Технологическая карта урока литературы по роману А. С. Пушкина Дубровский (6 кл.)


Технологическая карта урока литературы в 6-а классе (по УМК Г. С. Меркина)
Дата проведения: 29. 10. 2015 г.
Тема: А.С.Пушкин. «Дубровский». Знакомство с романом.
Цели:
1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
2.Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский»: историческая эпоха в романе, история создания романа, прототипы, жанровые особенности.
3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач, совершенствовать навыки работы учащихся с текстом
4. Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям
5. Формировать УУД:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать историю создания романа «Дубровский», жанровые особенности. Понимание ключевых проблем отраженных в романе. Понимание связи романа с эпохой его написания, выявление заложенных в нем нравственных ценностей и их современного звучания.
Формирование навыка осмысленного чтения и адекватного восприятия. Умение анализировать литературное произведение: определять
его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему. Владение литературоведческими терминами.
Личностные: Формирование средствами урока нравственно – эстетических представления учащихся, адекватное отношение к моральным ценностям (дружба, благородство). Личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.Метапредметные: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок из 6
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация
Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная.
Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Новые понятия и термины: роман, авантюрно – приключенческий роман, топонимы, прототипы.
Межпредметные связи: история, русский язык, музыка, театр, изобразительное искусство.

п/пЭтапы урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Вид и форма контроля
1. Организационный момент Приветствует учащихся.
Проверка готовности к уроку. Приветствуют учителя. Проверка готовности к уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности Нацеливает учащихся на изучение литературного произведения.
- «Жизнь прожить не поле перейти» - гласит народная мудрость, предупреждая человека о трудностях. Уроки жизни приходится преодолевать каждому из нас. И при решении жизненных задач мы часто допускаем ошибки. Мудрые советы классиков помогают нам решать многие вопросы, только нужно уметь понять, услышать автора. Изучая следующее произведение мы с вами, надеюсь, прислушаемся к голосу классика.
Послушайте отрывок из произведения. Назовите это произведение и автора, голос которого будет звучать сегодня на уроке.
Включает аудиозапись.
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русской барин, Кирила Петрович Троекуров. Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады
были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань;
дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения, или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
- Как называется произведение и кто его автор?
(слайд)
Слушают учителя.
Слушают аудиозапись,
отвечают на поставленный вопрос:
- А. С. Пушкин «Дубровский».
Фронтальная проверка
3. Определение темы урока. Целеполагание. Организовывает вывод темы и целеполагание.
- Предположите, какая тема урока у нас сегодня.
Запишите тему урока в тетрадь. (слайд)
- Что важно знать читателю, знакомясь с романом ?- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.
Высказывают свои предположения.
Записывают тему в тетрадь.
Высказывают предположения.
- историю создания романа.
- роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время
- жанровые особенности произведения)
Формулируют цели урока.
- Узнать историю создания романа. Представить историческую эпоху, отраженную в нем. Обсудить вопросы и проблемы, которые интересовали Пушкина в это время. Выявить жанровые особенности произведения.
4. Открытие нового знания. 1 этап. Организовывает деятельность учащихся по изучению нового материала.
Ребята, прежде чем знакомиться с произведением, узнаем историю создания романа. Роман трудно понять, не представляя времени, которое отражено в нем, а также вопросов и проблем, которые интересовали Пушкина в это время. Эту работу выполняла дома поисковая группа. Предоставим им слово. Во время выступления ребят вам нужно заполнить таблицу, которая лежит у вас на столах.
План Мои замечания об услышанномНачало работы над романом «Дубровский» Завершение романа Реальные события, нашедшие отражение в романе. Прототипы. Организовывает обсуждение записей, сделанных в таблице.
Организовывает оценивание выступлений учащихся.
Делает обобщение. (слайд)
В собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего, тома романа:
Смерть князя Верейского.
Вдова. Англичанин.
Игроки. Свидание.
Полицмейстер.
Развязка.
Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.
Осмысливают поставленную задачу.
Двое учащихся выступают с сообщениями, остальные слушают и заполняют таблицу.
Читают свои записи (2-3 учащихся), обсуждают.
Оценивают выступление, строят высказывание. Выступление учащихся.
5. Открытие нового знания. 2 этап.
А ещё двое участников поисковой группы занимались более сложной работой. Они искали топонимы романа. Не знаете, что это? Сейчас послушаем.
Организовывает выступление учащихся с сообщениями о топонимах, имеющих реальные источники в романе.
Обобщает.
- О каких топонимах, имеющих реальные источники в романе, вы узнали?
Организовывает оценивание выступлений учащихся.
Сообщение учащейся о топонимах.
Записывают в тетрадь:
Топо́ним  — имя собственное, обозначающее собственное название географического объекта.
Выступление с сообщениями (2 уч.) Остальные слушают, осмысливают прослушанное.
Отвечают на вопрос.
Оценивают выступление учащихся. Сообщения учащихся.
6
«Минутка отдыха» Организовывает «минутку отдыха».
Роман «Дубровский» до сих пор становится источником творчества художников, композиторов, актёров. В1984 г на сюжет романа написана опера Э. Ф. Направника «Дубровский», которая прочно вошла в репертуар музыкальных театров. А в 2014 г. впервые в истории Беларуси и СНГ создан уникальный молодёжный творческий проект – мюзикл «Дубровский» силами студентов Белорусского государственного университета культуы и искусств. Предлагаю вам немного отдохнуть и прослушать арию Дубровского из этого мюзикла.
Включает видео Прослушивают фрагмент мюзикла. 7 Открытие нового знания. 3 этап.
- Вернёмся к нашему художественному произведению. Определите его жанр. Запишите.
- Что же такое роман?
- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?
Словарная работа.
- На слайде вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
Обобщение.
В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.
Организует работу с учебником.
В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина – он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.
- Познакомьтесь с материалом статьи учебника на стр. 135
- Какие две исторические темы пересекаются в романе?
- С каким произведением на тему крепостничества мы знакомились с вами в 5 кл.?
- В каких еще произведениях Пушкина была поднята тема разбойничества?
Организовывает работу в паре. Дифференцирует задание по рядам.
1 группа (1 ряд) – объяснить высказывание В. Г. Белинского.
2 группа. – объяснить высказывание Чернышевского.
3 группа – объяснить высказывание П. В. Анненкова. (учебник стр. 136)
Обобщает.
Роман «Дубровский» - величайшее создание автора, раскрывающее две исторические темы: крепостное право и тема благородного разбойника. Об этом подробнее мы с вами будем говорить на следующих уроках. Определяют жанр произведения, записывают в тетрадь. Обсуждение.
Знакомятся с определением этого термина по учебнику (стр. 137). Запись определения в тетрадь.
Отвечают на вопрос.
Знакомятся с терминами,
Делают вывод, аргументируют свой ответ.
- Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских).
Чтение статьи учебника.
Отвечают на вопрос.
И. С. Тургенев «Муму»
- «Братья разбойники», «Песня о Стеньке Разине».
Самостоятельно читают, обсуждают в паре.
Читают вслух, объясняют. 8
Подведение итогов. - Вспомним цели, поставленные в начале урока. Удалось ли нам их достичь? Докажите. Отвечают на вопрос доказательно.
9. Рефлексия - Оцените свои знания по теме, значками на полях:
+ - всё понятно
+ - не уверен в своих знаниях
! – необходимо повторить.
Ребята, каким цветом вы бы написали слово «ссора»?
- Почему именно этот цвет вы выбрали для обозначения этого слова?
Ответы учащихся:
- Черный цвет – враги.
- Красный – кровь.
Скажите, ребята, приходилось ли вам ссориться с кем-нибудь?.. Тогда возникает вопрос: как нужно поступить, если ты поссорился с другом…
Ответы учащихся.
Дружба – это умение быть чутким и внимательным, умение прощать, способность понять и принять другого таким, какой он есть. Но в жизни не всегда бывает все гладко и благополучно. Любой из нас может сказать кому-то обидное слово, неудачно пошутить и, не желая того, обидеть близкого, родного человека. И в этой ситуации самое главное – вовремя остановиться, осознать свою ошибку и исправить ее.
Оценивают свои знания Самооценка
10. Задавание домашнего задания Задаёт домашнее задание,
комментирует.
На следующем уроке мы будем анализировать эпизод «Ссора друзей». Домашнее задание: составить план действий «Если вдруг я поссорюсь с другом».
Записывают д. з. 11. Подведение итогов
Учитель объявляет оценки учащимся, даёт общую характеристику всему уроку.