Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]) (литературное чтение). (1 класс)

Уроки 35 – 36
Тема: Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]) (литературное чтение).
Закрепление правил обозначения звука [а] буквами (русский язык)
УУД:
Познавательные:
общеучебные -
ознакомление с обозначением буквы я в начале слова, со стихотворениями Ю. Раевского, М. Кремнёва; выполнение звукового анализа слов (для сильных учащихся); составление рассказа по серии сюжетных картинок;
логические –
разгадывание кроссворда, загадки; составление слова из заданных звуков (трудное задание).
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей;
планировать своё действие.
Коммуникативные:
уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками).
Личностные:
высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением
Содержание, методические приёмы
1. Звуковой анализ слова рой, выделение звука [й’].
2. Буква я в начале слова (обозначение звуков [й’] и [а]). Звуковой анализ слова яхта. Игра «Живые звуки» в слове яхта (Букварь, ч. 1, с. 34).
3. Составление слова из заданных звуков. Чтение стихотворения В. Кремнёва.
4. Закрепление написания букв Я, я, звукобуквенный анализ (Прописи № 1, с. 38).
5. Отработка написания букв А, а, Я, я (Прописи № 1, с. 38-39).
6. Дифференцированная работа. Звуковой анализ слова якорь (Букварь ч. 1, с. 35); разгадывание кроссворда, закрепление умения давать качественную характеристику звукам (работа в тетради «Я учусь писать и читать» с. 21, 24)
Ход урока
I. Организационный момент
Звучит мелодия песенки Винни-Пуха.
Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мед.
М. Яснов
Винни-Пух – гость нашего урока. Но за ним летит множество пчел. Поможем Мишке от них отбиться?
– Вспомните, как называется множество пчел, летящих вместе. (Рой.)
– Верно. Но пчелы улетят, только если мы выполним звуковой анализ слова «рой».
С помощью считалочки выбирается ученик, который выполнит разбор на доске.
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
На доске звуковая схема слова «рой». «Прочитайте» слово, ведя указку по схеме звукового состава слова. Назовите каждый звук этого слова.
– Ребята, вспомните и назовите как можно больше слов со звуком
·й’
·. (Майка, лейка, мой, пой, дай, лай, вой, деловой, занятой и т. д.)
II. Объявление темы и постановка целей урока
– Винни-Пух дарит вам стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.
Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани.
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
В. Лунин
– Какие слова с буквой я вы запомнили?

III. Работа по теме урока
1. Словарно-лексическая работа
Чтение стихотворения Ю. Раевского
– Послушайте стихотворение Ю. Раевского.
– Винни-Пуху непонятны слова «явно», «бравый», «яхта». Кто попробует объяснить значения этих слов?
Явно – совершенно очевидно, ясно для всех.
Бравый – мужественный с виду, молодцеватый.
Яхта – небольшое (парусное, паровое или моторное) судно для морских прогулок и спорта.
Подготовка к выразительному чтению стихотворения.
2. Звуковой анализ слова «яхта»
Учитель помогает интонационно выделить первый и второй звук.
– Когда звуки
·й’
· и
·а
· стоят рядом, они обозначаются одной буквой – я.
Учитель выставляет букву я на наборном полотне над двумя фишками,
обозначающими звуки
·й’
· и
·а
·.
– Сравните количество букв и звуков в этом слове. (Букв на одну меньше, чем звуков. Два звука
·й’
· и
·а
· обозначаются одной буквой – я.)
3. «На что похожа буква?»
Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.
Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички – буква Я!
Е. Тарлапан
Каждый знает:
Буква Я
Самая хвастливая.
Г. Юдин
4. Подбор слов со звуками
·й’], [а
·, расположенными в начале слова
5. Дифференцированная работа по учебнику
1-я группа (слабоуспевающие дети) под руководством учителя выполняет звуковой анализ слова якорь.
2-я группа (среднеуспевающие дети) получают индивидуальные карточки с картинками, на которых изображены яблоко, дятел, ёлка, вишня. Задание: произнесите слова – названия предметов. Определите слово, которое начинается с буквы я. Сделайте звуковой анализ этого слова.
3-я группа (успевающие дети) получают индивидуальные карточки со словами: язык, земля, лямка.
· Задание: прочитайте слова. Найдите слово, в котором буква я обозначает два звука. Сделайте звуковой анализ этого слова.
Фронтальная проверка
2-я группа:

3-я группа:

6. Работа по учебнику (с. 35). Игра «Угадай, какое слово получится»
Объяснение учащегося:
– Первый звук в слове кисть –
·к’
·, мягкий согласный, обозначим зеленой фишкой.
– Второй звук в слове лимон –
·и
·, гласный, обозначим красной фишкой.
– Третий звук в слове танк –
·н
·, твердый согласный, обозначим синей фишкой.
– Прочитайте слово по схеме. (Кит.)
7. Чтение стихотворения В. Кремнёва
IV. Итог урока
– Винни-Пуху очень понравился урок. Он и не знал, что буква я такая особенная. Да вот только позабыл, в чем ее особенность. Напомните ему, ребята. (Звуки
·й’
· и
·а
·, когда стоят рядом, обозначаются одной буквой я.)
– Винни-Пух предлагает вам игру «Закончите предложения словом», которое начинается на букву я.
Мальчик бежал и упал в (яму).
На завтрак у нас сегодня были (яйца).
Солнце светит очень (ярко).
День сегодня был теплым и (ясным).
Вдруг неожиданно налетел (ястреб).






























Ход урока
I. Организационный момент
Эту букву, как тебя,
Называют буквой «я».
«Я» кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.
II. Вступительное слово учителя
– Зачем нужна заглавная буква Я? Пропишите 3 заглавных (3 строчных) буквы Я, я.
– Послушайте стихотворение. Назовите слова, в которых буква я обозначает один или два звука.
ЯКАЛКА
Наша утка – крякалка,
А  Серёжка – якалка:  
«Я  сумею, я смогу,
Я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка!
И. Демьянов
III. Изучение нового материала
1. Работа в прописи со схемами
– Впишите букву в слово, руководствуясь схемой.
– Какую букву вписали? Объясните почему. (В начале слова и после гласных буква я обозначает два звука [й], [а].)
– Прочитайте новые слова. (Якорь, маяк.)
– Какие одинаковые звуки есть в этих словах?
2. Найди «лишнюю» букву
– Найдите желтый шар, рассмотрите написанные на нём буквы и объясните, почему одна из букв зачёркнута. Что можно сказать про оставшиеся буквы? (Зачёркнута буква я. Это сделано потому, что оставшиеся буквы – различные варианты написания буквы а.)
- Какую букву надо зачеркнуть в следующем шаре? Почему? (На голубом шарике несколько различных вариантов написания буквы а, зачеркнуть нужно то, что не является буквой а.)


3. «Чем похожи и чем отличаются»
- Найдите сходство строчных букв а – я, обведите одинаковый элемент (в первой строке);
различие строчных букв (во второй строке); сходство (различие) заглавных букв (в 3-й и 4-й строках).
Физминутка
Все ребята дружно встали и тихонько зашагали,
Мы отправились гулять, чтобы цаплю повстречать.
Тише, тише – вот она, у реки стоит одна.
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
4. Продолжи строчки
– Найдите закономерность записи букв в каждой строке. Самостоятельно допишите строчки. (Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)
5. Соотнеси печатные и письменные буквы (самостоятельная работа)
– Рассмотрите буквы на следующей строке. Сформулируйте задание, которое надо выполнить.
6. Впиши пропущенные буквы в слова
Загадка. Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя.)
– А знаете ли вы, что слово «имя» – очень древнее?

· Это интересно!
Имена – слова особые. В древности люди давали друг другу только такие имена, которые что-то значили, называя детей подходящими, на их взгляд, словами.
Индейцы Америки могли назвать ребёнка Ун-Уис – «совёнок», или Хома-Хомани – «утреннее облачко». У древних греков встречались имена Пётр, что означало «камень», Фока – «тюлень», Хризис – «золото».
– Почему вас так назвали?
7. Игра «Занимательные имена»
– Имя этой девочки пишется и произносится одинаково, как слева направо, так и справа налево. (Анна, Алла, Ада.)
– Если имя мальчика произнести без первого звука, то получится имя девочки. Как их зовут? (Коля – Оля, Вася – Ася.)
– Какое русское женское имя не заканчивается ни на А, ни на Я? (Любовь.)
– Рассмотрите портреты детей. Угадайте, как их зовут. (Аня, Яна, Вова, Ваня.)
– Что вам помогло узнать имена ребят? Это имена полные или краткие? Что общего во всех словах?
Самостоятельное выполнение работы, проверка.




































13PAGE 15


13PAGE 14115




15