Литературный вечер, посвящённый жизни А.П. Чехова


«ХОРОШО ВСПОМНИТЬ О ТАКОМ ЧЕЛОВЕКЕ, ТОТЧАС В ЖИЗНЬ ТВОЮ ВОЗВРАЩАЕТСЯ БОДРОСТЬ, СНОВА ВХОДИТ В НЕЁ ЯСНЫЙ СМЫСЛ» М. ГОРЬКИЙ
Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству А.П. Чехова
Цель: Донести до учеников образ великого писателя А.П. Чехова
Оборудование: в классе отделить место для сцены, на которой находятся действующие лица-«писатели», ведущий чуть в стороне. «Писатели» могут сидеть, стоять, листать книги А.П. Чехова, могут обращаться друг к другу. На столике должна стоять настольная лампа и розы, это любимые цветы писателя. Использовать презентацию. Для музыкального сопровождения можно выбрать классическую музыку Бетховена Л., Чайковского П.И.
Ведущий: Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о Чехове-человеке, воссоздать светлый облик замечательного русского писателя. Мы обратимся к письмам и дневникам А.П. Чехова, воспоминаниям знавших его людей. Во имя чего жил и работал писатель? Что это был за человек?
Ученик-И.А. Бунин: «…В жизни он был именно таким, чем был в творчестве, - вспоминает И.А. Бунин, - человек редкого душевного благородства: воспитанности и изящества в самом лучшем значении, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и красоте, чуткости и нежности при редкой правдивости»
Ведущий: Композитор Рахманинов не переставал удивляться:
Ученик-Рахманинов: «Что за человек был Чехов! Теперь я читаю его письма. Их шесть томов, я прочитал четыре и думаю: «Как ужасно, что осталось только два! Когда они будут прочтены, он умрёт, и моё общение с ним кончится. Какой человек!»
Ведущий: «Глаза – зеркало души», - говорит народная мудрость. Именно такие глаза были у А.П. Чехова. Горький отметил:
Ученик-Горький: «Хороши бывали у него глаза, когда он смеялся, - какие-то женски ласковые и нежно мягкие. И смех его, почти беззвучный, был как-то особенно хорош. Смеясь, он именно наслаждался смехом, ликовал; я не знаю, кто бы мог ещё так смеяться – скажу – «духовно».
Ведущий: Людей, знавших А.П. Чехова, поражало его гостеприимство. В 1892 г Чехов купил себе в селе Мелехово Серпуховского уезда Московской губернии небольшое имение. Сюда переехала вся семья писателя. Из воспоминаний К.И. Чуковского:
Ученик-Чуковский К.И.: «Хлебосольство у него доходило до страсти. Многим это могло показаться безумием: человек только что выбился из многолетней нужды, ему приходится тяжким трудом содержать всю семью – и мать, и брата, и сестру, и отца, у него нет ни гроша на завтрашний день, а он свой дом, сверху донизу, набивает гостями, и кормит их, и развлекает, и лечит!»
Ведущий: Однажды А.П. Чехов, живя в деревеньке в Крыму, на берегу Черного моря, пригласил к себе в гости А.М. Горького.
Ученик-Чехов: «Если бы у меня было много денег, я устроил бы здесь санаторий для больных сельских учителей. Знаете, я выстроил бы этакое светлое здание – очень светлое, с большими окнами и высокими потолками. У меня была бы прекрасная библиотека, разные музыкальные инструменты, пчельник, огород, фруктовый сад: можно было бы читать лекции по метеорологии, агрономии, учителю нужно знать, батенька, всё!»
Ведущий: Чехов не терпел ложь во всех её проявлениях.
Ученик-Чехов: «Моё святое святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютная свобода, свобода от силы и лжи, в чём бы последние две не выражались»
Ученик-Чуковский: «…он был так не причастен ко лжи, что всякий раз, когда ему случалось натолкнуться на ложь окружающих, удивлялся ей как большой неожиданности. И каждый, кого уличал он в обмане, переставал существовать для него.»
Ведущий: Чехов едет на Сахалин. Два месяца продолжалось это путешествие. Невероятные лишения, неудобства, бездорожье. И ни одной жалобы.
Ученик-Бунин: Из воспоминаний И.А. Бунина «Сдержанность Чехова свидетельствует о редкой силе его натуры. Кто, например, слышал от него жалобы? А причин для жалоб было много. Он начал работать в большой семье, терпевшей в пору его молодости нужду, и работал мало того, что за гроши, но ещё и в обстановке, способное угасить самое пылкое вдохновение: в маленькой квартирке, среди говора и шума, часто на краешке стола, вокруг которого сидела не только вся семья, но ещё несколько человек гостей-студентов. Он долго нуждался и потом. Но никто и никогда не слыхал от него сетований на судьбу…
Он пятнадцати лет был болен изнурительной болезнью, которая неуклонно вела его к смерти: но слышал ли читатель…хоть единый звук жалобы от Чехова? …поистине было изумительно то мужество, с которым болел и умер Чехов! Даже в дни самых тяжёлых страданий часто никто не подозревал о них.
Ведущий: Всю жизнь А.П. Чехов работал самозабвенно, не покладая рук. Труд в его жизнь вошёл с ранних лет. Уже в студенческие годы он один был кормильцем в семье.
Ученик-Чехов: «Чтобы хорошо жить, по-человечески – надо же работать! Работать с любовью, с верой».
Ученик-Горький: «Я не видел человека, который чувствовал бы значение труда так глубоко и всесторонне как Антон Павлович. Он любил строить, разводить сады, украшать землю, он чувствовал поэзию труда. С какой трогательной заботой наблюдал он, как в саду его растут посаженные им плодовые деревья и декоративные кустарники.»
Ученик-Толстой Л.Н.: Л.Н. Толстой писал: «Чехов…художник жизни… И достоинство его творчества то, что оно понятно … не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное… Он был искренним, а это великое достоинство; он писал о том, что видел и как видел… Он один из тех редких писателей, которых, как Диккенса и Пушкина и немногих подобных, можно много-много раз перечитывать, - это я знаю по собственному опыту.»
Ученик-Горький А.М. : «Хорошо бы написать о нём так, как он сам написал «Степь», рассказ ароматный, лёгкий и такой, по-русски, задумчиво грустный. Рассказ - для себя…»
Ученик-Куприн А.И.: Куприн писал: «…пройдут года и столетия, и время сотрёт даже самую память о тысячах живущих ныне людей. Но далёкие грядущие потомки, о счастье которых с такой очаровательной грустью мечтал Чехов, произнесут его имя с признательностью и с тихой печалью о его судьбе»
Ведущий: Спасибо нашим артистам-писателям. Переходим к художественной части нашего вечера. Миниатюры, подготовленные нашими школьными артистами, напомнят нам любимые рассказы А.П. Чехова. Наша задача – назвать рассказ и его героев.
Сцена 1. Из рассказа «Человек в футляре» Коваленко и Беликов.
Коваленко сидел, надувшись, и молчал. Беликов подождал немного и продолжал тихо, печальным голосом:
- И ещё я имею кое-что сказать вам. Я давно служу, вы же ещё только начинаете службу, и я считаю долгом, как старший товарищ, предостеречь вас. Вы катаетесь на велосипеде, а это забава совершенно неприлична для воспитателя юношества.
- Почему же? – спросил Коваленко басом.
- Да разве тут надо ещё объяснять, Михаил Саввич, разве это не понятно? Если учитель едет на велосипеде, то что же остаётся ученикам? Им остаётся только ходить на головах! И раз это не разрешено циркулярно, то и нельзя. Я вчера ужаснулся! Когда я увидел вашу сестрицу, то у меня помутилось в глазах. Женщина или девушка на велосипеде – это ужасно!
- Что же собственно вам угодно?
-Мне угодно только одно – предостеречь вас, Михаил Саввич. Вы – человек молодой, у вас впереди будущее, надо вести себя очень, очень осторожно, вы же так манкируете, ох как манкируете! Вы ходите в вышитой сорочке, постоянно на улице с какими-то книгами, а теперь вот ещё велосипед. О том, что вы и ваша сестрица катаетесь на велосипеде, узнает директор, потом дойдёт до попечителя…Что же хорошего?
- Что я и сестра катаемся на велосипеде, никому нет до этого дела! – сказал Коваленко и побагровел. - А кто будет вмешиваться в мои семейные и домашние дела, того пошлю к чертям собачьим.
Беликов побледнел и встал.
- Если вы говорите со мной таким тоном, то я не могу продолжать. И прошу вас никогда не выражаться в моём присутствии о начальниках. Вы должны с уважением относиться к властям.
- А разве я говорил что-то дурное о властях? Пожалуйста, оставьте меня в покое. Я честный человек и с таким господином, как вы, не желаю разговаривать. Я не люблю фискалов.
Сцена 2. Из «О любви» Алёхин и Анна Алексеевна.
- Вы похудели, - сказала она. – Вы были больны?
- Да. У меня простужено плечо, и в дождливую погоду я дурно сплю.
- У вас вялый вид. Тогда, весной, когда вы приходили обедать, вы были моложе, бодрее. Вы тогда были воодушевлены и много говорили, были очень интересны, и признаюсь, я даже увлеклась вами немножко. Почему-то часто в течение лета вы приходили мне на память, и сегодня, когда я собиралась в театр, мне казалось, что я вас увижу. Но сегодня у вас вялый вид, - повторила она. – Это вас старит.
Сцена 3. Из «Случай из практики» Лиза и Королёв.
- Вы в положении владелицы фабрики и богатой наследницы недовольны, не верите в своё право и теперь вот не спите; это, конечно, лучше, чем если бы вы были довольны, крепко спали и думали, что всё обстоит благополучно. У вас почтенная бессонница; как бы ни было, она хороший признак. В самом деле, у родителей наших был бы немыслим такой разговор, как вот у нас теперь; по ночам они не разговаривали, а крепко спали, мы же, наше поколение, дурно спим, томимся, иного говорим и всё решаем, правы мы или нет. А для наших детей или внуков вопрос этот, - правы они или нет, - будет уже решён. Им будет виднее, чем нам. Хорошая будет жизнь лет через пятьдесят, жаль только, что мы не дотянем. Интересно было бы взглянуть.
- Что же будут делать дети и внуки?
- Не знаю… Должно быть побросают всё и уйдут.
- Куда уйдут?
- Куда? Да куда угодно. Мало ли куда можно уйти хорошему, умному человеку.
Сцена 4. Из «Дама с собачкой» Гуров и Анна Сергеевна с собачкой-игрушкой
- Он не кусается.
- Можно дать ему кость? Вы давно изволили приехать в Ялту?
-Дней пять.
- А я уже дотягиваю здесь вторую неделю.
- Время идёт быстро, а между тем здесь такая скука!
- Это только принято говорить, что здесь скучно. Обыватель живёт у себя где-нибудь в Белёве или Жиздре – и ему не скучно, а приедет сюда: « Ах, скучно! Ах, пыль!» Подумаешь, что он из Гренады приехал.
Ведущий: Спасибо всем за прекрасный вечер, проведённый вместе с А.П. Чеховым. Предлагаю закончить его аплодисментами нашему любимому писателю.
Использованная литература:
А.П. Чехов Избранное- Якутское книжное издательство, 1984
Чуковский К. О Чехове. Человек и мастер. – М.: Детская литература, 1971
А.П. Чехов в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1989