Конспект урока информатики на тему: Алгоритмы (3 класс)


Тема: Алгоритмы.
Закрепление пройденного материала
(Урок - путешествие)
Цели: Закрепить знания учащихся об основных алгоритмических структурах: линейные, с ветвлением, с циклом, с ветвлением и циклом; совершенствовать умение составлять алгоритмы разных видов; развивать логическое мышление, творческое воображение, фантазию; способствовать развитию речи; воспитывать нравственные качества, культуру работы в коллективе.
Оборудование: учебник «Информатика в играх и задачах», бутылка с запиской, карта, мяч, маркер, магнитный или пластиковый якорь, наглядный материал, таблички, «волшебные листья», осьминожки. Ход урока
Перед уроком парты ставятся таким образом, чтобы впереди было свободное место. Можно поставить парты в виде корабля.
Введение

1. «Отправляемся в море»
Ребята сегодня утром я нашла в классе странную бутылку. (Бутылка интересной формы, заметно, что внутри записка.) Посмотрим, что там?

Учитель (достает записку, читает). «Отправился в путешествие. Попал в шторм. Где я? Помогите. Боб.»Как вы думаете, что случилось с Бобом? (Дети выдвигают гипотезу о том, что с Бобом произошло.)

Конечно, мы должны помочь Бобу, а это значит, мы отправляемся в путешествие по морю.
Учитель демонстрирует карту.
Это, ребята, старая морская карта, она поможет нам. Маркером будем отмечать наш путь.

Вперед к приключениям!
2. Путешествуем по карте».
1) Остров Обезьян. (Составление линейного алгоритма.)
Самый первый остров на карте – Остров Обезьян. Поплывем туда.

Мы смешные обезьянки
Любим бегать и скакать
С нами в мячик поиграйте –
Мы поможем путь узнать.
Обезьянки укажут нам путь, если мы выполним задание: игра в мяч.
Учитель вызывает к доске 8 учащихся (можно меньше, в таком случае кто – то назовет два действия).
Нужно поставить алгоритм «Войди в дом».
Вы вызываете 1 действие алгоритма и бросаете мяч следующему игроку. Последний говорит Конец.
Начало
Достань ключ
Вставь в замок
Поверни 2 раза
Толкни дверь
Войди
Закрой дверь
Конец
Обезьянки говорят, что Боб поплыл к Бухте Водяного.

2) Бухта Водяного. (Исполнение алгоритма, записанного условными знаками.)
Возможен показ отрывка из мультфильма «Летучий корабль» - песенка водяного или прослушивание аудиоверсии.
Я просил прислать мне друга.
Что прислали? Не пойму!
Что за шифр такой, ребята?
Разгадать я не могу.

Поможем Водяному, а он скажет, где Боб.
Как вы думаете, что прислали Водяному? (Алгоритм, записанный условными значками.)
Может быть записан на доске или на альбомном листе.
Выполним его (у доски один учащийся читает, другой выполняет).
Какого же друга прислали Водяному? (Щенка.)
Что нужно знать, чтобы выпонить это задание? (Условные знаки.)
Материал к заданию
42366515800 -6271515800

Следующий пункт «Скала русалок».
3) Скала русалок. (определение вида алгоритма по схеме.)
На этой скале живут русалки. Они знают очень много, но вот с алгоритмами – просто беда. В морской школе им задали разложить схемы алгоритмов с ветвлениями и циклами. Только показать это нужно очень тихо, чтобы не услышал Водяной.
Мы, русалки, загадали
То, что сами не узнали.
Где тут цикл, а где ветвленье?
Знают дети, без сомнения.
Молча покажите нам,
Путь дальнейший скажем нам.
Если на схеме, которую я показываю, - ветвление, вы показываете 2 пальца; если же цикл, то рисуйте в воздухе круг. Игра заканчивается, когда разгаданы все схемы.

49301402284730493014029425900050539654665980002825115472313000274891540665400027489153551555274891528657552748915223710527489151370330004930140137033000430149041421051771651370330001295402284730177165472313000-728345393319008439153933190053340296164000
Примеры схем
4) Водоворот Осьминога (Составление алгоритма с ветвлением.)
Дальше ребята наш путь лежит к «Водовороту Осьминога».

Ребятки, этот осьминог не может угадать, кто из этих малышей – его сын.
Возможен показ фрагмента мультфильма про осьминожек. (Где осьминожки перепутались.)
У меня случилось горе –
Сын мой убежал из дома.
Вот четыре осьминожка,
Кто из них мой милый крошка?
Все осьминожки в мешке. Мы должны составить алгоритм нахождения нужного осьминожка.
Все признаки написаны на доске:
Семь щупалец.
Есть шляпка.
Улыбается.
Как мы будем действовать?
Составим алгоритм. (Участвуют 8 человек.)
Учитель раздает детям таблички:
1 – ученик 2 – ученик 3 - ученик
4101465-1270Сосчитать щупальца
00Сосчитать щупальца
179641546355Достать осьминожка00Достать осьминожка100965-1270Начало
Начало

4 – ученик 5 - ученик
2596515148590Посмотреть, есть ли улыбка
00Посмотреть, есть ли улыбка
186690128905Найти шляпу
00Найти шляпу

-54673550165Все признаки совпали
00Все признаки совпали

319659064135Отпустить
00Отпустить
47777407620Конец
Конец

6 – ученик 7 – ученик 8 - ученик
Составим алгоритм вместе:
Кто стоит первым? Вторым? Третьим? И т.д. Кто у нас – условие? (Ученик с табличкой – Все признаки совпали?)
Сколько вариантов ответа? (2, поэтому ученики с командами «Конец» и «Отпустить» берут за руки ученика – «условие».)



- Вот алгоритм и построен.

Учитель вызывает ученика, который выполняет действия. Ученики – действия называют командами.
- Осьминог на радостях сказал, что точно видел Боба на острове затонувших кораблей. И дал подарок – листья лилии.
5) Остров затонувших кораблей.

Но оказывается, на остров попасть не так – то просто: вокруг – мель и корабль не пройдет.
Хорошо, что осьминог дал нам волшебные листья лилии. Они не тонут в воде.
Кто пойдет на остров за Бобом?

Учитель вызывает 4 учащихся.
2 ученика становятся на расстоянии3 метра от доски. Учитель дает им по 2 листа. Их задача – добраться до доски (коснуться).
Только помните, что наступать можно только на лист.
Как действовать нашим смельчакам?
(Положить 1 лист, встать на него, положить впереди другой лист, перепрыгнуть на него, взять первый и т.д.)
В это время два других ученика должны составить схему этого алгоритма.
Какие действия в нем? (Переложить 1 лист, встать на него, переложить 2 лист, встать на него.)
Когда цикл завершиться?
Когда путь окончен.
II Итог.
А вот и наш Боб!
Какие испытания нам пришлось пройти?
Какие алгоритмы мы составили?