Конспект урока на тему: Б. К. Зайцев. «Житие Сергия Радонежского» (8 класс)


Древнерусская литература.
Б. К. Зайцев. «Житие Сергия Радонежского»
(8 класс)
Цели урока:
1. Образовательные:
Познакомить учащихся с жизнью преподобного Сергия Радонежского и его ролью в истории Русского государства;
Закрепить понятия «житие», «святой»;
2. Развивающие:
Развивать навыки работы с текстом
Развивать умение работы в группах, слушать друг друга
3. Воспитательные:
Воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважения к истории своей Родины.
Методы работы:

Ход урока.
I. Организационный момент (1-2 мин)
II. Повторение темы предыдущего урока, переход к новому материалу (10 мин).
Мы с вами продолжаем работать с жанрами древнерусской литературы. И сегодня нам предстоит знакомство с произведением Б.К. Зайцева «Житие Сергия Радонежского». Не одно столетие прошло с тех пор, когда на земле Русской жил великий святой Сергий Радонежский, а люди XXI века и сейчас обращаются к нему в своих молитвах, почитают его как великого защитника Руси. Кто же он такой – Премудрый Сергий Радонежский? Попробуем ответить на этот вопрос, знакомясь с литературными источниками и живописными произведениями. Дома вы прочитали житие.
Для того, чтобы понять, в чём особенность данного произведения, давайте вспомним признаки жанра «житие».
Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Кого называют святыми? (тех, кто следовал заповедям Бога, а также совершил подвиг во благо своей Родины).
Жанровые признаки:
1) подчёркнуто религиозная оценка
2) стандартная сюжетная структура
3) каноничность
4) взгляд автора на героя «снизу вверх», анонимность
5) «исторические» факты.
(Запись определения и жанровых признаков жанра по ходу появляется на интерактивной доске)
Проблемная ситуация
- В чём же особенность данного произведения, жанр которого определяем как житие?
(Есть автор – Борис Константинович Зайцев)
III. Работа в группах (5 мин).
Подготовка к работе в группах: класс предварительно был поделён на группы, учитель объединяет более сильных и более слабых учеников и даёт задания (некоторые ученики проводили самостоятельную исследовательскую деятельность под руководством учителя):
*1 группа: рассказ о Б.К. Зайцеве и его произведении.
Творчество Бориса Константиновича Зайцева (1881 - 1972) представляет собой, пожалуй, одну из самых светлых и вдохновенных страниц русской литературы XX века! Б.К.Зайцев прожил долгую плодотворную жизнь.
Произведение Б. К. Зайцева “Преподобный Сергий Радонежский” было написано в 1925 году в эмиграции. Это жизнеописание самого почитаемого на Руси святого старца. Автор изобразил Сергия именно как русского национального святого, со всеми присущими русскому человеку душевными качествами.
Главная задача, которую Борис Зайцев поставил перед собой - показать пошаговое восхождение Сергия к святости. Образ, созданный автором, более понятный для современного читателя: «Сергий подавал во всем пример. Сам рубил кельи, носил воду в двух водоносах, в гору, варил пищу, кроил и шил одежду. Летом и зимой ходил в этой же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу (воду и хлеб) был очень крепок, имел силу противу двух человек».
Интересно то, что Зайцев не стал описывать картины живой природы. Писатель больше внимания уделяет описанию поступков Святого и событий, в которых участвует Сергий. И не только описывает, но и анализирует: «Бог тем более поддерживает, окрыляет и заступается за человека, чем больше устремлен к нему человек.
В начале повести Варфоломей показан еще до конца не осознавшим ради чего и от чего он решает отказаться в жизни. Перед читателем предстает скромный, погруженный в молитвы мальчик. Отец, как мог, удерживал сына от важной, но тяжелой жизни монаха: “Мы стали стары, немощны; послужить нам некому; у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы радуемся, что ты стараешься угодить Господу. Но твоя благая часть не отнимется, только послужи нам немного, пока Бог возьмет нас отсюда; вот, проводи нас в могилу, и тогда никто не возбранит тебе”. Юноша был послушен, поэтому не пошел против родителей, только когда он выполнил указ, то смог спокойно удалиться.
Как всякий отшельник, св. Сергий прошел сквозь тоску, отчаяние, упадок чувств, утомление, обольщение более легкой жизнью, и вышел победителем из этой борьбы, подчинив дух свой воле Бога. Читая жизнеописание великого русского Святого, замечаешь одну особенную черту в его характере, Зайцеву, видимо, очень близкую. Это скромность подвижничества – качество его всегдашнее. И Зайцев приводит один рассказ, связанный с бедностью монастыря, но силою веры, терпения, сдержанностью самого Сергия (рядом с большой слабостью некоторых из братии) продолжающего жить.
Подвиг Преподобного Сергия и его роль в победе русских войск на Куликовом поле известен всем, но Борис Константинович заострил свое внимание на моментах, которые вели к подвигу. Ни Преподобный Сергий, ни Дмитрий Донской не дожили до окончательного освобождения Руси от поработителей, но они заложили прочный духовный фундамент, на который Россия опирается и в настоящее время. Автор заканчивает жизнеописание с очень интересным выводом, который несомненно стоит обдумать: «Не оставив по себе писаний, Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим — немой укор. Безмолвно Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».
2 группа: Прочитать информацию о Сергии Радонежском, рассказать классу, ответить на вопрос: почему Сергий Радонежский не просто священнослужитель, а святой?
Сергий (в миру - Варфоломей) родился от добрых родителей Кирилла и Марии. У Сергия было 3 брата. В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. В поле он встретил старца, который сказал о его предназначении. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. В возрасте 23 трех лет Варфоломей принял иночество и стал Сергием. Вместе с братом Стефаном построил небольшую церковь во имя святой Троицы. Затем стали стекаться иноки, образовался Троице-Сергиев монастырь. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
Преподобный Сергий вышел в жизнь, когда татарщина уже надламывалась. До сих пор Сергий был тихим отшельником, плотником, скромным игуменом и воспитателем, святым. Теперь стоял пред трудным делом: благословения на кровь. Благословил бы на войну, даже национальную, Христос? Начался молебен. Во время службы прибывали вестники — война и в Лавру шла,— докладывали о движении врага, предупреждали торопиться. Сергий упросил Димитрия остаться к трапезе.
После трапезы преподобный благословил князя и всю свиту, окропил св. водой.
— Иди, не бойся. Бог тебе поможет.
И, наклонившись, на ухо ему шепнул: «Ты победишь».
Помощниками князю Сергий дал двух монахов-схимников: Пересвета и Ослябю.
Сергий в эти дни тоже был в подъеме высочайшем. И вовремя послал вдогонку князю грамоту: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Св. Троица помогут!»
8-е сентября 1380 года!
Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви. Он говорил о ходе боя. Называл павших и читал заупокойные молитвы. А в конце сказал: «Мы победили».
Преп. Сергий скончался 25 сентября 1392 г.
3 группа: слабыеДокажите, опираясь на доску, на записи в тетради, что данный текст принадлежит жанру жития.
4 группа: слабые1. О каких чудесах Сергия вы узнали из прочитанных глав «Жития»?
2. Каким даром обладал Сергий Радонежский? В каких эпизодах мы наблюдаем это? (пророческий, предсказание победы над Мамаем, собственная смерть)
4. Какое чудо случилось после кончины святого? Какие чудеса случались потом? Зачитайте строки из текста.
*5 группа: сильные1. Назовите языковые особенности жития. Какие слова наиболее часто употребляются? (церковная лексика)
2. Какие еще художественные средства используются в тексте?
3. Найдите устаревшие слова. Что они обозначают? (отрок, чадо, скорбеть, хоругвь, се)
*6 группа: сильные
Работа по картине М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
1. Какой эпизод жития проиллюстрирован? Перескажите его близко к тексту.
2. В чем особенность пейзажа, на котором разворачиваются события? (Трогательная, загадочная, поэтическая природа. Она открывает в нас любовь к своей земле. Этот пейзаж берёт за душу всякого, у кого есть сердце. В нём выражена прекрасная сущность русского характера ).
3. Что вы можете сказать об отроке? Каким он представлен? (Отрок – деревенский пастушок, с глубочайшей чистоты с синими глазами. Он спокоен, обворожён ожиданием чуда). Обратите внимание на его одежду, руки. (Тонкие пальцы отрока сплетены в благоговейном жесте. В глазах светятся вера и желание служения Богу. Всё его лицо, вся фигура говорят о радостном почтении перед святым, перед его долгой и праведной жизнью, перед силой его души. Мальчик спокоен. Так и стоят эти фигуры, объединённые чистой душой, окружённые светлым пейзажем).2. Проверка работы в группах (20 мин).
IV. Итог урока.
Итак, сегодня мы познакомились с “Житием Преподобного Сергия Радонежского”. Многие из них мы уже становили. Какие?
Житие состоит из трех частей. Первая часть – вступительная, в котором автор, обращаясь к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития. Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого. Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.
V. Домашнее задание.Самостоятельный анализ «Жития Александра Невского» по вопросам (сложность вопросов зависит от уровня развития ученика):
1. Докажите, что это житие.
2. Найдите основные эпитеты, характеризующие героя и его жизнь.
3. Какие образные средства языка использует автор при описании битвы на Чудском озере? Обратите внимание на то, как описываются захватчики.*
4. Какое чудо произошло после смерти святого? Какими словами передана скорбь людей по поводу его кончины?*
* Повышенный уровень сложности.
Используемая литература
1. Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой/ авт.-сост. О.И. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 317с.;
2. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс (по программе Т.Ф.Курдюмовой) / - М., ВАКО, 2007 г.
Интернет-ресурсы
http://pedsovet.su/load/28-1-0-29940 Материалы к уроку
http://rudocs.exdat.com/docs/index-390758.html Материалы к уроку
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=3853 Словарь книжников и книжности Древней Руси, информация о Епифани Премудромhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%EF%E8%F4%E0%ED%E8%E9_%CF%F0%E5%EC%F3%E4%F0%FB%E9 информация о Епифани Премудромhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%F0%E3%E8%E9_%D0%E0%E4%EE%ED%E5%E6%F1%EA%E8%E9 информация о Сергии Радонежском
http://artcyclopedia.ru/videnie_otroku_varfolomeyu_1899-1890_holst_maslo_160h211_sm-nesterov_mihail_vasilevich.htm картина М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»