Конспект урока-практикума на тему Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА (9 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнекольцовская основная общеобразовательная школа














Конспект урока русского языка в 9 классе
в форме подготовки к ГИА.








Тема урока-практикума на тему

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».










Учитель Киселёва Людмила Михайловна












Урок-практикум на тему

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Цель урока:
– научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста, используя основные способы сжатия.
Задачи урока:
образовательные:
формировать структурированное восприятие и содержание текста;
формировать умение видеть логику рассуждения и обозначать логический переход от одной мысли к другой;
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
развивающие:
развивать логическое мышление, речь (в процессе анализа текста);
мобилизация памяти;
воспитательная:
воспитывать интерес к предмету (с помощью содержания тексов, творческой работы с ними).
Оборудование: план-конспект урока, тексты, распечатанные на отдельных карточках.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя, постановка задачи.
– На сегодняшнем уроке мы продолжаем учиться анализировать текст и отрабатывать умение пользоваться способами и приёмами сжатия текста при написании сжатого изложения.
II. Повторение сведений о сжатом изложении.
– Сжатое изложение – это особая форма работы с текстом. Вспомним, что такое сжатое изложение? (Это краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации и сокращением второстепенной)
– Основное условие успешного выполнения задачи, связанной со сжатием информации, – полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, не определено, что в нём главное, а что второстепенное, то работа будет представлять собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста различных элементов.
III. Коллективная практическая работа.
Упражнения на понимание текста, восстановление логических связей (упражнения напечатаны на отдельных листах, результаты записываются в тетради).
Упражнение №1. Разберитесь, в каких предложениях содержаться тезисы, в каких – доказательства. Восстановите правильный порядок предложений. Не забудьте новую мысль написать с красной строки. Обратите внимание, в каком предложении нужно использовать синоним, чтобы избежать повторения.
1. Листья берёзы и липы из зелёных становятся жёлтыми.
2. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года.
3. Небо редко бывает голубым, его всё чаще заволакивают серые тучи.
4. Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется.
5. Кирпичные дома всегда красно-коричневые или желто-коричневые.
6. Осенью многое в природе меняет окраску.
7. По серым мостовым едут бело-зелёные автобусы.
8. Кленовые листья краснеют.
Учащиеся поймут: во всех предложениях говорится об окраске, но в шести из них – о цветах отдельных предметов; и только два предложения содержат формулировки общих мыслей – четвертое и шестое. Это и есть тезисы. Остальные примеры подтверждают эти мысли. Их надо правильно сгруппировать, и текст получится такой:
Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья берёзы и липы из зелёных становятся жёлтыми. Небо редко бывает голубым, его всё чаще заволакивают серые тучи.
Если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зелёные автобусы.
– Что вы можете сказать о смысловых отношениях двух тезисов? (Второй тезис противопоставлен первому)
– Мы с вами знаем, что логическая связь между элементами текста может выражаться союзами, частицами, вводными словами и конструкциями. (Правильнее начать второй абзац с союза а)
– Обратите внимание на такую деталь, как небо, которое видно и над городом тоже. Попробуйте выразить и эту, более сложную мысль, использовав частицу только.
Например, так:
Осенью многое в природе меняет окраску. Кленовые листья краснеют. Листья берёзы и липы из зелёных становятся жёлтыми.
А если на городских улицах нет деревьев и газонов, осенью городской пейзаж почти не меняется. Дома остаются белыми, серыми или желтыми в любое время года. Кирпичные постройки всегда красно-коричневые или желто-коричневые. По серым мостовым едут бело-зелёные автобусы. И только небо – одно и то же и над лесом, и над городом – осенью реже бывает голубым, его всё чаще заволакивают серые тучи.
IV. Повторение способов и приёмов сжатия текста.
– Ещё одним важнейшим условием для успешной работы над сжатым изложением является владение навыками сокращения текста.
– Вспомним способы сжатия текста.
Основных способов сжатия информации – два:
исключение второстепенной информации;
обобщение частной.
– Какие приёмы мы можем использовать?
формирование высказывания на основе ряда предложений, объединённых одной мыслью;
использование обобщающих слов вместо однородных членов предложения;
замена прямой речи косвенной;
упрощение сложных предложений;
пропуск предложений, содержащих второстепенную информацию, описания, рассуждения;
пропуск однотипных примеров.
Тренировочные упражнения выполняются на отдельных карточках (первые два примера коллективно).
1. Подчеркните в фрагменте только то, без чего нельзя понять смысл высказывания.
Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали седоков. Седоки крепко держались в сёдлах. (исключение)
2. На пустой строчке запишите предложение, которое обобщает смысл фрагмента.
В зале звучало множество голосов, гремел смех, слышались аплодисменты. (В зале было шумно и весело.)
V. Самостоятельная практическая работа по вариантам с последующей проверкой.
Используйте приём исключения при сжатии фрагмента (подчеркнуть):
I в. Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты делают нашу речь выразительной, помогают нам произвести большее впечатление на собеседника.
II в. Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать.
Используйте приём обобщения при сжатии фрагмента (запишите фразу на отдельной строке):
I в. Можно ли совершенно одинаково интересоваться строением вулканов и неправильными глаголами, законами взаимодействия частиц и загадкой библиотеки Ивана Грозного, устройством ЭВМ и натюрмортами?
(Можно ли одинаково интересоваться всевозможными знаниями (разными отраслями наук).)
II в. Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип.
(Щедра была чистопрудная осень. Бульвар тонул в разноцветной опавшей листве деревьев.)
(Слушаем ответы учеников)
– Таким образом, мы увидели, как можно сжать текст, используя различные способы.
VI. Анализ текста.
– Разумеется, на экзамене вы должны продемонстрировать практический навык правильного сокращения текста, поэтому от простого упражнения мы переходим к более сложному. Помните, что при сжатии текста надо понять его смысл, логику рассуждения, обозначить логический переход от одной мысли к другой.
Прочитайте текст.
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего? Это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы уберечь своё стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников, перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и копья, борьба.
Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах, а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
(М. Гаспаров)
Выделите тезисы и примеры.
(В этом тексте четыре тезиса: 1) Олимп и Олимпия – разные географические объекты; 2) олимпийские игры посвящены Зевсу; 3) программа первых олимпийских игр связана с повседневной жизнью греков; 4) позже программа олимпийских состязаний расширилась.)
Первый абзац сократите с помощью приёма исключения, выделенный фрагмент – с помощью приёма обобщения.
(Из первого абзаца следует исключить следующие детали:
Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп – это гора в Северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной, окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия – это городок в Южной Греции, около него – зелёная дубовая роща, при роще – храм, а при храме – место для знаменитых олимпийских состязаний. Они были посвящены Зевсу: считалось, что богу-громовержцу приятно смотреть на людскую силу и ловкость.
Содержание выделенного фрагмента, возможно, получится обобщить так:
Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.)
Напишите сжатое изложение текста.
В целом сжатое изложение этого текста может быть таким:
Олимп и Олимпия – не одно и то же: Олимп – гора, на которой жили боги; Олимпия – город, где проходили знаменитые олимпийские состязания, посвящённые Зевсу.
Программа первых олимпийских игр – бег, прыжок в длину, метание копья и диска, борьба. Такой набор дисциплин связан с повседневной жизнью греков. Чтобы сберечь своё стадо, пастух должен быстро бегать, далеко прыгать, метко кидать палку или камень, одолеть врага в борьбе.
Позднее программа олимпийских состязаний расширилась.
VII. Итоги урока.
Итак, вспомним,
о чём мы говорили на сегодняшнем уроке?
какими способами сжатия текста вы овладели?
какой из них вам показался наиболее доступным?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: упражнение №3. (Выполнив задания к тексту, восстановить пропущенные логические звенья. Подумайте, какие фрагменты можно исключить из текста, а где можно воспользоваться обобщением. Напишите сжатое изложение.)

15