Конспект урока русского языка для 9 класса Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА


Мамаева Марина Викторовна, учитель филологии
МКОУ «Усть-Салдинская СОШ» ГО Верхотурский Свердловской области
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе
Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.
Цель урока – закреплять навыки написания сжатого изложения на материале текстов разных стилей.
Задачи урока:
Образовательная:
формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.
Развивающая: 
способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;
Воспитательная:
формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.
Оборудование: план-конспект, раздаточный материал, презентация.
Тип урока: урок-практикум.
Время: два урока по 40 минут.
Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
ХОД УРОКА
1.Организационый момент
Слово учителя.
- Сегодня на уроке мы вновь обратимся к анализу текста, будем продолжать учиться способам и приемам сжатия текста.
2. Актуализация знаний
Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
- Давайте вспомним, что такое изложение?
- Какие виды изложений мы знаем?
- Что такое подробное изложение?
-Какое изложение мы называем сжатым?
- Обратите еще раз внимание на определения и выберите ключевые слова, которые покажут принципиальное различие между этими видами изложений. - Это вид письменной работы, основанный на пересказе текста.
- Подробное и сжатое.
- Максимально полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей
- Краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности
- Максимально полное, сохранение языковых особенностей; передача существенной информации.
3. Повторение приемов и способов сжатия текста.

Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
- Давайте вспомним, какие способы сжатия текста мы знаем?
- С помощью каких приемов можно произвести компрессию? - 3 способа компрессии текста:
исключение подробностей, деталей;
обобщение конкретных, единичных явлений;
сочетание исключения и обобщения.
- Приемы сжатого воспроизведения
сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения;
образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
перевод прямой речи в косвенную;
пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

4. Практическая работа (коллективная)
Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.
Выполняется на листах, делаются любые пометы карандашом или ручкой.
- Прежде чем работать непосредственно с текстом, давайте попытаемся сами построить текст.
Среди приведенных предложений найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения. Где надо, соедините простые предложения в сложные с помощью союзов и союзных слов.
Время благоприятствует молодым.
Смысл жизни не в нем.
Надо видеть цель, а не просто познавать.
Познание необходимо.
Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше.
Можно больше успеть еще в молодости
- Какой вывод можно сделать о построении текста?
- Обратите внимание, что при сжатии текста, необходимо понять его смысл, увидеть логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.
Познание необходимо. Но смысл жизни не в нем. Надо видеть цель, а не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше. Тогда больше можно успеть еще в молодости. Ведь время благоприятствует молодым.
- Любой текст состоит из предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Характер логической связи между отдельными элементами текста выражают местоимения, союзы, частицы, а также вводные слова и конструкции.

Самостоятельная практическая работа по группам с последующей проверкой.
Выполняется задание на листах, аккуратно делая карандашом необходимые пометы. Каждая группа работает со своим заданием 3-5 минут.
Задания Предполагаемые ответы учащихся
1 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием исключения:
Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то присущим ей индивидуальным признаком.
Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий, ремеслом тех, кто на них селился. Отсюда все Кузнецкие, Гончарные, Каретные, Ружейные, Скорняжные, Хлебные улицы и переулки.
Нередко названия улиц были образованы от фамилий. В военных и стрелецких слободах улицы и площади могли называться по фамилиям живших на них командиров: Зубовская, Лефортовская. Фамилии владельцев домов и усадеб также давали имена улицам, но в основном переулкам: Докучаев, Калошин, Костомаровский, Лаврушинский, Лялин.
В названиях отражена и первая и естественная роль улиц – быть проходом или проездом к какому-либо пункту. Так появились Владимирская, Тверская, Дмитровская.
Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности.
Многовековая традиция городской топонимики требовала, чтобы название улицы было связано с каким-то индивидуальным признаком.
Так часто улицы получали свои названия в соответствии с родом занятий тех, кто на них селился.
Нередко названия улиц были образованы от фамилий командиров или владельцев домов и усадеб.
В названиях отражена и естественная роль улиц – быть проходом или проездом к какому-либо пункту.
Одним словом, старые городские названия рождались и жили по принципу нужности и целесообразности.
2 группа: Произведите сжатие фрагмента, используя прием обобщения:
Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме какому-нибудь астроному, механику, химику, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывал множеством жадных вопросов и почтительно слушал ученую речь. Путешественников он расспрашивал об их путешествиях, хирургов – об их операциях. Страстно, как юноша, любил разговоры на литературные темы.
Зато всякая обывательская болтовня о болезнях и дрязгах, о квартирах, покупках и тряпках была для него отвратительна. Он больше пяти минут не выдерживал, сердито вынимал из жилетного кармана часы (на цепочке, старинные, с крышкой) и, заявив, что у него неотложное дело, убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся.
Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретать новые и новые знания.
Одной из самый замечательных черт личности Ильи Репина была неутомимая пытливость. Стоило очутиться в его доме интересному человеку, и Репин весь вечер не отходил от него, забрасывая вопросами и почтительно слушая ученую речь. Каждого расспрашивал о любимом деле.
Зато всякая обывательская болтовня была для него так отвратительна, что он больше пяти минут не выдерживал и убегал без оглядки, несмотря на протесты и просьбы собравшихся.
Каждую свободную минуту он старался учиться, приобретая новые знания.
3 группа: Произведите сжатие фрагмента, сочетая приемы исключения и обобщения:
Красная горка. Такое имя у древних славян носил веселый праздник в честь весны. Древляне, кривичи, мерь и прочие наши прародители собирались на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Отсюда и название праздника. Следовало бы назвать его зеленой горкой, но предки наши выбирали слово «красный» для всего самого блистательного, красивого. Красными назывались и девицы, и весна, и лучшие площади, и самая вкусная рыба.
Красная горка – счастливый праздник. С замиранием сердца ждали его как молодые, так и старики. На нем наконец-то провожали почти умершую зиму и встречали только что народившуюся весну. Радостно звучали песни о солнце, о дожде, о весенней грозе.
А после Красной горки играли свадьбы. Весенние бракосочетания считались самыми счастливыми.
- Слушаем учащихся всех групп и оцениваем правильность их работы (используются исходные тексты разных групп на слайдах презентации).
Итак, мы увидели, как можно различными способами сжимать тексты.
Красной горкой назывался у древних славян праздник в честь весны. Наши предки собирались веселиться на оттаявших, покрытых первой травкой пригорках. Они выбирали слово «красный» для названий всего самого блистательного, красивого.
Красная горка – счастливый праздник, которого с замиранием сердца ждали все люди. На нем провожали зиму и встречали весну, распевая радостные песни.
А после праздника играли весенние свадьбы, считающиеся самыми счастливыми.
6. Анализ текста.
- А теперь перейдем непосредственно к анализу текста.
- Прочитайте, пожалуйста, текст изложения.
Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.
Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.
Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.
Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.
Деятельность учителя Предполагаемые ответы учащихся
- А теперь посмотрим на вариант сжатого изложения данного текста (слайд).
Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. Нужно понять причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в волнующем предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Важна обстановка, в которой человек находится, должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться.
Если все равно справиться не удается, нужно обратиться к специалисту.
- Удачно ли это изложение? Почему?
- Значит, чтобы успешно написать сжатое изложение, нужно обязательно полноценное понимание исходного текста.
- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (слайд)
Определение темы текста
Определение идеи текста
Определение структуры текста
Определение микротем текста как частей общей темы
Моделирование сжатого изложения
- Какова тема текста?
- Какова идея текста?
- Подчеркните главную информацию, чтобы получился связный текст. Сформулируйте микротемы и выделите ключевые слова (слайды)
Хорошее внимание – настоящий капитал. Часто именно им объясняются успехи в учебе или работе; невнимание, напротив, влечет ошибки, промахи, неудачи. Неслучайно индивидуальные особенности внимания проверяют при поступлении ребенка в школу, при профессиональном отборе и определении здоровья человека. В некоторых ситуациях от внимания зависит сама жизнь – своя или других людей.
Иногда быть внимательным не просто, даже если мы честно прикладываем усилия, чтобы сосредоточиться на чем-то важном. Что делать, если необходимо собраться, а не получается?
Легче справиться с рассеянностью и неспособностью сконцентрироваться, если поняты их причины. Тогда ясно, в каком направлении двигаться. Скучно – значит, нужно попробовать пробудить в себе интерес к предмету, найти смысл, изюминку даже в самом скучном и нелюбимом занятии, проявить творческих подход. Пришла усталость – необходимо отдохнуть, переключившись на другую деятельность; захлестнуло волнение – прежде всего надо успокоиться.
Очень важны условия, в которых человек пытается сконцентрироваться. Давно замечено, что лучше и быстрее всего данный процесс протекает в привычном месте, где человек постоянно работает. Сама атмосфера рабочего кабинета, стол или кресло как бы предрасполагают к продолжению обычных занятий. Важно и окружение: если на полную мощь включен магнитофон, из соседней комнаты доносятся звуки любимой передачи, близкие громко обсуждают какую-либо животрепещущую проблему, шансы сосредоточиться весьма малы. Но и создание стерильной обстановки, когда «слышно, как муха летит», тоже, как ни странно, может помешать. Физиолог Сеченов вспоминал, как в одной крупной библиотеке оборудовали специальные комнаты для научных сотрудников. Сюда не проникали никакие шумы извне, а звуки, возникающие внутри, поглощала обивка. Казалось бы, мертвая тишина обеспечивала комфортные условия для умственного труда. Но продуктивно работать никто не мог: через некоторое время ученые просто погружались в дремоту.
Бывают, конечно, случаи, когда все наши усилия тщетны и мы не можем справиться с собственной рассеянностью и неспособностью сосредоточиться. Тогда нам необходима помощь специалистов. Но, как правило, мы можем сконцентрировать свое внимание собственными силами.
- Соотнесите микротемы и абзацы. Может ли один абзац включать не одну, а несколько микротем?
- Итак, сжимая текст, мы помним, что должны прозвучать все микротемы и каждая микротема должна быть сжата. Работая каждый у себя в тетради, постарайтесь использовать различные приемы сжатия текста.
- Проверяем работу и оцениваем в соответствии с экзаменационными критериями (слайды и бумажный вариант)
ИК-1 Экзаменуемый точно передал основное содержание текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2)
ИК-2 Экзаменуемый использовал 1 или несколько приемов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. (3)
ИК-3 Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют; в работе нет нарушений абзацного членения (2)
Всего- 7 баллов
- Таким образом, мы успешно справились с заданием. Надеюсь, что домашняя работа будет такой же удачной. Передано основное содержание, но пропущено несколько микротем.
- Внимание.
- Хорошее внимание – настоящий капитал.

Умение быть внимательным очень важно в жизни.
Но иногда сосредоточиться очень трудно, даже если это необходимо.
Прежде всего, надо понять причину невнимательности и постараться устранить ее.
Для поддержания внимания очень важны условия: легче сосредоточиться в привычном месте работы; надо, чтобы не мешали окружающие; правда, абсолютная тишина может не помочь вниманию, а погрузить в дремоту.
Если ничего не помогает, нужно обратиться к специалисту, но обычно человек способен сосредоточиться и сам.
- Такое возможно.

Хорошее внимание – основа для качественной и продуктивной деятельности. Именно им объясняются личные успехи. Внимание не зря проверяют при поступлении в школу или профессиональном отборе – это важная составляющая работоспособности. Иногда от него зависит жизнь.

Быть сосредоточенным на каком-то предмете непросто. С этим легче справиться, когда понятны причины рассеянности. Если причина в скуке, надо найти в нелюбимом предмете что-то интересное; если усталость, необходимо отдохнуть. Также важна обстановка, в которой человек находится – нельзя допускать ни громкого шума, ни мертвой тишины. Должны быть созданы условия, в которых человеку будет комфортно находиться, лучше такие, к которым он уже привык.
Если все равно справиться с невнимательностью и рассеянностью не удается, нужно обратиться к специалисту. Но, как правило, мы можем сконцентрировать внимание собственными силами.

Рефлексия:
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Чувствуете ли вы, что уже владеете приемами сжатия текста?
Какой из приемов вам показался наиболее доступным?
Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?
Оценивание работ учащихся
Домашнее задание: продумать средства связи между частями и написать сжатое изложение по тексту № 2 «О дружбе».