Сценарий 3 урока в учебном модуле Картины жизни русского барства по роману А.С.Пушкина Дубровский


Урок 3
Картины русского барства
Цель: сравнить героев, результаты сравнения оформить в таблицу, на основании сравнения определить проблемы романа
Ход урока.
Актуализация
- Какое произведение мы изучаем?
- Как мы решили изучать роман? (запустили проект)
- Почему нам необходим был проект? (большое произведение, автор четко не определяет проблемы романа, перед нами стояла проблема, которую мы не могли решить)
- Какая проблема стояла перед вами? (неумение сформулировать проблемы приводит к непониманию авторского замысла романа)
- Какую цель вы поставили перед собой? ( понять авторский замысел романа «Дубровский» через анализ проблем, которые поднимает автор и составить перечень проблем).
- Какие этапы проектной деятельности мы прошли?
- Где остановились? (на этапе реализации)
2. Целеполагание- Чем сегодня мы будем заниматься? (приступим к созданию продукта)
- Что нам понадобится для создания перечня проблем? (проанализировать роман, вычленить информацию, зафиксировать ее в таблицу, сделать выводы, определить проблему и сформулировать ее)
3. Реализация
- Каких героев будем сравнивать?
- Какой план для сравнительной характеристики героев вы составили?
- С чего предлагаете начать сравнение? (Общее, сходства)
- Чем похожи герои?
- Найдите и прочитайте, как об этом говорит А.С.Пушкин? (с. 66, 65)
- Что подчеркивает Пушкин? (типичные представители дворянской России)
- Рассматривая жизнь героев, о чем мы узнаем? (мы невольно окунаемся в жизнь дворян, говорим о проблемах в обществе и делаем соответствующие выводы)
- Вы сказали, что Пушкин знакомит нас жизнью дворян. А все ли дворяне жили одинаково? (Нет)
- Как жил Троекуров? Каким состоянием владел? (с. 64)
- Как жил Дубровский? (с.65)
- Каков их социальный статус? (бедный и богатый дворянин)
- Каким же было дворянство в 19 веке? (неодинаковым, неоднородным)
- Наблюдалось расслоение дворянства.
- Можно ли считать это проблемой? (Да)
- Давайте попробуем сформулировать эту проблему.
- Для этого найдите шаблон. Пользуясь данным шаблоном, сформулируйте проблему.
Шаблон для формулировки проблемы
Сущ. в Р.п.
Проблема (чего?)

Проблема

Проблема

Проблема
- Запишите сформулированную проблему в перечень.
- Но в перечне есть колонка комментарий.
- Что такое комментарий? (пояснения)
- Какие пояснения мы запишем? (на примере жизни богатого и бедного дворянина Троекурова и Дубровского)
- Встречались ли мы ранее с данной проблемой в литературе? (да) В каком произведении? (Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» Жилин и Костылин)
- Значит, данная проблема типичная для 19 века?
- Актуальна ли проблема расслоения общества в наши дни? (да, в нашем мире есть богатые и бедные)
- Лучше быть богатым или бедным?
- В нашем мире главным является материальные блага?
- А бедный человек может быть хорошим?
- Что значит быть хорошим человеком? (честным, порядочным, добрым, умным и т.д.)
-Какого человека в современном мире мы можем назвать настоящим человеком? (у кого есть нравственный стержень, живет по нравственным законам, нравственность, мораль – принятые понятия о хорошем и плохом)
- Значит, мы подошли к тому, что в мире ценятся нравственные качества. А во времена А.С.Пушкина ценились нравственные качества?
- Попробуем в этом разобраться. С чего надо начать? (С характера)
- А.С.Пушкин говорит: «они сходствовали отчасти и в характерах и наклонностях» . Пушкин использует слово «отчасти». Как вы понимаете значение этого слова?
- Каков был характер и наклонности героев? (Различные)
- Давайте рассмотрим характеры героев.
- Какими чертами характера обладал Троекуров?
- Как об этом говорит Пушкин? (с. 64, 65, 113)
- Что значит «пылкий характер»? (несдержанный, неуравновешенный, вспыльчивый)
-Какими чертами характера обладал Дубровский? (с. 66)
- За что уважал Троекуров Дубровского? (с 65)
- Какие характеры помещиков представлены нашему вниманию? (Разные)
- Давайте понаблюдаем, где и как прослеживаются черты характера героев.( в поступках)
_ Мы должны посмотреть основные сцены? (ссора, суд)
(Просмотр фильм 1988 г., режиссер Вячеслав Никифоров, в роли Троекурова Владимир Самойлов, в роли Дубровского – Кирилл Лавров, видео «Ссора»)
- Из-за чего произошла ссора? Холоп ответил дворянину не просто как равному, а дерзко. Подумайте, только ли ответ Парамошки оскорбил Андрея Гавриловича?
(Не только, сразу после слов псаря раздался смех, смеялись все: и Троекуров, и его гости, и, видимо, слуги).
Дубровского не просто унизили, оскорбили, задета дворянская честь, а мы с вами говорили, что Дубровский – человек гордый и независимый.
- Принимает ли близко к сердцу этот инцидент Троекуров?
-Как ведет себя Дубровский?
- Как ведет себя Троекуров?
(Отметим, что Троекуров не просил Дубровского вернуться. Он «велел тотчас его догнать и воротить непременно».
Отказ же Дубровского осердил Троекурова, который привык ко всеобщей покорности. Письмо Дубровского еще больше рассердило его. Троекуров счел себя оскорбленным тем, что от него кто-то смеет требовать извинений.
- Что окончательно рассорило соседей?
- Как наказывает Дубровского Троекуров.
- Что дает право Троекурову вести себя подобным образом? (социальный статус. знакомства. связи. деньги)
- Имение у Дубровского отняли по закону?
- Какую проблему поднимает в романе А.С.Пушкин? (проблема беззакония и несправедливости, проблема утраты нравственных качеств)
(в мире, где все покупается и продается, нет места чести, совести, порядочности)
- Ценились ли нравственные качества во времена А.С.Пушкина?
В нашем мире данная проблема существует?
Сцена суда (видео)
Проанализируйте сцену суда. Какие черты характера проявляются у героев. Определите проблему и сформулируйте ее.
-Чего хотел добиться Троекуров, отняв Кистенёвку у Дубровского?
(Сломить гордость Андрея Гавриловича).
-Удалось ли ему это? Почему его торжество было отравлено?
(Такого исхода – сумасшествия Дубровского – он не ожидал).
-Что мы узнали о состоянии Кирила Петровича из 4-ой главы?
(Совесть его роптала, он не был корыстолюбив, победа не радовала сердце).
- По закону ли отобрали имение у Дубровского?
- Раз в обществе царит беззаконие, значит царит произвол и деспотизм
В обществе произвол (ничем не стесняемая воля)
Проблема произвола и деспотизма (неограниченная власть)
-Актуальна ли данная проблема в наши дни?
Посмотрите на перечень проблем. Что вы можете сказать о них. Какой вывод можете сделать?
4. Рефлексия
На каком этапе проектной деятельности мы остановились?
Составили ли мы перечень проблем?
Сколько проблем мы определили?
Назовите их?
Д/З Определить, сформулировать и прокомментировать проблемы или (в зависимости от того, где остановились)
Д/З Проанализировать сцену суда, определить, какие качества характера проявляются у героев в этой сцене, определить и сформулировать проблему. Поработать с таблицей. Отобрать материал для сравнительной характеристики.