Конспект урока по русскому языку на тему Роль приставки в слове. Определение приставки.

Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация

Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)
Козлова Татьяна Ивановна

Предмет
Русский язык

Класс, профиль класса/группа, количество человек
3 класс, 25 человек

Продолжительность урока (занятия)
40 минут

Методическая информация

Тема урока /занятия

Тема урока: Роль приставки в слове. Определение приставки.



Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.


Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Предыдущий урок: Разбор слова по составу.
Последующий урок: Значение приставок. Слитное написание приставок.

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
    В 3 классе обучается 25человек, из них 14 девочек и 11 мальчиков. 24 обучающихся 2005 года рождения (1человек- 2004г.р.- Мухомедзянов Рустам).
Учащиеся 3 класса осваивают образовательную программу « 2100». За время обучения выявились следующие показатели:
1. Осваивают образовательную программу на повышенном уровне 13 человек.
2. На базовом уровне 12 человек.
3. Неуспевающих учеников в классе нет.
Лучшие показатели выявляются по таким предметам, как литературное чтение, русский язык и окружающий мир. Немного ниже показатели по математике.
К выполнению домашних заданий учащиеся относятся, в основном, добросовестно (100% выполнение). Из них: 95% выполняют качественно; 5 % не всегда качественно.
Учащиеся данного класса отличаются хорошей дисциплиной на уроках и во внеурочное время.
С целью изучения взаимоотношений, в классе был проведен опрос, который показал, что среди мальчиков можно выделить 2 микрогруппы, основанных на игровых и коммуникативных интересах. В первую группу входят мальчики, которые проявляют лидерские качества, учитывая их личные качества: верность, ловкость, быстроту, самостоятельность. Вторая группа мальчиков пока не проявляет активности в учебном процессе, они эмоционально неустойчивы к обидам, стеснительны.
Девочки распределились по микрогруппам на основе своих интересов: любимые книги, домашние животные, внеурочные занятия и т.д.
Между группами нет конфликтов, раздоров, ребята общаются между собой спокойно.
В классе есть дети (3 чел), которые проявляют свои лидерские качества ( Голято А, Вакарова К, Боровский И). У некоторых детей (5 чел) на сегодняшний момент хорошо определились артистические навыки (хорошо читают стихи, поют). Трое учеников посещают школы доп. образования: художественную, школу бокса, хореографический кружок. Степень сплочённости коллектива класса высокая. Присутствует взаимовыручка и взаимопонимание. «Отверженных» детей в классе нет.
            Многие родители постоянно интересуются достижениями своих детей в урочной и внеурочной деятельности, но определились и такие родители, которые пока предпочитают занимать позицию зрителя. 
В классе 4 ребенка из многодетной семьи: Дрожникова А, Петров К, Трофимова А, Сальникова Е.. Шестеро учеников воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе). Один ребёнок (Рыбакова Ида) воспитывается в опекунской семье.  
     По первым моим наблюдениям и изучению семей, было определено, что во всех семьях созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей. В большинстве своем, родители заинтересованы школьной жизнью. В этом году будет продолжаться работа по адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.


Цели урока/ занятия

Цели:
Дидактическая: формировать представление о приставке, как части слова;

Предметные: учить слитному написанию приставки со словом;
учить различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять написание приставок и предлогов;



Задачи урока/ занятия

Формирование УУД:
Метапредметные:
Познавательные: учить ориентироваться в системе знаний; учить понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; добывать новые знания ( находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях); извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);

Регулятивные: учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учить, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; учить перерабатывать полученную информацию (наблюдать и делать самостоятельные выводы);

Коммуникативные: учить выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия



Знания: понятия: приставка, предлог, части
Умения: умения различать приставки и предлоги; находить в словах нужные части
Навыки: написание приставок и предлогов


Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

УМК по программе 2100 (. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык. 2 класс. – М.: Баласс, 2014); листы с заданиями; таблицы со словами; схематическое изображение частей слова;


Подробный конспект урока/занятия

Фаза урока (занятия)
Этап
Цели фазы и этапа
Время, продолжительность
этапа
Название метода
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный
Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода
- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
- Предварительная подготовка (если требуется)
- Технология проведения
- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)
- Варианты проведения метода

Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО
УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)
- Личностные
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
- Познавательные, включая общеучебные и логические
- Знаково-символические
- Коммуникативные
Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое)

- Информационная
- Учебно-познавательная
- Коммуникативная
- Социальная


Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей.

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Инициация
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад




2 минуты


Желаем здоровья!

- Авторский

Цель:
1.Создание благоприятного эмоционального начала урока
2. Снятие статического напряжения
3. Создание ситуации выбора и доверия на уроке для повышения его мотивации
Необходимые материалы: Карточки с заданием
Предварительная подготовка: Посмотреть в толковом словаре значение слов « ЗДРАВСТВУЙТЕ» и « ПРИВЕТ»
Технология проведения:
На карточках задание: выбрать слова для приветствия (каждой группе)
«Доброе утро», « Добрый день»,
« Здравствуйте», « Привет».
Подчеркнуть слова, в которых содержится приставка» ( ПРИВЕТ)
Прочитать и рассказать всему классу, что означают слова « ЗДРАВСТВУЙТЕ» и « ПРИВЕТ»
Учитель: Итак, как представители от каждой группы будут нас сегодня приветствовать?
А что означают эти слова?
Добрый день, ребята. Я предлагаю начать урок русского языка с задания, которое называется «Желаем здоровья»!
Для этого поработаем в группах. Прочитайте задания на карточках. Карточка № 1 лежит на столе у каждой группы. Итак, вам нужно выбрать слова для приветствия (каждой группе)
«Доброе утро», « Добрый день»,
« Здравствуйте», « Привет».
Подчеркнуть слова, в которых по вашему мнению содержится приставка» ( ПРИВЕТ)
Прочитайте и расскажите всему классу, что означают слова « ЗДРАВСТВУЙТЕ» и « ПРИВЕТ»
Итак, как представители от каждой группы будут нас сегодня приветствовать?
А что означают эти слова?
Спасибо!
- Личностные:
-мотивационная основа учебной деятельности;
-соблюдение норм поведения и правил при выполнении задания;
-способность принять решение в социальном выборе

- Регулятивные, включая действия саморегуляции:
-помнить и удерживать инструкцию по времени
-способность тормозить свои импульсивные поведенческие реакции

- Коммуникативные:
-соблюдение норм общения при выполнении задания

- Коммуникативная
владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия

- Социальная
способность осуществлять сознательный выбор



Фаза 1
Вхождение или погружение в тему
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения

5 минут
Грамматическая сказка

- Заимствованный, но измененный
Цель:
-помочь третьеклассникам сформулировать учебную задачу урока;
Необходимые материалы: Костюмы героев (слова с графическими обозначениями)
Предварительная подготовка: Заучивание ролей
Технология проведения:
Инсценирование сказки.
«Жил-был корень -ход-. Он любил, чтобы с него начинались слова.
Тогда на помощь к нему спешили суффиксы. На свет появлялись слова-названия предметов... (ходунок, ходули, ходики). Как только появлялись дамы-приставки, корень уступал им место, сам прятался в середину слова, а если не было суффиксов, и вовсе стоял в конце.
Получались такие слова: если прятался в середину: заходить, входить, выходить, приходить, переходить; если стоял в конце: заход, вход, выход, приход, переход. ( выходят герои- слова)»



А сейчас послушайте сказку, она поможет определить, чему мы сегодня должны научиться на уроке.
Итак, перед вами живые слова. Запишите только те слова, в которых, по вашему мнению, содержится приставка. (Заход, вход, выход, приход, переход.)
– Что же такое приставка? (Часть в слове.)
На доске учитель записывает: часть слова.
– Где её место в слове? (Перед корнем, в начале слова.)
На доске записываются ключевые слова: перед корнем.

– Какие вы использовали приставки?
На доске записываются приставки: за-, в-, вы-, при-, пере-.
– В слове они обозначаются так: заход. Выделите приставки в записанных словах.
– Зачем нужны приставки? (Чтобы получились новые слова.)
На доске записываем: новые слова.
Так как вы думаете, что мы сегодня будем учиться делать на уроке? (выделять в словах приставку, отличать слова с приставками от других слов)

- Личностные
-познавательный интерес
- Регулятивные, включая действия саморегуляции
-постановка учебной задачи
- Познавательные, включая общеучебные и логические
-выделять существенные признаки, делать вывод
-понимать инструкцию
- Знаково-символические
-абстрагироваться от картинки к слову
- Коммуникативные
-оформить свою мысль в устной речи
- Информационная
- использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов;
-высказывать суждения по результатам сравнения;

- Учебно-познавательная
- умение формулировать предположения




Фаза 1
Определение ожиданий и опасений
формирования ожиданий концентрация внимания

5 минут
Блиц- опрос

- Авторский

Цель:
1.Формирование ожиданий обучающихся
2.Поддержание познавательного интереса к предмету
Необходимые материалы: Тетради, ручки
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: Написать конечные слова высказываний:
В словах: по лесу, из дома, в чаще, с горы, до школы имеется орфограмма(написание предлогов со словами)
2.Предлоги - это (короткие слова, к которым нельзя задать вопрос).
3. Напишите любые предлоги
4. Корень- это (общая часть родственных слов)
5. Суффикс- это (часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов).


Предположите, насколько успешной будет ваша работа, ваше сотрудничество на уроке в паре. Для этого вам нужно будет поработать письменно, т е закончить мои высказывания.
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте ваши ответы (правильные ответы на экране).
Как вы думаете успешно ваши напарники справились с работой?
Оцените работу друг друга с помощью смайлика (высокий, средний, низкий уровни)
Какие высказывания вызвали затруднения?
Что мы сейчас вспоминали? (что называют предлогами, как пишутся предлоги, что такое суффикс и корень)
Пригодятся ли нам сегодня эти знания или нет? Почему? (мы говорим сегодня о частях слова)

- Личностные
-мотивационная основа учебной деятельности;
-реально оценивать свои возможности и достижения

- Знаково-символические
-представление количества знаний по теме и величины успешности в работе пары
- Коммуникативные
-слаженное взаимодействие в паре
-умение договариваться
- Информационная
-использовать знаково-символические средства (смайлики) для представления информации
- Коммуникативная
-умение осуществлять продуктивное взаимодействие
- Социальная
- развитие навыков сотрудничества
-умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


-управлять проявлениями своих эмоций


Фаза 2
Закрепление изученного (домашнее задание)
Контроль и коррекция ЗУН

5 минут
«Верю - не верю». Игра

- Авторский

Цель:
1.Формирование ожиданий обучающихся
2.Поддержание познавательного интереса к предмету
Необходимые материалы: высказывания на экране
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: Учитель говорит фразы, а дети отмечают верные утверждения словом «верю», неверные – словом «не верю».

1. Приставка является самостоятельным словом в предложении. ( не верю)
2. Приставка пишется слитно со словами. ( верю)
3. Приставка находится в середине слова. ( не верю)
4. Приставка и суффикс образуют новые слова. ( верю)
5. У однокоренных слов могут быть разные приставки. ( верю)

Предлагаю, используя знания по данной теме, ответить на мои вопросы, но теперь в устной форме. Для этого мы поиграем. Я буду говорить фразы, а вы отмечайте верные утверждения словом «верю», неверные – словом «не верю». Итак, начинаем
А теперь, поработайте в паре. Придумайте свои высказывания и расскажите друг другу. А сейчас скажите всему классу (игра продолжается)
- Личностные
-интерес к учебному материалу
-желание выполнить задание правильно, чтобы не подвести товарища в паре





Инпут

Сообщение нового материала

8 минут
Игра « Создай слово»
- Авторский

Цель: Дидактическая: формировать представление о приставке, как части слова;

Предметные: учить слитному написанию приставки со словом;
Необходимые материалы: Карточки с заданием
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: «Составить и записать слова с корнем груз и суффиксами: ок, чик, к. Выделить корень и суффикс».

(грузок, грузчик, погрузка).

Лист №1- для IV, V, VI групп:

«Составить и записать слова с корнем гвоздь и суффиксами: ик, ищ, к. Выделите корень и суффикс».


А теперь проверим, насколько вы сообразительны
Вы должны создать слова с помощью корня и суффикса. Лист №1- для I, II, III группы:

«Составьте и запишите слова с корнем груз и суффиксами: ок, чик, к. Выделите корень и суффикс».

(грузок, грузчик, погрузка).

Лист №1- для IV, V, VI групп:

«Составьте и запишите слова с корнем гвоздь и суффиксами: ик, ищ, к. Выделите корень и суффикс».

( гвоздик, гвоздище, загвоздка)

Обратите внимание! С каким суффиксом составление слов вызвало наибольшее затруднение? (к)
Какие будут замечания, дополнения, исправления?
В чём была трудность? (составить слова с суффиксом к).
гвоздик
грузчик гвоздище
погрузка загвоздка

( Если дети самостоятельно не смогли составить слова, то они должны ориентироваться на записи в таблице).
Прочитайте слова ещё раз и скажите, какие слова на сегодняшний момент можно считать новыми. ( погрузка и загвоздка).
Почему? (в них добавилась ещё одна часть- приставка).
А почему приставка- это именно часть слова?( без неё не получились бы слова погрузка и загвоздка)
А что обозначает слово загвоздка? (затруднение, препятствие)
В толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова. Загвоздка-препятствие, досадная помеха, затруднение; задача, над которой надо подумать, трудный вопрос (·разг.). « Поехал бы, да вся загвоздка в том, что денег нет».

Так какая у нас сейчас возникла загвоздка? (без такой части, как приставка, не получалось составить слово).
Как вы думаете, что мы сегодня должны научиться делать? (предположения детей).
Мы сегодня должны понять роль приставки; научиться составлять слова с приставками и выделять приставку в словах.
Посмотрите ещё раз на слова с приставками и попробуйте сказать, что такое приставка. ( Это часть слова, которая стоит перед корнем; и служит для образования новых слов).


Познавательные: учить ориентироваться в системе знаний; учить понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи; добывать новые знания ( находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях); извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, иллюстрация);

Регулятивные: учить определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учить, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки; учить перерабатывать полученную информацию (наблюдать и делать самостоятельные выводы);

- Коммуникативная
-умение осуществлять продуктивное взаимодействие
- Социальная
- развитие навыков сотрудничества
-умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


-управлять проявлениями своих эмоций



Проработка содержания темы

Усвоение нового материала, развитие ЗУНиК
5 минут
Игра «Угадай сказочного героя».

Заимствованный, но измененный
Цель: Дидактическая: формировать представление о приставке, как части слова; и о предлоге, как отдельном слове
Предметные: учить слитному написанию приставки со словом; раздельному написанию предлога со словом
Необходимые материалы: Презентация ( экран)
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: Отгадать имя героя сказки, в именах обозначить приставку и пробел между предлогом и словом подчеркнуть
а) Смерть у него была в яйце. (Кощей Бессмертный.)
б) Была очень красивой, умной. (Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.)
в) Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчик-с-пальчик.)
г) Он был в шляпе, с пером и при шпаге. (Кот в сапогах.)
Проверка на экране.

Послушайте подсказку и запишите имя героя. Что встретилось в записи – предлог или приставка? Обозначьте приставку, пробел между предлогом и словом подчеркните.
а) Смерть у него была в яйце. (Кощей Бессмертный.)
б) Была очень красивой, умной. (Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.)
в) Этот мальчик был так мал, что умещался в кармане. (Мальчик-с-пальчик.)
г) Он был в шляпе, с пером и при шпаге. (Кот в сапогах.)
Проверка на экране.
Какие ещё орфограммы встретились в словах?
Откройте учебники на странице 83. Выполним упражнение № 132.
Прочитайте задание. ( читает один ученик вслух).
Читаем слова и попробуем объяснить, что происходит со словами. ( коллективное объяснение значений слов).
Итак, что происходит со словом, когда к нему прибавляются разные приставки? (меняется значение).
Так, для чего нужна приставка? (для образования нового слова).
А какие приставки из этого упражнения вы запомнили? ПО
ПРО
ДО
У
С
ОТ
ПЕРЕ
Ничего не заметили? (приставки похожи на предлоги).
. А есть отличия при написании приставок? (приставки пишутся слитно со словом, а предлоги отдельно).
Давайте ещё раз попробуем сказать все, что мы узнали о приставке?
« Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, и пишется слитно со словами».
Прочитаем правило в учебнике на странице 84.
Для того чтобы закрепить знания о приставках, выполним упражнения № 134 на стр. 84.
Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать. Есть вопросы?
Представители от групп могут выходить к доске. Не забудьте выделить приставки.
Ваши замечания, дополнения.
Оцените себя с помощью смайлика.


Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.






















Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.



III фаза
Эмоциональная разрядка
(разминка)

Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
3 минуты
Запрещённое движение!

- Авторский

Цель: Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии
Необходимые материалы: не требуются
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: Запрещённое движение « РУКИ НА ПЛЕЧИ»
Дети повторяют все движения, кроме запрещенного. Игра на внимание.
Чтобы наша работа была продуктивнее, немного отдохнём. Запрещённое движение « РУКИ НА ПЛЕЧИ»
Дети повторяют все движения, кроме запрещенного. Игра на внимание.





Рефлексия

Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения
7 минут
Моё настроение.

- Авторский

Цель:
1.Самооценка достижений
Необходимые материалы: Карандаши, карточки с заданием.
Предварительная подготовка: не требуется
Технология проведения: Задание по группам: 1,2,3 необходимо из слов выбрать слова с приставками и подчеркнуть их синим карандашом, если настроение хорошее;
4,5,6 группам нужно выбрать слова с предлогами и подчеркнуть. ( слова подчёркиваются красным цветом, если настроение тревожное.
Далее работа проверяется и обсуждается.

Посмотрите на экран.
На экране предложение:

« Поспешим по дороге в страну Знаний!»

Найдите в этом предложении какую- то связь с темой урока. ( предлог по и приставка по).

Есть ли в этом предложении знакомые приставки и предлоги?
В каких словах?
Почему по пишется слитно и раздельно? (приставка и предлог)
Какую задачу ставили? (узнать роль приставки в слове)
Узнали?
Что такое приставка?
Для чего она нужна?
Чем приставки отличаются от предлогов?
Задание по группам: 1,2,3 необходимо из слов выбрать слова с приставками и подчеркнуть их синим карандашом, если настроение хорошее;
4,5,6 группам нужно выбрать слова с предлогами и подчеркнуть. ( слова подчёркиваются красным цветом, если настроение тревожное.
Далее работа проверяется и обсуждается.
Спасибо за внимание.( д\з)
Личностные
-мотивационная основа учебной деятельности;
-реально оценивать свои достижения

- Знаково-символические
-представление количества знаний по теме и величины успешности в работе группы
- Коммуникативные
-слаженное взаимодействие
-умение договариваться
- Коммуникативная
-умение осуществлять продуктивное взаимодействие
- Социальная
- развитие навыков сотрудничества
-умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций



Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:
а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);

b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология



Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося

анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены).



Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).



Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО



Методическая ценность урока/занятия



Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.


Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).


Примечания автора/ов














13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 3 Заголовок 415