Урок обучения грамоте Звук и буква И


Уроки 12 (Чтение) и 14 (Письмо)
Темы уроков: Чтение: Нет друга – ищи, а нашел – береги. Звук [и]. Буква Ии. Функция буквы И в слоге-слиянии (с.28-30).
Письмо: Письмо строчной и заглавной буквы Ии (с.7-8).
Целевые установки уроков.
Из планируемых результатов наиболее значимыми для данных уроков являются следующие:Предметные результаты: Учащийся познакомится со звуком [и] и его отражением на письме с помощью буквы И, с функцией буквы И в слиянии, с употреблением И в роли слова и предложения; местом буквы И на «ленте букв», научится характеризовать звук [и] по схеме и находить его в слого-звуковых схемах, находить букву И в качестве слова и предложения, писать строчную заглавную букву И по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, знакомства с многозначностью, моделирования предложений, пересказа сказки.
Метапредметные результаты: учащийся учится формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, осваивает базовые предметные понятия (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает логические УУД классификации и исключения «третьего лишнего» при работе с предметными картинками, оперирует знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений и слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), а также регулятивными УУД при восстановлении сюжета сказки и дискуссии по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.
Оборудование: аудиоаппаратура и запись первого куплета и припева песни «Когда мои друзья со мной» (из. к/ф «По секрету всему свету», муз. В.Шаинского, сл. М.Танича), компьютер и мультимедийный проектор с экраном DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке» В.Г.Горецкого.Ход уроков
Целеполагание: учащиеся под руководством учителя, просмотрев с.28-31 «Азбуки» и с.7-8 «Прописей» №2, формулируют учебную задачу урока: «Обсудить тему «Нет друга – ищи, а нашел – береги», изучить звук [и] и букву Ии, роль буквы И в слоге-слиянии; с местом буквы И на «ленте букв».
Изучение материала уроков.
Звучит первый куплет песни «Когда мои друзья со мной» (из. к/ф «По секрету всему свету»), муз. В.Шаинского, сл. М.Танича.
Чтение: Обсуждение темы «Нет друга – ищи, а нашел – береги» начинаем с актуализации имеющихся сведений: дети просматривают ранее обсуждавшиеся темы о дружбе и взаимопомощи, читающие дети еще раз прочитывают соответствующие пословицы и все вместе выявляют смысл новой пословицы: дружбу надо беречь, не конфликтовать, если поссорились – мириться. Можно сопоставить и с пословицей «Не нужен и клад, когда в семье лад» и подвести детей к выводу, что лад должен быть и в семье, и в дружбе со сверстниками.
Чтение: Изучение темы «Звук [и], буква Ии» начинаем с актуализации имеющихся знаний: «Какие звуки и буквы мы изучили? Как изображается звук на письме? Какую роль выполняют буквы А и О в слогах-слияниях? Чем отличается звук [о] от звука [а] по отношению к ударению?»
******** физминуткаИзучение звука [и].
Аналитический этап проводится в виде эвристической беседы: «Произнесем звук [и]. Гласный он или согласный? Как мы ответим на первый пункт схемы? Почему [и] – гласный звук? Ударный он или безударный? Рассмотрим рисунок и слого-звуковую схему под буквой Ии. Какой предмет изображен? Схема соответствует слову игла или иголка? Почему вы так думаете? Какой звук [и] в слове иголка – ударный или безударный? Теперь прочитаем стихотворение «Ивы» (читает хорошо читающий ученик). Как вы думаете, в слове ивы звук [и] ударный или безударный? Как вы это определили? Какой вывод мы можем сделать по второму вопросу схемы: ударный или безударный? Охарактеризуйте полностью звук [и].
Закрепляется материал о звуке [и] в ходе игры «Кто больше?» на с.29 (úволга, игрýшка, лисá, лéбеди, Ивáнушка-царéвич). Чтобы назвать последние слова, надо обратить внимание детей на сюжетный рисунок на с.28 и найти на нем изображения гриба, синей птицы.
Изучение буквы Ии начинается со знакомства с графическим обликом заглавной и строчной буквы и в печатном и в рукописной варианте по таблице и в электронном приложении к учебнику с использованием либо мультимедийного проектора, либо интерактивной доски. Если нет ни того, ни другого – использовать изображения букв в «Азбуке» и «Прописях».Закрепить зрительный образ печатной буквы можно при чтении пословицы на с.28: хорошо читающий ученик читает, а остальные дети отмечают наличие буквы И. Затем букву И находят в стихотворении «Ивы» и в заголовке темы, а также на круговой табличке в электронном приложении. Заканчивается этот этап урока чтением правила на с.29 о роли буквы И в слоге-слиянии. Иллюстрировать это правило нужно традиционными фонологическими примерами: дам – дом – Дима; бал – боль – бил. По окончании данного этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Письмо: Тренировка в написании строчной и проводится по с.7 как обычно. Кинемы показывает либо сам учитель на доске, либо в электронном приложении.
По окончании этапа дети делают вывод, выполнена ли эта часть учебной задачи.
Чтение: Продолжение работы над употреблением буквы И проводится по предметным рисункам на с.30.
Первая серия рисунков знакомит детей с многозначностью слова иголки. Дети под руководством учителя сопоставляют слого-звуковую схему с предметными картинками и подводятся в ходе эвристической беседы к выводу, что у всех слов есть общее значение: заостренная на конце тонкая палочка. Затем проводится работа в паре: дети придумывают предложения про ёжика.
Второй рисунок направлен на осознание того, что И может быть словом (союзом). Сначала составляются по правой стороне словосочетания, а затем с помощью левой картинки-предложения: Мама надела на мальчика шарф и шапку. Мальчик положил в ранец карандаш и ручку. Первокласснику купили ранец и пенал.
Третья серия рисунков продолжает работу над УУД логического характера: дети вначале проверяют соответствие схем изображениям предметов, находят намеренно сделанную ошибку (в последней схеме неправильно отмечено место ударения). Учитель может спросить, что должно быть изображено на рисунке, чтобы схема соответствовала (пúлы). Затем дети подбирают общее слово (инструменты), с которым они уже встречались ранее. Если дети забыли это слово, можно возвратить их к с.6 «Азбуки». По заданию учителя они исключают лишнее: грабли – это садовый инвентарь, а остальное – это инструменты для плотника.
************* ФизминуткаПисьмо: Продолжение работы над написанием заглавной И проводится по с.8 «Прописей» №2 по той же методике, что и раньше, с использованием анимированных прописей в электронном приложении. При вставке букв в слова, которые читают дети, уже умеющие читать, нужно обратить внимание на то, что имена пишутся с заглавной буквы.
Чтение: Остальную часть урока следует посвятить развитию речи. Дети, работая самостоятельно в паре, восстанавливают по сказке «Лиса и журавль» порядок следования иллюстраций и придумывают заголовки. Можно провести конкурс на лучший заголовок. Исходя из темы дискуссии, которая проводилась в начале урока, можно попросить детей придумать другой конец сказки, чтобы лиса и журавль могли сохранить дружбу.
Если останется время, нужно провести работу над сюжетной картинкой на с.28 «Азбуки»: дети должны придумать предложение из четырех слов.
Заканчивается занятие анализом местоположения буквы И на «ленте букв». Примерный ход беседы таков: «Почему буква И расположена на розовой стороне «ленты букв»? Почему буква И расположена не на «верхнем этаже», как буквы А и О, а на нижнем?
Итоги урока:
Беседа:
Какую темы мы обсуждали? К каким выводам пришли?
Какой материал по русскому языку мы изучали? Чему научились? Какую роль выполняет буква И в слоге-слиянии?
Этап рефлексии.
*Какое настроение у тебя после этого урока?
*Покажи смайлик, соответствующий твоему настроению.
Рекомендации для занятий в семье. Продолжить тему дружбы: рассказать о своих друзьях, какие они, как вы поддерживаете с ними дружеские отношения, сколько лет длится дружба, как вы с друзьями помогаете друг другу и т.д. Потренировать (желательно с анимированными прописями электронного приложения) пишущую руку ребенка на оставшихся строках с.7-8 «Прописей» №2.
Самоанализ урока
Данный урок был спланирован, как один из уроков добукварного периода обучения грамоте «Работа букв, обозначающих гласные звуки».
Урок по форме является уроком изучения нового материала, хотя опирается на знания детей, полученные на предыдущем уроке. (Дети умеют отличать гласные и согласные, узнавать звук в слове, давать звуковую характеристику слова).
В уроке были учтены программные требования и требования образовательного стандарта 2 поколения ( дети формулируют тему и задачи урока, работают с информацией, классифицируют, анализируют, работают в парах)
Главные задачи урока:
Знакомство со звуком [и] и его отражением на письме с помощью буквы И, с функцией буквы И в слиянии, с употреблением И в роли слова и предложения; местом буквы И на «ленте букв», научится характеризовать звук [и] по схеме и находить его в слого-звуковых схемах, находить букву И в качестве слова и предложения, писать строчную заглавную букву И по образцам в прописях; совершенствовать устную речь в ходе дискуссии по теме урока, знакомства с многозначностью, моделирования предложений, пересказа сказки.
учимся формулировать вместе с учителем и одноклассниками учебную задачу урока, принимать её, сохранять и стремиться выполнить, осваивает базовые предметные понятия (звук [и] и буква Ии, функция буквы И в слоге-слиянии, знакомство с многозначностью), осваивает логические УУД классификации и исключения «третьего лишнего» при работе с предметными картинками, оперирует знаково-символическими средствами представления информации (схемами предложений и слого-звуковыми схемами, «лентой букв»), а также регулятивными УУД при восстановлении сюжета сказки и дискуссии по теме урока, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Приходим к мысли о необходимости сотрудничества и взаимопомощи, ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.
Взаимодействие учителя и ученика определяется деловым, позитивным уровнем, включающим в себя и учебную, игровую, воспитательную деятельность.
Для успешного усвоения материала мною были выбраны различные формы обучения (индивидуальная, фронтальная, в парах) и различные методы(иллюстративный, словесный, поисковый)
На уроке были созданы социально-психологические, гигиенические, учебно-материальные, эстетические условия.
Вывод: на данном уроке удалось:
решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения;
избежать перегрузки и переутомления учащихся;
сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.