Конспект откытого урока по информатики на тему Циклические алгоритмы (6 класс)


СШ №16 имени Т.АйбергеноваУРОК ИНФОРМАТИКИ В 6 КЛАССЕ
Циклические алгоритмы
Учитель информатики :Балтабаева Батима Кабидолловнаг. Астана
Тема: Циклические алгоритмы
Цели урока:
Ввести понятие «циклический алгоритм»; продолжить знакомство с графическим способом записи алгоритмов; научить составлению блок-схемы циклических структур.
способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
способствовать воспитанию интереса к знаниям.
Задачи урока:
обучающие:
способствовать обучению составлять и работать с алгоритмами ветвления и циклическими алгоритмами;
развивающие:
формировать кругозор учащихся;
способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
способствовать развитию познавательного интереса к уроку информатики в целом;
способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательные:
эстетическое воспитание детей.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование умений и навыков).
Вид урока: лекция, практика.
Оборудование: демонстрационные слайды для выполнения задач, экран, проектор, раздаточный материал (алгоритм приготовления блинов), Учебник по информатике для 6 класса», Вьющкова Е.В.
План урока:
Повторить и закрепить пройденный материал (6 минут);
Объяснить новую тему (10 минут);
Закрепление пройденного материала (7 минут)
Практическая работа (10 минут);
Тестирование (7 минут)
Подвести итог урока и дать домашнее задание (5 минуты).
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Мы с Вами продолжаем знакомиться с алгоритмами. Тема нашего сегодняшнего урока на экране. {Демонстрируется СЛАЙД 1}
II. Устная работа (повторение пройденного материала).
Игра микрофон: Все становятся в круг. Передаем микрофон друг другу и отвечаем на вопросы:
Что называется алгоритмом. Что такое алгоритм?. А что или кто является исполнителем алгоритма?
Какие способы задания алгоритма вам известны?
Что такое блок-схема?
Как обозначаются блоки начало и конец. А действие?
Какие типы алгоритмов вам известны?
Какой алгоритм называется линейным?
Какой алгоритм называется разветвляющим?
Виды ветвления?
III. Задания на повторения пройденного материала
{Демонстрируется СЛАЙД 2}
Вы доделываете уроки и собираетесь погулять. Пойдете или нет зависит от того, какая на улице погода. Составить алгоритм своих действий (алгоритм зачитывается со СЛАЙДА).
Составим теперь к данному алгоритму блок-схему.
{Демонстрируется СЛАЙД 3}
Комментарии к СЛАЙДУ 3. Посмотрите: слева у нас изображен наш алгоритм, а справа мы будем составлять блок-схему (после каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы). Давайте вспоминать, как выглядит блок начала алгоритма?.. Следующий шаг «Доделать уроки». Это действие, команда. Как будет выглядеть этот блок?.. А далее, следующим шагом у нас появляется условие «ЕСЛИ на улице хорошая погода». При ответе ДА мы идем гулять, а при ответе НЕТ – будем сидеть дома. Далее пути объединяются, и появляется последний блок – блок конца программы. Как выглядит этот блок?..
Смотрим следующий пример.
{Демонстрируется СЛАЙД 4} Алгоритм «Вычисление» (он полностью зачитывается со СЛАЙДА).
Составим блок-схему к этому алгоритму.
{Демонстрируется СЛАЙД 5}
Комментарии к слайду 6. Давайте вспомним пословицу: любишь кататься – люби и саночки возить. Переделаем её на алгоритмический язык: ЕСЛИ любишь кататься, ТО люби и саночки возить. Если мы сейчас начнём составлять блок-схему, то веточка НЕТ исчезнет, так как у нас всего одно действие, а действие с ключевым словом ИНАЧЕ отсутствует. Смотрите на экран…
{Демонстрируется СЛАЙД 7}
Итак, давайте обобщим. Ветвлением называется следующая схема.
{Демонстрируется СЛАЙД 8, 9}
Если у нас в алгоритме осуществляется выбор действий в зависимости от какого-то условия, то этот алгоритм будет называться… разветвляющимся или алгоритмом с ветвлением.
III. Изучение нового материала.
А теперь давайте-ка вспомним сказки и попробуем составить алгоритм поиска Золушки. Вспоминайте… Золушка, убегая с бала, потеряла туфельку, и принц стал ее искать. Как же он это делал?…
{Демонстрируется СЛАЙД 10}
Комментарии к слайду 10. (При составлении блок-схемы ученики предлагают свои варианты, а учитель выбирает нужное. После каждого правильного ответа на экране появляется очередной элемент блок-схемы…) Вы видите, что по веточке ДА алгоритм уходит в одну сторону, а по веточке НЕТ он многократно возвращается к предыдущим действиям. Так получается цикл.
Итак… {Демонстрируется СЛАЙД 11} Алгоритм с повторяющейся частью называется циклическим. ЦИКЛ – это набор действий, которые повторяются несколько раз (многократно). В блок-схеме циклического алгоритма условие помещается в шестиугольник. Условие может проверяться в начале циклического алгоритма или в конце. {Демонстрируется СЛАЙД 12}
Таким образом, алгоритм поиска Золушки получился у нас… каким?... циклическим… Где стоит у нас условие: в начале или в конце?
IV, Закрепление пройденного материала
Давайте рассмотрим такой пример.
{Демонстрируется СЛАЙД 13}
Однажды Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз – угостить их вкусными блинами. Она сделала тесто, но не может вспомнить, как же их готовить. Помогите Белоснежке. Составьте алгоритм приготовления блинов.
Сейчас я раздам вам листочки (см. Приложение 1). На них изображен данный алгоритм в виде блок-схемы. Однако в ней есть пробелы, которые вам будет необходимо заполнить. Кто первый справится с заданием – поднимет руку… (Либо сама, либо прошу раздать учеников с первых парт каждого ряда по одному экземпляру на парту.) Писать можно прямо в этих листочках или ручкой, или карандашом. (Когда кто-либо из учеников верно справится с заданием, то идет работа со следующим слайдом. Здесь учителю необходимо указать, где находится цикл и когда он заканчивается.){Демонстрируется СЛАЙД 14Итак. Здесь мы снова получили циклический алгоритм. Мы проделываем одни и те же действия, готовя блинчик за блинчиком, до тех пор, пока у нас не кончится тесто.
Давайте немного изменим задачу. Слушайте меня внимательно.
{Демонстрируется СЛАЙД 15}
Однажды Белоснежка задумала приготовить своим друзьям гномам сюрприз – угостить их яичницей. Она достала семь яиц, но не может вспомнить, как же ее готовить. Помогите Белоснежке. Составьте алгоритм приготовления яичницы.
У нас заранее известно количество яиц. Их ровно 7… И надо приготовить из них яичницу. Мы будем поступать с вами следующим образом. Внимание на экран.
{Демонстрируется СЛАЙД 16}
Комментарии к слайду 16. …Начало. Немного разогреть сковородку. Налить масла на сковородку. А дальше мы спросим сами себя: «А есть ли еще яйца?»… Конечно, есть, ведь мы же только что начали готовить яичницу. И значит наш ответ ДА… Аккуратно разбиваем новое яйцо, выливаем его на сковородку, и вновь спрашиваем: «А есть ли еще яйца?»… И так семь раз, т.е. пока не закончатся у нас яйца… А дальше нам останется немного подождать. Яичница готова.
V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.Давайте немного отдохнём. Встали ровно. Смотрим на меня. Будьте внимательны:
Если ты мальчик, то выполняй ходьбу на месте, иначе сделай три приседания.
Если на тебе надета юбка, то выполняй наклоны головы вперёд-назад, иначе расслабь руки и потряси ими.
Если у тебя голубые глаза, то сделай пять прыжков на правой ноге, иначе – пять прыжков на левой ноге.
Пока не скажу «достаточно» делай наклоны туловища влево-вправо.
Если ты ученик шестого класса, то встань ровно рядом со своей партой и приведи себя в порядок.
Если ты человек, то тихо сядь на своё место.
VI. Работа на закрепление нового материала.
Групповая работа. Дети делятся на группы по цвету выбранной карточки.
Задание
1. Группа. Составить алгоритм с помощью блок-схемы: необходимо наполнить ведро воды с помощью кружки
2. Группа. Составить алгоритм с помощью блок-схемы: На яблоне растут много яблок. Нужно собрать полную корзину яблок .3. Группа. Составьте блок-схему алгоритма рисования виноградной грозди в Paint с использованием операции копирования ягод.
VII. Проверочная работа. Работа с тестами на компьютере. Оценки выставляются автоматически.
15 вопросов по темам: «Алгоритмы», «Типы алгоритмов».
VIII. Итог урока. Выставления оценок. Рефлексия.
Какие у вас есть ко мне вопросы по сегодняшней теме? Где и что было не понятно?..
Что ж… Тогда давайте вместе проанализируем наш урок. Скажите мне, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали? С какими видами алгоритмов мы познакомились?.. Давайте вместе попробуем сформулировать, какой алгоритм называется разветвляющимся?.. Какой алгоритм называется циклическим?.. Скажите, пожалуйста, а где в нашей жизни мы можем встретиться с этими алгоритмами? Нужны ли они нам