Конспект урока по теме Житийный жанр в Древнерусской литературе.Житие Сергия Радонежского8 класс.


Житийный жанр в Древнерусской литературе.Житие Сергия Радонежского.
Цели: дать понятие о жанре жития;
раскрыть историческую основу»Житие Сергия Радонежского»;
работа над особенностями «Жития».
Методические приёмы: сообщение учащегося,беседа,работа над «Житием».
Теория:духовная литература,житийная литература.
Словарная работа:святые,все слова,отмеченные в учебнике на страницах 18-24.
Оборудование:репродукция картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
Ход урока.
1)Реализация задания о своеобразии древнерусской литературы.
2) Слово учителя.
В прочитанных вами произведениях древнерусск. Лит. Действуют главным образом герои воин,вооруженные защитники Родины или их враги.В этих произв. Были изображены княжеские усобицы,жертвами которых стали не духовные,а светские лица,позднее канонизированные.
Но в древности были и другие герои.о чьих делах можно говорить не как о подвиге ,а как о подвижничестве,скромном,повседневном.Одним из таких произведений является «Житие Сергия Радонежского»,созданное Епифанием Премудрым в 15 веке.Это произ-е отличается от проз-ий этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении в развитии.Борис Зайцев очень тонко уловил особенности «Жития…»
Так что такое житие,в чём его особенности?(учащиеся дают ответы)
3)Сообщение учащегося о жанре жития.
4)Сообщение учащегося об исторической основе «Жития…»
5)Работа с текстом Б.Зайцева.»Преподобный Сергий Радонежский».
(Текст учащимися прочитан дома ,некоторые эпизоды читаются в классе).
1.Работа над словами ,отмеченными в тексте.
-Какова роль этих слов в тексте?
(Они указывают на то,что речь идёт о святом человеке,а так же и отражают время,изображенное в «Житии..».
2.Чтение начала текста.О чём оно повествует?(даётся оценка роли Сергия в переломную эпоху истории «во времена татарщины»,прославляет подвиг святого).
3.Восстановите по тексту путь превращения Варфоломея в святого Сергия Радонежского.Составьте цитатный план.
План:
1. «Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте».
2. «добросовестнейше исполнял всякое дело-этою чертой отмечена вся его жизнь».
3. «Это даётся тебе в знак благодати и для разумения Священного Описания»
4. «Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова».
5. «Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг».
6. «Но не таков Сергий.Он упорен,терпелив,и он «боголюбив»…Он одолевает…».
7. «Жили тихо и сурово.Сергий подавал во всём пример».
8. «Братия желала,чтобы Сергий стал игуменом».
9. «…Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене».
10.Постепенно слова о Сергиевом монастыре распространялась по стране.
11. «Мамай решил вообще покончить с непокорным Дмитрием…»
12. «После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту,окропил св. водой».
13. «Началась общая битва,на гигантском по тем временам фронте в десять верст».
14. «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви».
15. «Сергий пришел в свою Маковицу скромным везвестным юношей Варфоломеем ,а ушел православным старцем».
16.«Сергий учит самому простому :правде, прямоте, мужественности, труду,благоговению и вере».
5).Физминутка.
6).Работа с иллюстрацией.
- Какой момент изображен на картине М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею»?
(учащиеся обращаются к учебнику,стр 24-25 к статье «Языком живописи»)
- В чём особенность пейзажа,на котором разворачиваются события?
(Пейзаж «открывает в нас такие глубины любви к своей родимой земле,что стоит большого труда даже самому спокойному человеку сдержать неволные слёзы»,-писал К.Паустовский.И это действительно так.)
Картина М.Нестерова помогает нам понять ,увидеть многие черты духовного облика Сергия.
-Что удивило вас в характере Сергия?
(Боголюбие,огромное трпение,трудолюбие,природная скромность:умеет оставать ся в тени,будучи для всех святочем,быть вторым,имея в действительности во всем первое.)
-Какое значение имеет преподобный Сергий для русского народа и государства?
(Учащиеся дают ответ,обратившись к статье «Историческая справка» из книги «Читаем,думаем,спорим…»8 кл. стр.30-31)
7).Итог урока.Рефлексия.
Как вы понимаете слово «житие»?Объясните.
8).Домашнее задание .
1.Напишите сочинение-миниатюру «Сергий Радонежский-воплощение национального нравственного идеала».
2. Прочитайте «Житие Аввакума,им самим написанное»,стр.26-32.