Конспект урока Житие Сергия Радонежского (8 класс)


Житие преподобного Сергия Радонежского.
Урок литературы в 8 классе.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства; закрепить понятия “житие”, “святой”;
Развивать навыки работы с текстом (“Житие преподобного Сергия Радонежского”);
Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Ознакомление учащихся с темой.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Прочитайте название произведения, которое мы с вами будем сегодня изучать.
Уч-ся. “Житие Преподобного Сергия Радонежского”. Кто такой Сергий? Где мы можем прочитать о нем?
Учитель. Почему и когда возникла древнерусская литература?
Учитель. В чём особенность литературы Древней Руси?
Учитель. Основные жанры древнерусской литературы – это…
Учитель. Вы знаете, какие произведения называют житиями?
Уч-ся. Житие – это литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности.
Учитель. Назовите эти особенности?
Уч-ся.  Житие рассказывает в определенной последовательности о жизни святого.
Учитель. Кого называют святыми?
Уч-ся. Это люди, которые следовали заповедям Бога.
Учитель. Совершенно верно. Эти люди во всем соблюдали Божью волю, следовали заповедям, вели праведный образ жизни, и в народе их почитали, как святых. А после смерти этих людей КАНОНИЗИРОВАЛИ.
3. Словарная работа.
Канонизация – причисление к лику святых
После того, как праведного человека причисляли к лику святых, художники рисовали иконы с его изображением, чтобы люди могли видеть святого и общаться с ним посредством молитвы.
Все дело в том, что семья последнего русского императора тоже была канонизирована!
Канонизация царской семьи — прославление в лике православных святых последнего российского императора Николая II, который отрёкся от престола 2 марта 1917 года, его жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с16 на 17 июля 1918 года.
В 1981 году были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью Заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы».
Учитель. Ребята, какой вывод можно сделать из этого факта?
Учащиеся. К лику святых могли причислить не только праведников, отличавшихся набожностью, но и людей, невинно пострадавших при жизни и принявших смерть.
Учитель. А как вы думаете, в наши времена может произойти канонизация?
На самом деле, может. Евгений Родионов, родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил и лишь в 1988 (или 1989) году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. 13 января 1996 года направлен в полугодовую командировку под командование Назрановского пограничного отряда (воинская часть № 2094), где, прослужив один месяц, попал в плен. Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крести принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре. В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова.  мае 2011 года включён как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду. Таким образом, ребята, можно сделать вывод: удивительных людей, достойных канонизации, можно встретить и сейчас.
4. Работа по основной теме урока.
Учитель. Ну а мы с вами должны поговорить о святом, очень много сделавшем для Руси. Это преподобный Сергий Радонежский.
Познакомимся с историей создания “Жития преподобного Сергия Радонежского”.
Выступление уч-ся с сообщением об истории написании “Жития Преподобного Сергия Радонежского”.
“Житие Преподобного Сергия Радонежского” было написано Епифанием, мастером “плетения словес”, прозванным современниками за ученость Премудрым. Епифаний с 1830 г. был монахом Троицкого монастыря, знал его основателя, наблюдал за жизнью и деятельностью Сергия вплоть до его кончины в 1392 г. Личные впечатления, а также многочисленные рассказы и предания о Сергии, записи которых постоянно вел Епифаний, послужили основой для создания около 1418г. “Жития Сергия Радонежского”.
Учитель. Так как житие было написано давно, то в нем вам встретятся непонятные слова. У вас на столах карточки, на которых выписаны некоторые из них и объяснено их значение.
Благообразный – приятный по внешнему виду.Смиренно – не гордо, кротко.Отрок – мальчик.Чадо – ребенок.Скорбит – грустит.Мошна – мешочек.Уста – рот.Вкушение – то, когда едят.
5. Установка на целостное восприятие.
Учитель. Послушайте, как описал детство и юность преподобного Сергия Епифаний Премудрый.
Учитель читает житие.
6. Проверка первичного восприятия
Учитель. Какой эпизод из жизни преподобного Сергия Радонежского вам больше запомнился?
Учащиеся отвечают.
Далее самостоятельная работа уч -ся с текстом жития.
7. Анализ произведения.
Учитель. Сейчас мы с вами обсудим следующие вопросы:
С чего начинает Епифаний Премудрый описание жизни преподобного?
Автор жития называет родителей Сергия – благоверными. Что означает это слово?
Чем отличался преподобный Сергий в детстве от других детей?
Какое было знамение его родителям?
Как вы думаете, почему отрок Варфоломей не мог научиться грамоте?
Почему семья преподобного Сергия переехала в Радонеж?
Какова была иноческая жизнь преподобного Сергия?
Какую роль сыграл Сергий Радонежский в истории Руси?
8. Закрепление изученного.
«В 1340-х годах — описывает Епифаний Премудрый, составивший в начале XV века жизнеописание Сергия Радонежского, — в глухом лесу на холме Маковец у слияния речки Кончуры с лесным ручьём Вондюгой братьями Варфоломеем (в монашестве Сергий) и Стефаном была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы.» Вокруг кельи и церкви образовался небольшой монастырь в виде городка, обнесённого оградой, где несли службу монахи, последователи Сергия Радонежского.
В 1380 г. князь Дмитрий Донской, по позднейшему недостоверному преданию, прибыл в обитель Сергия Радонежского за благословением перед битвой на Куликовом поле с войсками Золотой Орды.
Преподобный Сергий скончался в 1392 г. В 1422 г. состоялась канонизация Преподобного Сергия и закладка белокаменного Троицкого собора над его могилой внутри монастыря.
III. Заключение. Подведение итогов.
Учитель. Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Что оно представляет собой?
Учащиеся. Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.
Учитель: что еще мы узнали на уроке? Какие выводы сделали?
IV. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему “Преподобный Сергий Радонежский в истории Русского государства” объем 1-2 листа.