Урок-заочная экскурсия по литературе Вера. Добро.Правда. Жанр жития в древнерусской литературе. (8 класс)


.Урок литературы в 8 классе
Вера. Добро. Правда.
Жанр жития в древнерусской литературе.
Подготовила Симанова Наталья Павловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ардатовская средняя школа № 1»
Пояснительная записка.
Изучение житийной литературы в 7 и 8 классе позволяет обратиться к произведения, несущим идеи и ценности православной культуры. Эти произведения могут стать одним из элементов духовно-нравственного воспитания школьников, которое так важно на уроках литературы. Кроме того, понимание идей православия важно при изучении творчество великих русских писателей-гуманистов А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Жития святых открывают нам мир веры, добра и духовной правды русских святых.
Моя разработка урока литературы представляет изучение жития первых русских святых Бориса и Глеба, особо почитаемых святых Преподобного Сергия Радонежского и Святого благоверного князя Александра Невского.
Изучение «Повести о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» входит в программу 8 класса, другие жития даются для самостоятельного чтения группам учеников, они готовят сообщения для урока. Это расширяет представления учащихся о житийной литературе, способствует обогащению духовно-нравственных представлений учащихся, приобщает их к православной культуре.
Форма урока – заочная экскурсия- позволяет наглядно, эмоционально познакомить учащихся с жизнью святых.
Методы работы: аналитическое чтение, беседа, самостоятельная работа учащихся, проблемные вопросы – призваны глубоко и всесторонне рассмотреть особенности житийной литературы и через изучения жизни святых приобщить учащихся к православным ценностям.
Цели урока:
углубление знаний учащихся о жанре жития; формирование умения анализировать тексты жития; обогащение духовно-нравственных представлений учащихся
Задачи урока:
Обучающие: сформировать понятие о житийной литературе как неотъемлемой части культуры Древней Руси; совершенствовать навыки работы с текстом.
Развивающие: развивать навыки анализа через работу с текстами жития; способствовать развитию самостоятельной исследовательской и творческой работы учащихся; развивать умение аргументировать, доказывать, логически высказывать своё мнение, используя литературный язык.
Воспитательные: воспитывать любовь к русской литературе; формировать духовно-нравственные понятия «вера», «добро», «правда» на основе произведений житийной литературы.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока:
Учитель: ребята, сегодня мы совершим путешествие в самую высокодуховную сферу литературы – житийную. Мы поговорим о необыкновенных людях, побываем в особо почитаемых местах и убедимся, что даже через много веков русские святые учат нас самым важным нравственным законам.
Вспомним, что нам известно о жанре жития.
Сообщения учащихся.
Жития -жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых, прославившихся своими подвигами во имя веры, всей своей жизнью доказавший преданность христианским заповедям и не согрешивший в своей жизни ни в большом, ни в малом. Житие создавалось, когда человека канонизировали, то есть причисляли к лику святых. Житие воспринимали как пример праведной жизни, которой нужно было подражать.
Рассказывать о таком человеке надлежало торжественным слогом, соблюдая определённую последовательность: рождается герой в благочестивой семье, уже в детстве проявляет серьёзный интерес к церковному учению, рано осознаёт своё призвание и сознательно отказывается от мирской жизни, до самой смерти является религиозным подвижником и ведёт аскетический образ жизни. Таково традиционное содержание жития святого.
Учитель: Слог жития особенный. Какую особенность вы заметили при чтении произведений к уроку (большое количество устаревших, церковно-славянских слов). Необходимо правильно понимать значение этих слов.
Ученики представляют подготовленный словарик.
Акафист – хвалебное песнопение в честь святого;
Апостолы – ученика Иисуса Христа;
Благословение – одобрение, напутствие
Инок – монах, человек, ведущий иную, отчужденную жизнь;
Игумен – главный правящий монах;
Канонизация – причисление к лику святых на основании святости жизни, дара чудотворного, нетления мощей;
Келья – жилое помещение для одного или нескольких монахов;
Лавра – совместное поселение монахов, имеющих большое количество храмов;
Монах – греч. «уединенный», форма жизни в удалении от мира;
Отрок – подросток;
Преподобный – святой, достигший высоты христианской жизни в монашестве;
Причастие – таинство, в котором верующий в виде хлеба и вина принимает Плоть и Кровь Иисуса Христа;
Псалмы – молитвенные песнопения;
Пустынь – место, где живет отшельник;
Святой – верующий, угодивший Богу в духовном подвиге, причисленный к лику Святых;
Хоругвь – священные знамена в церкви с изображениями святых.
Учитель: Теперь отправимся в путешествие по особым местам, связанным с жизнью святых, и обратимся к текстам.
     Учитель: Перед нами – памятник первым русским святым, Борису и Глебу, в Вышгороде, что под Киевом.
Что вы узнали о жизни и мученической смерти сыновей князя Владимира?
Сообщения учащихся.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси. Приняв Христа всем сердцем, киевский великий князь Владимир Святославич стал воспитывать младших сыновей в православной вере. Святой Борис был хорошо образован, с радостью и  усердием читал Библию и жития святых. Святой Глеб не отставал от брата, и тоже интересовался верой и стремился жить в благочестии. Как известно, после принятия святого крещения их отец князь Владимир полностью изменил свою жизнь, оставил языческие грехи и стал для народа примером по-настоящему праведного правителя. Младшие сыновья, которым посчастливилось родиться в пору Крещения Руси, подражали примеру отца. Например, вместе с ним помогали бедным.
Когда братья подросли, Борису достался от отца город Ростов. Молодой князь правил им с мудростью. Незадолго до своей смерти Владимир призвал Бориса в Киев, дал ему войско и направил в поход против печенегов. Вскоре великий князь скончался, и его старший сын Святополк самовольно объявил себя великим князем Киевским, воспользовавшись тем, что Борис был в походе. Святой Борис не хотел оспаривать это решение — ему претила сама мысль о междоусобной войне. Борис распустил свое войско со словами: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Но Святополк боялся, что брат передумает и силой отнимет у него киевский престол. Он подослал к Борису убийц. Несмотря на то, что святой Борис узнал о страшной угрозе, он не стал прятаться. На него напали с копьями прямо во время молитвы. Случилось на берегу реки Альты. Князь погиб не сразу, первым убили его верного слугу Георгия Угрина, который бросился на защиту Бориса. Сам же святой на слабеющих ногах вышел из шатра, где молился, и сказал убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда воины снова пронзили тело князя копьем.
Князь еще дышал, когда убийцы везли его в Киев, чтобы показать Святополку. Но Борис еще жив, и добили святого ударом меча в сердце. Тело страстотерпца привезли в Вышгород и в тайне ото всех положили в храме во имя святого Василия Великого.
Святополк не остановился на одном убийстве. В то время Глеб княжил в Муроме. Старший брат отправил к нему воинов. Как и Борис, Глеб тоже заранее знал, что к нему подосланы убийцы. Но междоусобная война для него была страшнее смерти. Убийцы настигли князя в устье реки Смядыни, рядом со Смоленском.
После двойного убийства Святополк, которого в народе прозвали Окаянным, правил недолго. Закончил свои дни он в изгнании, ненавидимый всеми. Междоусобные войны постепенно прекратились. Подвиг смирения, послушания и кротости сделал Бориса и Глеба поистине народными святыми.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый отыскал мощи святого Глеба и положил их в храме во имя святого Василия Великого в Вышгороде — рядом с мощами святого князя Бориса. Святые останки братьев прославились многочисленными чудесами.
     Святые Борис и Глеб последовали подвигу Христа, не  бежали от неминуемой  смерти, а    добровольно  пошли на  смертные страдания.
Обсуждение:
   Какая мысль раскрывается через образы Бориса и Глеба?
- Быть  святым – это   значит  быть    кротким  и смиренным,   предотвращать   кровопролития  в    государстве  ценой  собственной  жизни.
Важно ли это в современной жизни?
- Сейчас люди ведут братоубийственные войны, проливают кровь, ожесточаются. Люди совсем забывают о добром отношении, прощении, а отвечают на зло ещё большим злом.
Учитель: Продолжим нашу заочную экскурсию. Мы в Петербурге, в Александро-Невской Лавре у надгробия Святого благоверного князя Александра Невского. В 1724 году святые мощи были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где покоятся и теперь. Пётр 1 решил перенести святые мощи из Владимира в Петербург с целью защиты столицы силами небесного покровителя
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их деяния и служение народу были в угоду Богу. К ним обращается народ за помощью в тяжёлые годины испытаний. Таким национальным героем, народным Заступником, священной личностью в истории нашей страны, в памяти народной в течение более семи веков был и остаётся Святой Благоверный Великий князь Александр Невский.
Вы прочитали в учебнике литературы «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Увидели через текст "Жития" образ Невского таким, каким его знали и воспринимали современники.
"Повесть о житии" была написана в Рождественском монастыре во Владимире, где был погребён князь. По предположению Д.С.Лихачёва, автором этого произведения был галицкий книжник, а время возникновения "Повести" нужно относить к периоду между 1263 - 1280 гг.
 Аналитическая работа по тексту.
Обращаемся к началу нашего произведения.
- Как говорит о себе автор?
Ещё одна особенность произведений данного жанра: В начале произведения сообщается о рождении и родителях.
- Как автор описывает Александра? (Зачитывается отрывок из текста)
- Какие художественные средства он использует? (Гипербола, сравнение, приподнятый стиль)
- Каким предстаёт перед вами Александр Невский? (Эпический и библейский герой)
- О чём далее говорит автор? (Битва со шведами, немцами, поездка в Орду) Давайте обратимся к названию. "Повести о житии..." Это произведение соединяет в себе черты житийной литературы и воинских повестей. Итак, мы представили себе Александра героем.
- Почему шведы напали на Русь? Как это объясняет автор "Жития"? (Зачитывается текст)
-К кому обращается за помощью Александр? (Чтение молитвы) Это ещё одна особенность произведения:
В тексте есть отступления церковно-риторического характера, молитвы.
Со смирением и боязнью Бога, с верой, что только от него зависит дарование победы или поражения, шли обычно сражаться русские князья и воины.
- Кто оказал помощь Александру? (Чтение эпизода о видении)
- Какую роль играет видение? (Александр близок к Богу, верует, правда наего стороне, он защищает православие)
В эпизоде, посвящённом битве на Неве, рассказывается об отличившихся в сражении 6 героях.
- К какому жанру фольклора близок этот эпизод? (Зачитывается текст;
близость с былинами, героическими песнями)
Русские одержали победу меньшим числом неожиданно и решительно. Новгород с радостью и ликованием встретил князя. Народ назвал Александра по имени битвы Невским. После победы над шведами Александру пришлось биться с другими, ещё более опасными врагами - немцами.
- Как изображает автор дружинников Александра? (За него они готовыотдать жизнь.)
Князь опять обращается за помощью к Богу. Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями изображена в манере воинских повестей. (Чтение эпизода)
- Кто помогает русскому войску? (Небесные силы)
- Как встречает народ Александра?
Слава об Александре Невском стала распространяться по всем странам. Все его битвы и победы были только во имя спасения русского народа.
После свершения ратного подвига в сражении с Западом ему предстояло свершить подвиг смирения перед силой Востока. (Чтение эпизода встречи Александра с Батыем.)
Теперь обратимся к заключительной части - рассказу о последних днях и смерти князя.
Автор сообщает нам о том, что по дороге из Орды князь заболел. Но прежде чем написать о его смерти, изливает свои чувства в горестном восклицании. (Чтение текста.)
Завершается рассказ о "дивном" и "достойном памяти" чуде, якобы свершившемся во время погребения князя. (Это 4 особенность произведений агиографического жанра.)
(Учитель читает древнерусский текст и перевод эпизода о чуде.)
• Почему Александр святой?
• В чём его святость? (Защитник православия)
Учитель: Троице-Сергиева Лавра – центр русского православия. Основана Лавра в середине 14 века на месте церкви Святой Троицы на Маковце. Многих притягивает эта намоленная земля со всех концов не только России, но и зарубежья. Люди идут поклониться мощам Сергия Радонежского, попросить помощи, припасть к фонтанчику – святому источнику – испить целебной воды. Здесь особая благодать наполняет душу.
В древности были такие герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном и повседневном. Одним из таких произведений является "Житие Сергия Радонежского", созданное Епифанием Премудрым в 15 веке.
Группа учащихся изучала текст «Жития..» и познакомит нас с жизнью и духовными подвигами Сергия.
Учащиеся выделяют основные части «Жития..»:Детство
Основание церкви, духовные подвиги.
Благословление Дмитрия Донского.
Игуменство.
Кончина и посмертная слава.
По каждой части зачитываются или пересказываются наиболее важные эпизоды.
Детство: закричал в чреве матери, младенцем ребёнок отказывался от молока матери, если она ела мясную пищу, а также в дни поста - по средам и пятницам, обрёл дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который дал ему некий божественный старец, «добросовестнейше исполнял всякое дело »
Беседа по картине М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Подумаем, какой эпизод изображен на картине?
На картине Нестерова мы видим встречу Варфоломея с монахом. Отроку не давалась грамота. Он никак не мог научиться читать. Очень переживал из- за этого. Однажды он увидел молящегося инока. Варфоломей попросил его помолиться о нем. Инок сотворил молитву, благословил его и сказал: «Отныне, чадо, дарует тебе Бог разумение». И с этого момента будущий святой освоил книжные премудрости.
Картина М. В. Нестерова помогает нам увидеть многие черты духовного облика Сергия Радонежского. Назовите основные черты будущего Святого.
( большое желание учиться, целеустремленность, терпение, трудолюбие и глубокая вера)
Основание церкви. Духовные подвиги. "Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всём пример"."Постепенно слава о Сергиевом монастыре распространилась по стране"
Благословление Дмитрия Донского. «И тут сбылось пророческое слово: «Один преследовал тысячу, а двое – тьму». «Пришел Дмитрий к Святому Сергию, потому что великую веру имел в старце и спросил его, прикажет ли Святой ему против безбожных выступить. Святой же…благословил его, молитвой вооружил и сказал: «Иди против безбожных, …ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». "После трапезы Преподобный благословил князя и всю его свиту, окропил святой водой"
"Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять вёрст"
"Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви"
«Началось сражение, и многие падали, но помог Бог великому победоносному Дмитрию, и побеждены были поганые татары, и полному разгрому подверглись: все обратились в бегство…».
Игуменство. "Братия желала,чтобы Сергий стал игуменом". Рассказ о чудесах: - вместе с Сергием отправляет богослужение ангел, - в ослепительном свете является Сергию Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном и обещает не оставлять после смерти игумена монастырь своей заботой и заступничеством. - на литургии, которую служит Сергий, Божественный огонь входит в потир перед причащением святого.
Кончина и посмертная слава: Сергий Радонежский дал совет священному братству следующий: «Иметь душевную любовь, смирение, чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную, неуклонно оставаться в православии, от злых и верных похотей остерегаться». Он прожил 78 лет, предал душу Господу в 1392 году 25 сентября, перед смертью принял причастие. Похоронили честное его тело в обители, которая им была создана. После его кончины происходили разные чудеса: исцеление от лукавых, слепым – прозрение, горбатым – выправление и т.дОбсуждение :
- Каким образом обычный человек мог достичь высокого духовного совершенства – стать святым при жизни? Чему можно поучиться на примере Преподобного? Каково значение Преподобного для русского народа и в целом для государства?
Ответы обучающихся: Сергий Радонежский смог достичь высокого совершенства благодаря таким качествам, как целеустремлённость, желание учиться, трудолюбие, смирение, любовь и сострадание к людям и своему Отечеству, сильная вера в Бога и непрестанная молитва. На его примере можно научиться важным качествам, особенно трудолюбию, стремлению учиться, любви и состраданию. Он вдохновлял народ своей верой.
- Что удивило вас в характере Сергия?
Любовь к Богу, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность: умеет оставаться в тени, будучи для всех святочем, быть вторым, имея в действительности во всём первое.
       Примером великого духовно-нравственного  подвига для  любого  православного  человека всегда  будет  служить  житие  Преподобного   Сергия Радонежского. Прочитаем слова Д.С Лихачёва: « В тяжёлые  времена  крови, насилия, свирепости, предательств, подлости – неземной облик  Сергия  утоляет и поддерживает. Не оставив  по себе писаний, Сергий  будто бы ничему  не учит. Но  он  учит именно всем обликом  своим: одним он  утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно Сергий учит  самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду,  благоговению и вере».
Итоги урока.
Какие духовно-нравственные уроки даёт нам житийная литература? (важность веры, следование христианским заповедям, стремление быть добрыми, уметь постоять за правое дело)
Домашнее задание.
Индивидуальные задания . Познакомиться с житиями святых Нижегородской земли (Преподобный Серафим Саровский, Преподобный Макарий Желтоводский и др.)
Список литературы.
Энциклопедия для  детей, т. 6. Религии мира, ч.2. М. Аванта+, 2002.
Соловьева Ф.Е. «Уроки литературы» - методическое пособие Москва, «Русское слово», 2011г
Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский/ вст.ст., - М: Сов.Россия,1991
Фокеев А.Л. Начало всех начал. Саратов. Из-во «Лицей» 2003
Интернет-ресурсы