Разработка урока литературы по роману А. С. Пушкина Дубровский

Открытый урок литературы в 6 «А» классе
по теме: «Удались от зла и сотвори благо» (по роману А. С. Пушкина «Дубровский»)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Форма проведения: урок – исследование.
Цели урока.
Обучающие цели:
Помочь учащимся увидеть (услышать, почувствовать) мир души героев А. С. Пушкина; увидеть «землю» в глубине всякой души.
Найти нравственные ориентиры, нравственную точку опоры в борьбе со злом.
Цель, ориентированная на развитие личности учащегося: развивать коммуникативные навыки, связную монологическую речь, навыки работы с текстом, творческую деятельность в самовыражении через различные виды работ.
Воспитательные цели:
Воспитывать творческого читателя.
Содействовать развитию умения общаться между собой.
Оборудование урока: слайды, картина Васнецова «Витязь на распутье», ноутбук (для показа слайдов), схемы, таблицы, рисунки – символы, созданные учениками; видеокассета с записью х\ф «Благородный разбойник Владимир Дубровский».
Оформление доски: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Дубровский» (из альбома «А. С. Пушкин»).
Эпиграф к уроку (записан на доске): «В глубине всякой души есть своя земля» русская пословица.

Ход урока
Этапы урока
Содержание урока. Деятельность учителя.
Деятельность ученика

І этап. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
1. Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня на уроке у нас гости, но вы ничего не бойтесь – это наши родители и учителя. Чувствуйте себя уверенно и спокойно.
2. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята!. Мы снова вместе. И с нами - вновь А. С. Пушкин. Каждая встреча с ним неповторима, потому что он всегда разный. Сегодня с нами Пушкин-прозаик. На ваших столах его роман «Дубровский», а в нашем разговоре - первая ключевая фраза: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей, мыслей...» (А. С. Пушкин).
Соберем и мы свои мысли в круг, завяжем узелки на память и... отправимся в путь.
Приветствуют учителя, садятся



Слушают.
Идет психологический настрой на предстоящий урок, эмоциональное вовлечение детей в данную работу.

ІІ этап.
Создание личностно ориентированной ситуации
1. Постановка учителем проблемы.
- Человеку, идущему по дороге жизни, очень часто приходится останавливаться на развилке, на распутье...
Учащимся демонстрируется слайд под заголовком «Проблема выбора» - репродукция картины Васнецова «Витязь на распутье».
- Между чем приходится нам выбирать в жизни? Учитель обобщает мнения учащихся.
- Между добром и злом. Как не ошибиться в выборе? Может быть, герои романа «Дубровский» чем-то помогут нам?

Слушают.




Учащиеся высказывают свои мнения,

ІІІ этап.
Постановка цели урока, темы урока, и определение участников и состав групп.
1. Постановка учителем учебной задачи урока.
- Итак, тема урока: «Удались от зла и сотвори благо».
Имеют ли эти слова отношение к роману?
Внимательные читатели, кто и в какой момент их произнес?
- Какова же цель нашей встречи с героями? Трудно? Прочитайте эпиграф.


2. Учитель обобщает мнения учащихся и формулирует цели урока:
- Мы (я с вами) должны увидеть, услышать, почувствовать мир души героев Пушкина, определить нравственные ориентиры.
Помогут в достижении целей нам:
- внимательные читатели;
- социологи;
- лингвисты;
- мастера выразительного чтения;
- психологи;
- литературоведы.

3. Учитель определяет участников и состав групп (группы были составлены заранее).



Учащиеся читают эпиграф произведения.
Учащиеся предлагают свои варианты ответов





Слушают.

ІV этап.
Основная часть урока.
«Зло – начало всей цепи событий»
- Много зла есть в жизни человека. Много его и на пути героев романа. Опираясь на предложенные цитаты, поясните, каких героев коснулось зло, стоявшее в начале всей цепи событий? Думаю, это задание под силу только внимательным читателям.

На экране появляются цитаты.

Обобщение учителя выступления группы «Внимательные читатели».
- Что ж, мы доказали, что зло в романе является началом всей цепи событий. Но что лежит в основе зла? в основе поступков, ставших причиной несчастья других?



Социологи провели исследование, цель которого выявить зависимость поведения героя от их социального положения, материального состояния. Дадим им слово.



Учитель обобщает выступления группы «Социологи».
- Спасибо, ребята. В вашем исследовании присутствуют слова, со значением которых нужно основательно поработать.
На экран проецируется слайд с названием слов:
зависть, гордыня, самодурство, эгоизм, черствость, месть, ненависть.

Лингвисты, нам не обойтись без вашей помощи. Объясните значения указанных слов.

Обобщение учителем выступления группы учащихся.
- Что ж, со словарем нашего урока вы справились хорошо.
Эти слова обозначают те человеческие чувства и качества, которые не позволяют человеку, стоящему на распутье между добром и злом, сделать правильный выбор, остановить зло в самом его начале. А ведь давно известно, что если зло не пресекается сразу, то оно разгорается с еще большей силой. Литературоведы, докажите или опровергните это утверждение.






Учитель обобщает выступление группы учащихся.
Дорогие мои собеседники! Вы не забыли слова Пушкина о том, что проза «требует мыслей, мыслей...». Давайте еще раз вчитаемся, вслушаемся и подумаем: так ли плохи наши герои? Пытаются ли они противостоять злу?







2. Физкультминутка.
Гимнастическое упражнение для глаз:
Исходное положение – стоя. Смотреть прямо перед собой 2-5 сек., поставить палец правой руки
по средней линии лица на расстоянии 25-30 см. от глаз перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5 сек., опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
·
·
·
·
·
·
·
·3. «Не будь побежден злом»
Слово учителя.
- В глубине всякой души есть своя земля... Когда я читаю роман «Дубровский», мне не раз вспоминается эта русская пословица. Например, когда я читаю эпизод, главным действующим лицом которого является Архип-кузнец. Давайте прочитаем его вместе.
Выразительное чтение эпизода (гл. VI, со слов «Поднялся ветер...» до «Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз»).
- Как вы думаете, есть ли «земля», то есть что-то доброе, ценное в душе Архипа-кузнеца? А в душах других героев, например Троекурова?

Слово группе учащихся - психологам. Перед ними стояла трудная задача: выстроив лестницу мыслей героя, понять, какие чувства борются в его душе.
Задача учащихся состоит в том, чтобы в пяти строках представить образ того или иного героя. Что это за строки?
Название синквейна.
Три слова, выраженные именем существительным.
Три слова, выраженные именем прилагательным.
Три глагола.
Фраза, заключающая в себе жизненное кредо героя.







- Владимир Андреевич Дубровский. Каков он?
Психологи, защитите свои исследования.


- С чем же Владимир Дубровский вступает в эту новую для него взрослую жизнь?
Чтение эпизода «В церкви» (гл. V).
- Какие слова, на ваш взгляд, являются здесь важными? («...Он не плакал, не молился, но лицо его было страшно».)
- Как изменилась позиция Дубровского?

Слово предоставляется группе «Литературоведы».

На экран проецируется слайд с изображением схемы составленной группой литературоведов.
Пример схемы:
дом - именно здесь все самое дорогое для Владимира Дубровского;
портрет матери - глядя на этот портрет, Дубровский вспоминает о самой светлой поре своей жизни - детстве, именно этот портрет заставляет Владимира в полной мере осознать случившееся;
письма - перебирая письма матери отцу, Владимир переживает душевное волнение, теплеет его душа;
свеча - при ней молилась няня Владимира, а значит, именно в этом символе воплощено все правильное и доброе;
белое платье - упоминание о нем несколько раз встречается в произведении: белое платье мелькает среди берез в усадьбе Троекурова, когда Владимир после долгого отсутствия возвращается в имение отца; в белом платье изображена на портрете мать Владимира Дубровского; белое платье Маши, мелькнувшее между стволов деревьев, останавливает желание Дубровского отомстить Троекурову;
сердце - символ любви; именно этим чувством движим Дубровский, именно оно спасает его от пучины зла и ненависти.
- Зло не победило. Почему? Потому что в глубине всякой души есть своя земля. Какие спасительные маяки не позволили Дубровскому окончательно подчиниться злу? Из чего состоит «земля» его души?
На экран вновь проецируется слайд со словами:
родительский дом, семья, преданность близких людей (няни, крестьян), ответственность перед людьми, которым он нужен, любовь, благородство.
- Пусть нравственные ориентиры, благодаря которым Владимир Дубровский удалился от зла, помогут и вам на вашем жизненном пути.
Однако важно не только удалиться от зла, но и сотворить благо.

«Удались от зла и сотвори благо»
- Именно так звучит тема нашего урока. Смог ли Владимир Дубровский справиться с этой задачей? Вернемся к нашей схеме:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


- Получается, что, отказавшись от мести, благородный разбойник Дубровский все-таки никакого блага не сотворил... А кто же из героев никому не причиняет зла? (Маша.)
- Какой правильный и честный поступок совершает она?
Чтение эпизода: (гл. XVIII от «Это Дубровский...» до «Пустите нас»).
- Почему так поступает героиня? Потому что она смогла сберечь «землю» своей души. В ее жизни есть ценности, позволяющие противостоять злу: дом, семья, ответственность перед другими. И даже любовью Маша жертвует, потому что не может нарушить законы чести, по которым она живет.
Выступление учащихся, 1 группа – «Внимательные читатели».
Учащиеся объясняют, о каком герое романа идет речь и в чем заключается его несчастье:
- «...батюшка скончался» (умер Андрей Гаврилович Дубровский);
- «...будущее для него являлось покрытым грозными тучами» (Владимир Дубровский, размышления после смерти отца);
- «...до сна ли нам... До чего мы дожили, кто бы подумал?» (крестьяне Дубровского, оставшиеся без своего барина);
- «...кровля рухнула, и крики утихли» (гибель приказных в доме Дубровского);
- «Она... все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки скована» (Маша Троекурова, размышления после венчания с Верейским);
- «...выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены» (солдаты, погибшие в бою с разбойниками под предводительством Дубровского).


Выступление группы «Социологи»: они представляют таблицу и поясняют ее текстом.

Социаль
ное положение
Материальное состояние
Ведущее чувство, подтолкнувшее к недоброму действию

Дубровский
Андрей
Гаврилович
дворянин
беден
зависть, гордыня

Троекуров
Кирила
Петрович
дворянин
богат
вседозволенность,
распущенность,
самодурство

Князь Верейский
дворянин
богат
эгоизм,черствость

Дубровский Владимир
дворянин
беден
месть, ненависть, отчаяние

Архип-кузнец
крепостной крестьянин
не имеет никакого имущества
преданность барину, месть

Учащиеся делают вывод: что в основе недобрых поступков лежит не социальное положение, не материальное состояние, а человеческие качества, присущие всем слоям населения. Поэтому в цепи событий, последовавших после ссоры соседей, участвуют практически все.

Выступление группы «Лингвисты».
Учащиеся объясняют значения слов.
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
Гордыня – непомерная гордость.
Самодурство – унижение достоинства других.
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.
Черствость – бездушность, неотзывчивость.
Месть – действие в отплату за причиненное зло, возмездие за что-нибудь.
Ненависть – чувство сильной вражды, злобы.

Выступление группы «Литературоведы».
Защита литературоведами схемы, созданной на основе художественных деталей.

-Спички – символ неожиданно вспыхнувший ссоры между Троекуровым и Дубровским;
- перо и чернильница - символ продолжения неприятной истории: обмен между поссорившимися помещиками недобрыми и высокомерными письмами начало судебных тяжб отчаяние и ненависть Дубровского в зале суда: именно чернильницу он бросает в судебного заседателя;
- топор является символом разрастания зла: ссора между старинными друзьями переходит в действия, опасные для жизни других людей. Топор читатели видят в руках Архипа-кузнеца, с ним он прохаживается вокруг дома, где находятся заседатели, Архип-кузнец причастен и к пожару этого дома;
- пламя - символ ссоры, превратившейся в неуправляемую стихию: горит дом Дубровских, погибают заседатели, беду нельзя остановить и вернуться назад тоже нельзя;
- замок - символ несвободы и безысходности: под замком оказываются судебные заседатели, и это предопределило их гибель; под замком держит Троекуров свою дочь Машу, и вследствие этого судьба героини не может складываться счастливо; Владимир Дубровский тоже оказывается заложником ситуации, нет у него ни свободы, ни возможности жить так, как он хотел бы;
- ружье (оружие) - еще один символ зла: пистолет оказывается в руке Дефоржа, вынужденного защищаться от разъяренного медведя; ружья в руках «разбойников» Дубровского, но в этом случае жертвами становятся люди;
- вопросительный знак - последний символ на схеме. Зло, не пресеченное сразу, разгорелось, дальнейшее развитие событий нам не совсем понятно...







Выполняют упражнение.













Читают.










Группа «Психологи» представляют свою работу:

«внезапное сумасшествие Дубровского... отравило его торжество» «желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала» » «победа не радовала его сердца» » «противоположные чувства наполнили его душу» > «последние (чувства более благородные) наконец восторжествовали» > «он решился помириться... уничтожить следы ссоры».
Но «лицо его стало мрачнее ночи, он с презрением улыбнулся».
- Кирила Петрович попытался было уклониться от зла, но ничего не вышло. Слишком глубоко ушла «земля», основа души, росточки добра не смогли пробиться сквозь толщу обиды, гордыни, спеси... Может быть, это получится у более молодых героев?

Психологи, подбирая нужные слова, доказывают, что эти слова действительно важны для представления характера данного героя.
Синквейн «Владимир Дубровский»:
Дворянин, сын, разбойник.
Бедный, любящий, благородный.
Мстит, страдает, любит.
«Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше».
Отвечают на вопрос.
Читают.

Отвечают.




















Группа учащихся заполняет предложенную схему:
Путь Дубровского
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



























Читают.

V этап.
Подведение итогов урока.

Учитель делает выводы по уроку.
- Вы, ребята, только вступаете на большую дорогу жизни. И вам, вероятно, не раз придется оказаться на распутье. Возьмите с собой в дорогу те уроки, которые нам дали герои романа «Дубровский». Не оступитесь, не потеряйте свою «землю». Будьте чисты... Как Маша Троекурова...
Пушкин дает нам возможность восхититься героиней, но не позволяет нам порадоваться за ее судьбу. Почему?
Потому что и через два века после Пушкина люди по-прежнему ищут свои собственные ориентиры в борьбе со злом, по-прежнему пытаются сохранить ту «землю», что есть в глубине каждой души.
И потому оценки за работу на сегодняшнем уроке вы выставите себе сами, когда окажетесь на той самой развилке между добром и злом... Я же хочу напомнить, что проза «требует мыслей, мыслей...».


Слушают.

VІ этап.
Домашнее задание.
Написать сочинение - миниатюру на тему «Каким я вижу будущее Дубровского».

Записывают д\з в дневник.

(по роману А. и сотвори благо"








13PAGE 15


13PAGE 14115



«он не плакал, не молился, но лицо его было страшно»
(гл. V)

?

«.. я отказался от мщения, как от безумства»
(гл. XІІ)

«он не плакал, не молился, но лицо его было страшно»
(гл. V)


«.. я отказался от мщения, как от безумства»
(гл. XІІ)


«Дубровский подошел к офицеру, приставил ему пистолет к груди и выстрелил» (гл. XІX)



15