Методические рекомендации для учащихся по написанию сжатого изложения в 9 классе по русскому языку

Учитель русского языка и литературы: Аратова Г.Б.,МКОУ Андреевская СШ ИМ.Н.Н.Благова
Методические рекомендации для учащихся по русскому языку по написанию сжатого изложения в 9 классе
Обратить внимание на критерии оценки содержания изложения.
Памятка
Как слушать текст, чтобы понять его содержание

Настройтесь на работу, требующую повышенной концентрации внимания.
Сформулируйте цель аудирования.
В процессе слушания готовьте рабочие материалы, отражая в них ключевые слова и выражения.

Тема?
Микротема – это частная, небольшая тема, связанная с общей, основной темой текста и представляющая какой-либо её аспект или его часть.
Совокупность микротем = теме текста.
Количество абзацев = количеству микротем.

Сжатое изложение – воспроизведение основного содержания текста при сохранении композиционно – логической структуры, стиля и типа речи исходного текста.
Приёмы сжатия текста
Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей.
а) исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений. Например:
Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. (По В.И. Курбатову)
б) исключение одного или нескольких синонимов в ряду однородных членов. Например:
Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
(По Е. Киселёвой)
в) исключение из текста поясняющих конструкций, например ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе БСП, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман)

Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.
а) выявление обобщённого содержания какого-либо фрагмента текста
Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)
Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
б) замена однородных членов их обобщённым наименованием.
Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (=не мешает).
(С. Газарян)
Упрощение синтаксических структур.
а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
б) замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;
в) сокращение количества структурных частей СП.