разработка урока по православной культуре на тему Житие преподобного Сергия Радонежского


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Афанасьевская средняя общеобразовательная школа
« ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО
СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»
(Урок Православной культуры в 7 классе)
Подготовила:
учитель православной культуры
МОУ Афанасьевская СОШ
Алексеевский район
Карташова Валентина Николаевна
2014 год
Тема урока: « Житие Преподобного Сергия Радонежского»
Целеполагание урока:
Образовательный аспект:
Познакомится с новым жанром древнерусской литературы - житие
Войти в мир книги, повествующей о духовности Сергия Радонежского и разрешить поставленную проблему: каким должен быть человек.
Развивающий аспект:
Способствовать формированию интеллектуальных навыков, аналитического мышления, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы.
Воспитательный аспект:
Содействовать приобщению духовного развития учащихся; воспитанию культуры умственного труда; формированию коммуникативных качеств личности.
Прогнозируемый результат
В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть необходимыми нравственными ценностями в современном обществе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, диск УМК 7-8 класс, учебное пособие 7-8 класс, слайды, вопросы для криптограммы, карточки с криптограммой
Репродукции картин:
Преподобный Сергий Радонежский, с житием. (Вторая половина 16 века.)
М.В.Нестеров «Видение отроку Варфоломею» Нестеров М.В «Труды Сергия Радонежского» (триптих)
Рерих Н. К. «Сергий Строитель», 1940 г.
Миниатюра Лицевого Летописного свода
А. Клившенко. Посещение князем Дмитрием Ивановичем Сергия
Радонежского
В. Назарук « Куликовская битва»
Тропарь « Иже добродетелей подвижник» - преподобному Сергию
( аудиозапись с аудиокассеты), карточки с текстом тропаря
Толковый словарь С.И.Ожегова
Аудиозапись колокольного звона с аудиокассеты
Электронная презентация «Житие Сергия Радонежского»
видеоматериал преподобный Сергий Радонежский
разноцветные карточки – мозаика из листков со словами.
Тип учебного занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Ход и содержание занятия:
Организационный момент.
2.Пробуждение интереса к теме
Эпиграф урока: « Прежде имейте страх Божий,
чистоту душевную и любовь нелицемерную»
Сергий Радонежский


Ребята, я думаю, что сегодня у нас с вами состоится интересный урок. Мне хотелось бы видеть вас активными, внимательными слушателями, правильно выражающими свои мысли. Настройтесь на то, что вы узнаете много не только нового и интересного, но и полезного для себя.
3.Вводная беседа
Сегодня мы с вами начинаем изучать новый жанр древнерусской литературы – ЖИТИЕ.
Что же это за литературный жанр? (Слайд № 1)
Житие – литературное произведение, которое рассказывает о жизни святого и имеет свои особенности. В житии рассказывается в определенной последовательности о жизни святого. Сначала о его родителях, потом о младенчестве, детстве, юности и так далее. Житие состоит из 3 –х частей.
Первая часть – вступление, в котором автор обращается к читателю, рассказывает о себе, об истории написания жития.
Вторая часть – основная, в ней рассказывается о жизни святого.
Заканчивается житие третьей частью – молитвой, похвалой святому.
Многое о святых можно узнать из жития.
А скажите мне, пожалуйста, за какие заслуги и кого Православная Церковь причисляет к лику святых?
( Ответы детей).
( Это те люди, которые угодили Богу своей праведной жизнью к ним относятся: пророки, апостолы, праведные, блаженные, благоверные, преподобные).
Есть такое стихотворение, которое как нельзя лучше раскрывает понятие святости (Слайд №2)
(учитель читает стихотворение « Святой»)
От рождения до смертного порога
Мы бредем, блуждая в темноте,
Ощупью находим мы дорогу
К счастью, и к любви, и к красоте.
А святому Божий свет сияет,
Словно пламя яркое свечи;
Темноту ночную озаряют
Золотые, теплые лучи.
Потому святому и подвластны
Наши судьбы, мысли и сердца
Он духовным зреньем видит ясно
Промысел Небесного Отца.
Вопросы учащимся:
- Что должен сделать человек, чтобы его причислили к лику святых?
( Ответы уч-ся)
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать святой человек?
( Ответы уч-ся )Работа над осмыслением темы урока.
Учащиеся работают с Толковым словарем С.И.Ожегова, определяя значение слов:
Игумен – настоятель монастыря.
Келья – комната, жилое помещение монаха.
Лавра – большой монастырь.
Литургия – главное христианское церковное Богослужение.
Просфора – круглая булочка, употребляющаяся в христианских обрядах.
Пустынь – монастырь в безлюдной местности.
Схима – высшая монашеская ступень.
Черноризец – то же, что и монах.
( Учитель выводит после работы со словарем на экран все понятия по данной теме урока Слайд №3)
Эти слова определяют тему нашего урока. Итак, речь на уроке будет идти о…
(Ответы детей) - о святом
- На столах у детей мозаика из листочков. Задание: составить мозаику, состоящую из слов. У вас должно получиться высказывание одного святого человека ( Дети работают в паре и из кусочков составляют высказывание преподобного Сергия Радонежского « Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную»)
(Зачитывают ответы)
Это высказывание является эпиграфом к нашей теме урока, вы можете сказать, о каком святом конкретно пойдет на уроке речь?
Учитель читает эпиграф урока. « Прежде имейте страх Божий,
чистоту душевную и любовь нелицемерную» (Сергий Радонежский)
(Слайд № 4 ) .
Конечно же, эти замечательные слова были сказаны преподобным Сергием Радонежским.
- К какому чину святости причислен этот святой?
( Ответ уч-ся)
-А кто из вас, используя все понятия, о которых мы только что говорили, попытается назвать полностью тему нашего урока? ( Ответ уч-ся)
Как светится душа человека во время молитвы, так же притягивал к себе сотни, тысячи людей преподобный Сергий Радонежский. Сегодня мы поговорим о житии молитвенника, заступника за Русскую землю.
В конце урока мы должны будем ответить на вопросы:
Заслужил ли любовь и почитание людей Сергий Радонежский?
Поему спустя века люди идут поклониться батюшке Сергию?
Чему нам стоило бы поучиться у преподобного Сергия Радонежского?
4.Знакомство с новым материалом.
Откройте свои тетради и запишите число и тему урока
Итак, тема нашего урока звучит так:
«Житие Преподобного Сергия Радонежского»
(Слайд №5)
Дорогие друзья, мы поговорим сегодня о святом, просиявшем, как солнце на русской земле - о Преподобном Сергии Радонежском. Я уверена, что нет на Русской земле человека, который не слышал бы об этом чудотворце.
(Слайд №6)
Перед вами икона Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Вторая половина 16 века.
« Житие Преподобного С.Радонежского» было написано очень давно: примерно 600 лет назад. Написал его Епифаний Премудрый, который жил в монастыре Преподобного С. Радонежского и знал его лично.
В рубрике « Персоналии» - есть краткая информация о Епифании Премудром (работа с диском УМК 7-8 класс)
Познакомьтесь с ней самостоятельно
Информация с диска: Епифаний Премудрый – автор первого « Жития Преподобного Сергия Радонежского», его современник, инок Троице – Сергиева монастыря.
Учитель:3 мая 1314 года близ города Ростова Великого в семье добрых, благочестивых Кирилла и Марии родился третий по счету ребенок – мальчик, его нарекли Варфоломей.
( Слайд №7)
А познакомят нас с «Житием Сергия Радонежского» – театрализованным представлением и индивидуальным сообщением (уч-ся вашего класса)
Учащиеся:
- Варфоломей - означает «сын радости».
Мария заметила в ребенке нечто необыкновенное: по средам и пятницам младенец не хотел сосать грудь, отказывался от материнского молока. Мария почувствовала, что мальчик избран Богом.
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, его начали учить грамоте. Но чтение и письмо давались Варфоломею с трудом, он отставал от своих братьев – Стефана и Петра. Мальчик горячо молился Господу, прося помощи в учении. Однажды отец попросил его поискать и привести домой пропавших жеребят.
Учитель: Обратите внимание на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»
(Слайд №8)
Охарактеризуйте картину и ответьте на вопросы?
Какой эпизод жития проиллюстрирован?
Как изобразил художник Варфоломея?
На что мы обращаем внимание, прежде всего, глядя на картину?
( Ответы уч-ся)
( Звучит музыка - Колокольный звон. Появляется отрок Варфоломей )Варфоломей:
Уходит день, прозрачный, как хрусталь,
Листы осин без ветра шелестят,
Смеркается, чуть розовеет даль...
Пойду искать пропавших жеребят…
( В это время из- за дуба выходит монах)
Монах:
Скажи мне, отрок, чем ты опечален?
Веселеем, не светится твой взгляд!
Ты в чистом поле ищешь жеребят?
О них не беспокойся, их найдешь
И в стойло жеребяток приведешь!
Варфоломей:
Грущу я от того, монах святой,
Что не дается мне совсем ученье,
Отцу и матери приходит огорченье,
Что не умею бегло я читать.
Монах:
Я низко перед Господом склонюсь,
Я за тебя с надеждой помолюсь,
Кусочек дам святой просфоры.
Ты грамоту уразумеешь скоро!
(Монах и отрок уходят)
Учитель:Повествуя о детстве и отрочестве Преподобного Сергия, какие выводы можно сделать?
Ответы уч-ся: (можно сказать, что с тех пор укрепилось в нем желание посвятить себя Господу)
Учитель: Вот почему повелось на Руси, желая успехов в учении, взывать к Сергию Радонежскому.
Учитель: Он мечтал о монашеском подвиге, но, уступая просьбе родителей, остался с ними «покоить их старость».
Епифаний подчеркивает очень важную черту характера будущего святого: он был послушным сыном, свято чтил родителей, выполняя сыновий долг. Так формировалось и крепло чувство сыновьего долга и по отношению к матери Родине.
Учащиеся:
- Когда умерли его родители, Варфоломей решил выполнить свое заветное желание – стать монахом и восстановить подвиг пустынножительства, уйти в пустынь, следуя примеру подвижников Печерской лавры
.( Слайд №9)
Учитель: Обратите внимание на триптих художника М. Нестерова (триптих – трёхчастная картина). Жизнь монахов проходила в постоянном труде и лишениях. Нелегко им жилось. Устав (свод правил) был очень строгим: «Да не исходят иноки из монастыря, чтобы просить у мирян хлеба, но возлагают надежду на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просят всё необходимое». Какие трудности испытывали иноки и как они их преодолевали?( Ответы детей)
Учащиеся:
Со своим братом Стефаном они построили келью и небольшую церковку на пригорке у ручья и попросили митрополита Феогноста освятить её во имя Пресвятой Троицы.
Но Стефан не смог долго выдержать тяготы пустынного жития. Варфоломей остался один и начал подвижническую жизнь. Священник Митрофан, который изредка заходил для совершения богослужения, постриг его в монашеский чин с именем Сергия.
Жутко было темными зимними ночами: вокруг его кельи бродили голодные звери, выли волки. Но с ними Сергий смог подружиться. Однажды пришел к нему голодный медведь, пожалел его Сергий и вынес краюшку хлеба и подал зверю. Мохнатый «странник» мирно съел хлеб и стал часто навещать своего друга.
( Слайд 10)
В основанной Сергием лесной обители царило равенство. Игумен и монахи вкушали одну и ту же пищу, вместе творили молитву и сообща трудились.
Сергий тихими и кроткими словами смягчал даже самые ожесточенные сердца. Он мирил враждующих и утешал несчастных, подбадривал слабых и укрощал строптивых, наставлял заблудших и вразумлял малоумных. В отчаявшихся вселял надежду, не в меру возомнивших о себе избавлял от гордыни. Его доброты и терпения хватало на всех.
(Слайд №11)
Вскоре в Радонежской пустыни собралось 12 иноков. Там возник монастырь, превратившийся в великую Троицкую лавру.
В Лавре процветало «книжное списание»: иноки переписывали богослужебные книги, писали, как Епифаний Премудрый самостоятельные произведения.
- Монастырь рос. Монахи старались подражать Сергию, любили и чтили
его, общее дело делалось как бы само собой. Сергий Радонежский и его
ученики и последователи заложили более 30 новых обителей.
Учитель : Спасибо за интересное сообщение
Рассказ учителя
Я хочу добавить, что слава о чудотворной силе молитвы Сергия стала распространяться далеко за монастырскую ограду. К нему, как к святому чудотворцу, целителю и мудрецу, шли люди самых различных званий – от князей до крестьян. Сергий был убежден, что « рука дающего не оскудеет, кто дает, тому Бог подает».
Итак, слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе. Патриарх Филофей прислал Сергию крест, богатое монашеское одеяние, схимну и параман – небольшой четырехугольный платок с изображением страстей Господних, в знак признания наивысшей ступени монашества.
Обратимся к истории. В начале XIV века в Золотой Орде пришёл к власти умный и очень хитрый хан Мамай. Дмитрий Иванович, московский князь,становится верховным защитником Русских земель. Назревают решающие события, которыезаставляют великого князя Дмитрия Ивановича ехать к старцу Сергию за помощью.
Посмотрите и послушайте пожалуйста, какими словами Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг.
(Слайд №12)-учитель зачитывает
-Вот и пришли русские воины к духовному наставнику всего народа русского, к Сергию, в его Лавру 18августа 1380 года. Благословляя князя Дмитрия, великий миротворец спросил: «А все ли ты сделал, княже, все ли меры использовал, чтобы предотвратить страшное кровопролитие?» — «Все, — ответил Дмитрий, — но безуспешно!» — «Коли так, — сказал Сергий, — то врага ждет конечное погубление, а тебя помощь и слава от Господа».
Учитель:-А что вы знаете о Куликовской битве?(Ребята рассказывают о встрече Сергия Радонежского и Дмитрия Донского и её значении для всей России.)
Он обладал самым притягательным для русского сердца качеством – смиренной кротостью. В нем справедливо видели заступника Русской земли перед Богом. Его благословением дорожили как знаком Божиим и великий князь московский Дмитрий Иванович, и митрополит Киприан… А он, презрев мирские соблазны, жил в великой скромности, бесконечных трудах и не искал ни в чем «первого места» или какой награды.
Учитель:1380 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы полчища Мамая были разбиты на Куликовом поле
(Слайд № 13)
Ребята, а давайте вспомним, какого числа мы отмечаем праздник Рождество Пресвятой Богородицы и к каким праздникам он относится?)(Ответы учащихся: 21 сентября .Относится к двунадесятым праздникам)
Учитель: Память Сергия Радонежского отмечается ежегодно 25сентября -8 октября по новому стилю. Ему посвящается специальное богослужение.
(Прослушиваем тропарь « Иже добродетелей подвижник» - преподобному Сергию)
( Текст тропаря на столах у обучающихся)
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.
После прослушивания, учитель спрашивает, какие слова детям были не понятны. И делают вывод: «« Иже добродетелей подвижник» » - это молитва, которая посвящена преподобному Сергию Радонежскому.
Учитель: По решению ЮНЕСКО 1992 год был объявлен годом всемирного чествования Сергия Радонежского. А в этом году отмечается 700летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского
(Слайд №14)
5.Православная разминка.
( Отвечающий встает и стоит – отвечая быстро не думая).
Как называется наш предмет?
Называем понятия и слова связанные с нашим уроком?
( Отвечают и стоят: святой, православие, храм и т.д.)
Спасибо, садитесь. Продолжаем наш урок.
6.Закрепление полученных знаний
Практическая работа в тетрадях с криптограммой
(Слайд №15)
Отвечают на вопросы криптограммы
Как зовут святого старца и молитвенника за землю русскую, который жил в семье знатных бояр княжества Ростовского?
( Сергий)
Как называют человека, совершившего подвиг?( Герой)
Какое слово существует для возвышения монахов, похожих своею святой жизнью на ангелов? ( преподобный)
Какое имя носит воин, победивший татарское войско? ( Дмитрий)
Как люди издавна называют свою Родину? ( Отечество)
Назовите руководителя монастыря? ( Игумен)
Учитель: Ребята, кто из вас справился с заданием?
(Ответы учащихся).
(Слайд №16) - Проверь себя
Учитель:- А сейчас, работая организованно в парах, вам предстоит выявить духовные качества Сергия Радонежского. Какие духовные качества в Сергии вы считаете наиболее важными?
Ответы: (доброта, любовь к ближним, кротость, отзывчивость…)
Итогом нашего урока станет письменная работа в тетрадях.
Сейчас я вам предлагаю выделить четыре самых главные дела из всего творческого пути преподобного Сергия.
( Дети зачитывают ответы )Ребята, я предлагаю вам посмотреть на экран и сравнить ответы
( Слайд №17)
Учитель:- Такие люди, как Сергий Радонежский, оставляют после себя не только учение, но и дела. В Троице – Сергиевой Лавре хранятся мощи святого.
(Слайды № 18,19)
Помните, ребята, что святые и после смерти помогают людям.
(Смотрим видео Преподобный Сергий Радонежский)
7.Этап рефлексии
(Слайд № 20)
Доскажи словечко
Тема рассмотренная на сегодняшнем занятии для меня ….
Самым интересным на занятии для меня было…
Самым неинтересным на занятии для меня было…
Теперь бы я хотел еще узнать…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Я считаю полезным …
Я был бы рад…
Я хотел бы вам сказать…
Я буду вспоминать о…
Заслужил ли любовь и почитание людей Сергий Радонежский…
Поему спустя века люди идут поклониться батюшке Сергию…
Чему нам стоило бы поучиться у преподобного Сергия Радонежского…
8.Домашнее задание
Слайд № (19)
Рубрика « Персоналии» - О Преподобном Сергии Радонежском и Епифании Премудром; Рубрика « Галерея» -Троице -Сергиева лавра;
«Дополнительная хрестоматия» - « Житие Преподобного С. Радонежского»;
Тренировочные тесты и упражнения к параграфу;
Учебное пособие - стр. 196-198.
Вывод( делают дети), а учитель дополняет
Святой Сергий Радонежский – яркая личность, образец святости и веры.Он жил не напоказ, а так, как подсказывало ему сердце, вера в Бога. «Его спокойная, чистая и святая жизнь наполнила собой почти столетие. Входя в него скромным мальчиком Варфоломеем, он ушел одной из величайших слав России. Подвиг его всечеловечен», - писал о нем Борис Зайцев
Обобщение
Я благодарна вам за этот урок, за ваше активное участие, за ваши добрые слова и улыбки. Мне хотелось бы, чтобы от нашей сегодняшней встречи вы стали чуточку добрей, умели уважать и любить ближних, внимательно относились друг к другу, чаще говорили добрые слова, жили в радости как это делал наш сегодняшний герой - Преподобный Сергий Радонежский.
Источники информации
1.Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский // История России в житиях святых. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. – С. 153 – 184.
2.Иеромонах Тихон Полянский. Обитель Преподобного Сергия Радонежского // Иеромонах Тихон (Полянский) Путешествие в историю монастырей. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – С. 27 – 74.
3.Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., - М. : Сов.Россия, 1991 г.
4.Осадчая О.О.Материалы учебно-методических пособий. Автор: Осадчая О.О.Учебник духовно-нравственной культуры
5.Православие от А до Я. Словарь-справочник./под ред. Е.О.Фоминой. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, Издательство «ДАРЪ», 2006.
6.Православные монастыри. Путешествие по святым местам: Троице-Сергиева Лавра. – М.: ООО «Де Агостини», 2008. - № 1. – 31 с.: ил.
7.Свято-Троицкая Сергиева лавра.- Тула: ИПО «Л.Т.»,2010.- 31с
8.http://ru.wikipedia.org9.http://greatrussianpeople.ru/10. http://www.calend.ru/person/2726/ Источники иллюстраций
http://www.uh-torg.com/?slyxi&gr=2&id=134http://blog.kp.ru/users/kursov47/post164438419/http://triinochka.ru/rubric/1778672/page20.htmlhttp://www.b-g.by/ru/41_2011/dates/10347/http://www.bestpeopleofrussia.ru