской Федерации"Развитие образования" на 2013-2020 годы(утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р). [Электронный ресурс]. Режим доступа http://base.garant.ru/70379634/ Дата доступа 28.10.2014
Громкова М.Т. Педагогические основы образования взрослых. –М., 1993
Дистервег Ф.А.В. Руководство для немецких учителей. –М., 1913,с 269-270
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. –М.: Педагогическое общество России, 1999, с. 275
Редковец И.А. Повышение развивающей функции обучения для формирования у учащихся стремления заниматься самообразованием: дис… к.п.н., Казань, 1973 - 256 с.
Сериков В.В. Самообразование школьников и развитие их личности. М.:     Педагогика, 1984 – 196 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина: В 2ч – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. –С.99
Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. –Мн.: «Современное слово», 2001. С.681
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897)[Электронный ресурс] Режим доступа http://минобрнауки.рф/документы/938 Дата доступа 28.10.2014
Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»[Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2014/05/07/regulirovanie-dok.html Дата доступа 28.10.2014Что такое технология самообразования школьников? /Г. Селевко //Народное Образование. – 2000. -№9.-С.210-214
Шахова И.Н. Социальная природа самообразования. Социологический анализ // Образование и наука. –2001-№2.-С. 46-57
Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. –М., 1986


Приложение 1



Приложение 2
Тест по выявлению уровня развития самообразовательной деятельности школьников
1.Знаешь ли ты, что такое самообразовательная деятельность:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да
2.Занимаешься ли ты самообразованием:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да
3.Читаешь ли ты дополнительную литературу, по какому либо предмету
а) нет
б) иногда, когда этого требует учитель (при написании реферата и т. п.)
в) читаю, но не постоянно
г) да, часто
4.Умеешь ли ты составлять план, выписать тезисы по прочитанному тексту:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да
5.Можешь ли ты выделить главную идею в прочитанном тексте:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да
6.Часто ли при подготовке домашнего задания ты пользуешься дополнительной литературой:
а) нет, совсем не пользуюсь
б) очень редко
в) пользуюсь, но не постоянно
г) да, постоянно
7.Можешь ли конспектировать устный рассказ учителя:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да, очень
8.Умеешь ли ты организовать познавательную самостоятельную работу на уроке и дома:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да
9.Умеешь ли адекватно оценить уровень полученных тобой знаний:
а) нет
б) не совсем
в) да, но не всегда
г) да
10.Можешь ли ты организовать самостоятельно свою умственную работу:
а) не могу вообще, только под руководством кого-либо
б) иногда могу, но очень не надолгов) скорее да, чем нет
г) да
11.Нравятся ли тебе готовить доклады, рефераты, сообщения и т. п. по какому либо предмету:
а) нет
б) скорее нет, чем да
в) скорее да, чем нет
г) да, очень
12.Ты берешься за подготовку доклада, реферата и т. п. в случае:
а) если этого требует учитель
б) иногда сам, но чаче по требованию учителя
в) иногда, когда требует учитель, но чаще сам
г) сам изъявляю желание подготовить дополнительный материал по интересной теме
13.Если ты готовишь реферат и т. п., то предпочитаешь:
а) чтобы учитель полностью руководил работой
б) чтобы учитель дал тему и литературу
в) чтобы учитель дал тему, а литературу подобрать самостоятельно
г) самостоятельно выбрать тему и подобрать нужную литературу
14.Часто ли ты посещаешь внеурочные занятия по какому либо предмету (факультативы, кружки, олимпиады и т. п.)
а) не посещаю вообще
б) иногда
в) часто, но не постоянно
г) да, регулярно