Родительское собрание. Тема: Восьмиклассники.

МБОУ Верхнеангарская средняя общеобразовательная школа





Родительское собрание
« Восьмиклассники»








Мероприятие подготовила:
учитель биологии и географии
Дунаева Лариса Сергеевна




2015г.


Цель: Познакомить родителей с особенностями возраста 13-летних подростков; формирование мотивации на улучшение взаимоотношений с детьми.
Структура собрания:
1. Вступительное слово
2. Основная часть. Важный период развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности»
3.Заключительная часть. Рефлексия
Пояснительная записка
8 класс, 13 лет, -начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период который принято описывать как «возраст второго рождения личности». В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста
Основные задачи развития: 1) развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их; 2)развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; 3)развитие воображения; 4) развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании; 5)формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители. Тема родительского собрания: «Восьмиклассники». Слайд № 1. Сегодня мы поговорим об одном из самых важных периодов развития человека, периоде который принято описывать как « возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж.Руссо) .Слайд №2. В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются «детские» черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.
Общение со сверстниками
Отрочество-период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из центральных потребностей подростка. Слайд №3. Она приобретает новое качество - и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка – в его переживаниях, мыслях.
В этот период наиболее значимо групповое общение. Группа защищает подростка, дает ему поддержку, одновременно она предъявляет к нему чрезвычайно жесткие требования.
Группа создает особое чувство – «чувство мы». Деление на «мы» -сверстники, члены одной группы, и «они» - взрослые или ровесники , но члены другой группы –имеет для подростка очень большое значение, что часто не учитывается взрослыми.
Особую роль в общении со сверстниками противоположного пола, играет «телефонное» общение, наиболее распространенное у школьников 13-14 лет. Родителям важно знать, что общение по телефону смягчает многие проблемы, обеспечивает подростку определенную защиту: дает возможность не думать о том, как он выглядит, куда девать руки – сфера самоконтроля резко сужается – он может сосредоточиться на том, что и как он говорит.
Развитие воображения
Слайд №4. Существенное влияние на формирование личности подростков оказывает бурно развивающееся в этот период воображение. «Свертывается» детская форма воображения и начинает складываться новая. Вследствие этого снижается интерес к рисованию, повышается критичность к продуктам собственного творчества.
Сущность закона общего эмоционального знака состоит в том, что «всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минутувпечатления, имеющие эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности не существует налицо».
В 13-летнем возрасте мечта все больше начинает занимать место игры. Мечтая, он видит себя, свободным от отрицательных комплексов, переживаний, недостатков, которые сегодня отравляют ему жизнь. Мечта имеет важное значение для развития, способствуя «возвышению потребностей», создавая идеальные образы будущего.
Развитие воли
Волю мы рассматриваем как способность человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву, сравнительно легкий отказ от достижения поставленной цели вопреки ее объективной значимости – все это входит в качестве неотъемлемой части в портрет «типичного подростка». Сами 13-летние подростки очень озабочены умением владеть собственным поведением: в их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств. Слайд 5.
Умение владеть собой, своим поведением ценится подростком, а отсутствие необходимых качеств вызывает беспокойство. Налицо условия, которые делают этот период благоприятным для формирования воли. Практика показывает, что подобная работа в этом возрасте оказывается неэффективной.
Это противоречие обусловлено тем, что указанная озабоченность подростка не имеет подлинной побудительной силы. Для выполнения большинства повседневных обязанностей ему вполне достаточно тех умений, которые у него есть. Стремление «стать волевым человеком» - в этом возрасте скорее «знаемый» мотив, он не подкреплен подлинным желанием измениться.
Объясняя причины «волевой слабости» подростков ЛС Выгодский, говорил, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели».
Кроме того, для подростка важна эмоциональная значимость цели. Именно этим объясняется то, что, признавая значимость организованности, необходимость выполнять свои обязанности и даже ставя перед собой задачу, например, улучшить свою отметку по математике, для чего каждый день решать несколько задач, он, как правило, очень быстро отказывается от этого намерения, особенно если для достижения цели следует пренебречь чем-то привлекательным. У подростков сильные эмоции чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.
Родителям важно обеспечить школьника средствами достижения желаемой цели, организации своего поведения. К таким средствам относятся умение учитывать последствия совершенных и несовершенных поступков для себя и других, способность представлять такие последствия не только интеллектуально, но и эмоционально. Важно научить подростка пользоваться эмоциональным предвосхищением будущего при выполнении совершенно конкретных, достаточно близких целей.
Регуляция эмоциональных состояний
Существенная черта подросткового возраста, оказывающая существенное влияние на поведение, развитие школьника –сила потребностей, мотивов, интенсивность и острота эмоциональных реакций. Следует отметить случаи, когда увлечения школьника приобретают сверхценный характер, как бы полностью «поглощают» школьника, он как бы ничего больше не видит и не слышит. Если подобные явления возникают ситуативно, то они не должны вызывать особого опасения. Однако частое их повторение может указывать на инфантилизм подростка,на то, что что к 13-14 –летнему возрасту у него не сложилась еще иерархия мотивов, нет устойчивых увлечений, что его мотивационная сфера чрезвычайно бедна. Вред подобных увлечений в том, что они сужают круг явлений действительности, которые привлекают внимание подростков, выхолащивают и искажают его представления об окружающей действительности.
Здесь требуется воспитательная работа по обогащению мотивационной сферы подростков, развитию у них широкого круга интересов, увлечений, становлению системы ценностей. Важно научить школьника анализировать такие увлечения- почему они так привлекают, чем их можно хотя бы отчасти заменить и др., сознательно переключить внимание на другие – близкие и далекие – области действительности.
Следует также иметь ввиду повышенную потребность подростков в эмоциональном насыщении, «жажду ощущений», причем новых и сильных, с чем бывают связаны весьма рискованные формы поведения, любовь к громкой, «бьющей по нервам» музыке и первое знакомство с наркотиками.Слайд№6
Подростки бурно и непосредственно выражают свои эмоции, они часто не могут сдерживать радость, гнев, замешательство. Особенностью эмоционального реагирования 13-14-летних школьников является и сравнительная легкость возникновения у них переживания эмоциональной напряженности, психологического стресса.
Противоречивые психологические стремления могут приводить к частым и достаточно продолжительным аффектам. Слайд №7 . Аффективные реакции имеют сильный и разрушительный характер, характер «взрыва». Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, эмоции в этом случае полностью блокируют интеллектуальный план, и разрядка происходит в виде активного выброса эмоций: ярости, гнева, страха. Аффект является свидетельством того, что человек не может найти адекватного выхода из ситуации.
Переживание аффекта оставляют в психике особый - «аффективный»- след травмировавшего опыта. Такие следы могут накапливаться в ситуациях, сходных с той, которая первоначально вызвала аффект. В результате аффективные реакции могут возникать и по незначительным поводам. У подростка существенное влияние на подобную тенденцию оказывает повышенная чувствительность к ситуациям, актуализирующим ведущие потребности возраста, прежде всего потребность в самоутверждении.
Эффективность обучения подростка овладению своими эмоциональными состояниями, способам профилактики эмоциональной напряженности во многом зависит от особенностей его отношения к себе. Завышенная или заниженная самооценка, конфликтные типы самооценок существенно ухудшают эмоциональное самочувствие школьника и создают барьеры для необходимых изменений. В таких случаях следует начинать работу с изменения отношения школьника к себе, улучшения и укрепления его самооценки
Заключительная часть. Рекомендации
Необходимо оказывать помощь подростку в период протекания аффекта. Важно создать условия для «разрядки» аффекта: отвести его в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, представить возможность разрядить напряжение, дать выплакаться. Когда подросток успокоится, нужно побеседовать с ним. Следует научить школьника осознавать свои чувства, эмоции, выражать их в культурных формах, говорить о своих чувствах.
Развитие поисковой активности школьника- важный фактор профилактики эмоциональной напряженности. Для этого также целесообразно включать в разные виды деятельности подростка усложненные, новые задания, предъявляющие к нему повышенные требования, учить выполнять подобные задания и обеспечивать условия для тренировки. Полезно научить подростка использовать юмор.
Родителям предлагается анкета «Проблемы поведения в школьном возрасте», которая поможет выявить дисциплинарные и эмоциональные проблемы поведения подростков.
Скажите, пожалуйста, какие мысли, эмоции наполняли вас во время беседы?
Что нового вы узнали сегодня? Слайд №8
Методические рекомендации по использованию материала
-Данный материал можно использовать для проведения родительского собрания в 8 классе.
- Данные анкеты помогут родителям выявить дисциплинарные и эмоциональные проблемы школьников
-Знание особенностей возраста поможет родителям более грамотно выстроить воспитательный процесс с подростком
Список литературы

Божович ЛИ Этапы формирования личности в онтогенезе//Божович ЛИ. Проблемы формирования личности. Москва-Воронеж, 1995
Ротенберг ВС Мозг.Обучение.Здоровье. М.:1999
Столяренко ЛД. Основы психологии. «Феникс»,1999
Шрайдер К. Как снять стресс. М.: 1993
Джинотт Х.Дж. Между родителем и подростком. М.: 2000











15