Технологическая карта обучения грамоте по теме: Буква Я,я в начале и середине слова.

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя: Юдина Галина Валерьевна.
2. Класс: 1 «В» Предмет: литературное чтение УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока:
Буква Я в начале слова (обозначение звуков [й,], [а]).

Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.

Цель урока:
Организовать работу по ознакомлению с обозначением буквы я в начале слова; научить акцентированно произносить звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выбирать слова со звуками [й,], [а] в начале, середине и конце слова; создать условия для развития фонематического слуха и культуры произношения.

Основное содержание темы:


Термины и понятия:
Звук, буква, звукобуквенный анализ слова, лексическое значение слова, предложение.

Планируемые результаты

Личностные
Метапредметные
Предметные

Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
Оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Познавательные: общеучебные – составление рассказа по серии сюжетных картинок; логические – выделение общего и частного (существенного и несущественного), целого и части, общего и различного в изученных объектах.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свои действия.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Знают стихотворение Ю. Раевского, М. Кремнева; умеют обозначать букву я в начале слова, выполнять звуковой анализ слов «рой», «яхта», «якорь»; разгадывать кроссворд, загадки; составлять слова из заданных звуков (задание повышенной трудности).

Организация образовательного пространства

Ресурсы:
- информационный материал
- интерактивный материал
учебник: «Букварь» ч. 1 авторы: Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, презентация к уроку. Рабочее место учителя (компьютер + мультимедийный проектор+ интерактивная доска).



Формы работы:
Фронтальная, словесные, наглядные, ситуативные, частично-поисковые, практические.

Технология изучения темы
Проблемно-диалогическая.







I. Самоопределение деятельности

Организация учащихся
Звучит в записи мелодия песенки Винни-Пуха.
Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мёд.
- Кто пришёл сегодня к нам в гости?
- Винни-Пух - гость нашего урока. Но за ним летит множество пчёл. Поможем Винни от них отбиться?
- Вспомните, как называется множество пчёл, летящих вместе? (рой).
- Верно! Пчёлы улетят, если выполним звуковой анализ слова «рой».
Личностные: действие самоопределения, желание и стремление хорошо учиться.
Регулятивные: организация рабочего места.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


Актуализация знаний
Проводится выбор учащегося. Который выполняет работу на доске с помощью считалочки. Остальные самостоятельно выполняют работу на своём рабочем месте.
Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчёлы на цветы, мы играем – водишь ты.
- Составьте звуковую модель слова «рой».





- «Прочитай» слово «рой», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
- «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук.
- Назови первый звук в слове. (Рррой – первый звук [р]).
-Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначь соответствующей фишкой. (Твёрдый согласный, синяя фишка)
- Назови мягкую пару этого звука. ([р,]).
- «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. Назови второй звук. (Рооой – второй звук [о]).
- Какой это звук? Обозначьте соответствующей фишкой. (Гласный, красная фишка).
- «Прочитай» слово «рой» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Назови третий звук. (Рой – третий звук [й,]).
- Какой он: гласный или согласный? (Мягкий согласный, зелёная фишка).
- Какая у него твёрдая пара? (У этого звука нет твёрдой пары).
- Вспомните и назовите как можно больше слов со звуком [й,]. (Чайка, лайка, йод, лейка и т. д.).
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Личностные:
- правильно называть буквы русского алфавита;
- правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные
звуки;
- составлять слова из букв.

Формулирование учебной задачи
- Винни-Пух дарит Вам стихотворение. Послушайте внимательно и запомните слова с одной и той же буквой.
Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани.
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
- Какая буква есть во многих словах этого стихотворения? (Буква Я).
- Какие слова с буквой Я вы запомнили?
- В какой части слова стоит буква Я?
- Сформулируйте тему нашего урока? (Буква я в начале слова).
Регулятивные:
-определять и формулировать цель
деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на
уроке;
- определять последовательность
действий на уроке.
Личностные: - устанавливать связь
между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

II. Учебно-познавательная деятельность

Восприятие учебного материала
Внедрение знаний в практику

- Послушайте стихотворение Ю. Раевского.
Якоря кругом сверкают.
Явно бравый капитан
Яхтой ловко управляет,
Направляя в океан.
- Винни-Пуху не поняты слова «явно», «бравый», «яхта». Попробуйте объяснить значение этих слов?
- В толковом словаре Ушакова даются следующие определения:
Явно – совершенно очевидный, ясный для всех.
Бравый – мужественный с виду, молодцеватый.
Яхта – небольшое (парусное, паровое ли моторное) судно для морских прогулок и спорта.
- Составьте звуковую модель слова «яхта».






- Назови первый звук в слове. ([й,] – согласный, мягкий, твёрдой пары нет).
- Назовите второй звук. ([а] – гласный).
- Назовите третий звук. ([х] – согласный, твёрдый, мягкая пара [х,]).
- Назовите четвёртый звук. ([т] – согласный, твёрдый, мягкая пара [т,]).
- Назовите пятый звук. ([а] – гласный).
- Сравните количество букв и звуков в этом слове.
- Когда звуки [й,] и [а] стоят рядом, они обозначаются одной буквой – буквой я.
- Винни-Пух предлагает поиграть в игру «Кто больше?»
- Назовите слова, где звуки [й,] и [а] в начале слова.
- Какой можно сделать вывод. (Звуки [й,] и [а] в начале слова обозначаются буквой Я).
Физминутка.
Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе
учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию; - уметь сравнивать,
- называя критерий для сравнения;

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.

III. Диагностика качества освоения темы

Самостоятельная работа
Творческое задание
Игра «Угадай, какое слово получится».
- Первый звук в слове «кисть».
- Второй звук в слове «лист».
- Первый звук в слове «танк».
- Какое слово получилось? (Кит).
- Прочитаем стихотворение в учебнике на странице 35.
- Что вы знаете о китах?
Регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


IV.Рефлексивная деятельность

Самоанализ
(текущий и итоговый)
- Винни-Пуху понравилось с вами работать на уроке. Он и не знал, что буква Я такая особенная. Да, вот только позабыл в чём её особенность. Напомните ему. (Звуки [й,] и [а], когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я).
- Винни предлагает вам последнее задание. Распределить слова на группы. Какие группы получились? Объясните почему вы так разделите?

Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и
одноклассниками;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные:
- устанавливать связь между целью
деятельности и ее результатом.


Самооценка
(текущая и итоговая)
- Спасибо за урок.
Регулятивные: волевая само регуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.



15