Программа младший хор (1-2 год обучения)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 471
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
протокол педагогического совета Директор ГБОУ школы № 471
от г. № И.В.Сидорова
г. приказ №



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Хоровое обучение »
«Веселые нотки»
Возраст обучающихся от 7-9 лет
Срок реализации 2 года



автор-составитель
Алферова Альбина Гаптеляхатовна
педагог дополнительного образования








Санкт – Петербург
2016

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Хоровое обучение» имеет эстетическую направленность. Программа предполагает общекультурный уровень освоения.
В современный период хоровое пение - самый доступный вид коллективного музицирования для детей. Оно развивает художественный вкус, расширяет и обогащает музыкальный кругозор учащихся, способствует повышению культурного уровня. Программа представляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно – репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.
В 2015 году корректирована по требованиям к оформлению программ.
Новизна программы. В программе систематизированы средства и методы вокально – хоровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого – педагогическими особенностями этапов школьного периода. Поэтапное использование отдельных видов вокальной деятельности (распевка, разучивание текста и мелодии в игровой форме с применением ИКТ).
Актуальность программы в том, что занятия музыкой способствуют формированию гармонически развитой личности, помогают поверить в свои силы и содействуют раскрытию творческого потенциала. Творчество – это вдохновение, замысел, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Через занятия по программе дети приобщаются к традициям музыкального творчества, раскрывают многообразия и богатства певческой деятельности в яркой и доступной для ребят форме с опорой на их опыт.

Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия «Хорового обучения» способствуют развитию музыкально – певческих способностей, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка. Занятия оказывают положительное успокаивающее, духовное, эстетическое действие на нервную систему ребёнка, являясь источником положительных эмоций.
Цель образовательной программы:
Привить детям любовь к музыке, хоровому пению, формировать навыки коллективного музицирования.
Задачи:
Обучающие
- научить музыкальной культуре учащихся на раннем этапе эстетического развития;
- дать представление знакомства детей исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений;
- сформировать основные вокально – хоровые навыки: певческая установка, дыхание, звукообразование, чистота интонации, четкая дикция, пение в ансамбле;
Развивающие
- развить музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
- способствовать развитию осмысленного выразительного исполнения вокально – хоровых произведений;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
Воспитательные
- способствовать воспитанию творческого исполнительства;
- воспитывать культуру слушателя; коммуникативные качества личности.
Отличительные особенности программы в том, что она направлена на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнёры творческого музицирования. Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями. Это и создание разнообразных иллюстраций, использование элементов театрализации, подключения разнообразных шумовых инструментов. В своей работе педагог руководствуется комплексным подходом в обучении. Для продуктивного решения поставленных задач приоритетными являются следующие принципы:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку; признание его уникальности и самоценности;
- систематичность и планомерность работы в классе и дома;
- поощрение творческой инициативы, признание его права на самореализацию;
- личностно – равноправная позиция педагога и ребёнка, ориентированная на его интересы.

Сроки реализации
Программа ориентирована на детей 7-9 лет без специальной подготовки. В хор принимаются все желающие. Первоначальное прослушивание даёт педагогу представление о музыкальных данных будущего ученика и возможность выявления различных нарушений голосового аппарата, дикции.
Программа рассчитана на 2 года обучения.

Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек
2 год обучения – 15 человек

Режим занятий
Занятия групповые. Проводятся:
2 раза в неделю по 1 часу на 1-ом и 2-ом году обучения (72 часа в год).

Формы занятий:
- концерт
- практическое занятие
- музыкальная гостиная
- творческая встреча
- конкурс
- репетиция
- фестиваль

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповая
- индивидуально-групповая

Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы - работа над репертуаром, хоровое сольфеджирование);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям: петь по нотам, простые дирижёрские жесты);
- практические (наблюдения, самостоятельная, творческая работа)
- эвристические, поисковые
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)

Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения воспитанники:
- имеют представления о правилах пения в хоре и охране голоса;
- приобретут знания на основе работы над репертуаром и слушанием музыки;
- разовьют музыкальные способности;
- разовьют образное мышление, воображение, эмоциональное восприятие музыки;
- будут уметь держать свою партию в хоре; петь разными штрихами; грамотно владеть цепным дыханием; петь ровным звуком на всём диапазоне;
- приобретут навыки владения двухголосного пения; пения без музыкального сопровождения.

Предметная диагностика проводится в форме:
- опросов;
- творческих заданий;
- тестов.

Педагогическая диагностика предполагает:
- работа с диагностическими картами;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ продуктов деятельности обучающихся.

Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение итогового отчётного концерта; участие в вокальных конкурсах, хоровых фестивалях, олимпиадах.

Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
Название раздела (темы)
Количество часов



всего
Теория
практика

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Вокально – хоровая работа
8
3
5

3
Хоровое сольфеджирование
10
3
7

4
Работа над репертуаром (народная, классическая, современная музыка)
42
8
34

5
Слушание музыки
5
1
4

6
Концертная деятельность
4
-
4

7
Итоговое занятие
1
1
-


Итого
72
17
55



Содержание
1-го года обучения

Вводное занятие
Теория.
Введение в программу. Тематический план занятий. Знакомство с детьми; рассказ о хоровом кружке, ознакомление с основными разделами программы и форма работы.
Практика.
Ознакомление с помещением. Инструктаж по правилам техники безопасности.
Вокально – хоровая работа.
Теория.
Певческая осанка, навык правильного открытия рта. Мягкая атака, лёгкий фальцетный звук. Певческое дыхание и его роль в звукообразовании. Формирование плавного и экономного выдыхания во время фонации. Управление тембром через тесситуру, силу звука, вид атаки и способ звуковедения, а также через эмоциональный настрой певца. Приём звуковедения легато и стаккато, их характеристика. Управление артикуляционным аппаратом.
Практика.
Упражнения на правильное положение головы, расслабление мышц шеи и лица; на произвольно управляемое брюшное и грудобрюшное дыхание; на поступенных восходящих и нисходящих звукорядах. Выработка умения петь в унисон, простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх или вниз, направленные на отработку различных приёмов голосоведения. Артикуляционная гимнастика, произношение парных глухих и звонких согласных, упражнения на подвижность языка и работу губ. Пение упражнений, развивающих координацию слуха и голоса. Пение с одновременным движением рук, показывающим направление мелодического движения.
Хоровое сольфеджирование.
Теория.
Звукоряд, гамма, скрипичный ключ, знаки альтерации, нотный стан, клавиатура. Понятия лад, тональность. Мажор, минор. Устойчивые и неустойчивые ступени. Строение мажорной гаммы. Тон – полутон. Секвенция. Транспонирование. Длительности: целая нота, половинная, четвертная, восьмая. Ритмослоги «та», «ти – ти». Размер 2/4. Такт, тактовая черта. Сильная и слабая доля. Интервалы. Канон.
Практика.
Пение выученного музыкального материала с названием нот и показом по ручному стану. Пение гамм, ладовых секвенций, ступеней. Определение на слух ударного слога, коротких и длинных слогов. Повторение ритмической модели за педагогом, ритмическое оформление слов, фраз, стихов. Работа с ритмическими моделями по таблицам, карточкам, ИКТ. Двухголосные упражнения.
Работа над репертуаром
Критериями отбора репертуара являются художественные достоинства произведений, своеобразие музыки, решение определенных вокально-хоровых задач, законченность номеров, соответствие выразительных средств – удобные тесситурные условия, интонационный строй, рабочий диапазон, исполнительским возможностям и индивидуальным возрастным особенностям учащихся.
Теория.
Разбор тесситурных условий, метро-ритмических особенностей, художественного образа, характера мелодии, фразировка, фактура произведения.
Практика.
Основные этапы работы над произведением: исполнение педагогом, разбор содержания; чтение с листа сольфеджио с аккомпанементом; отрабатывание фразировки, нюансов, штрихов; пение со словами под дирижёрский жест; создание музыкального образа и достижение эмоционально – выразительного и осознанного исполнения.
Слушание музыки
Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе. Анализ музыкально-выразительных средств, особенностей стиля.
Теория.
Музыка и изобразительность. Понятие о музыкальных жанрах и формах
Практика.
П. И. Чайковский «Детский альбом». Р. Шуман «Альбом для юношества». К. Сен – Санс «Карнавал животных» и т. д.
Концертная деятельность
Исполнение подготовленного репертуара на концертах и фестивалях
7. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение




Методическое обеспечение


Раздел
или тема программы
Формы
занятий
Приемы и методы организации образовательного процесса
(в рамках занятия)
Дидактический материал
Формы подведения итогов
Техническое оснащение

1
2
3
4
5
6
7


Вводное занятие
игра-путешествие
Игровые приемы,
беседа, ИКТ
Карточки-задания, маршрутные листы
опрос
Комтьютер, экран, проектор

2
Вокально – хоровая работа
Групповая, учебная
Системный метод
Методический материал
Вокальное пение
Музыкальный инструмент

3
Хоровое сольфеджио
Теоритическая, практическая
Практические
Нотное пособие по сольфеджио
Вокальное пение
Проигрыватель

4
Работа над репертуаром
Индивидуальная, групповая
Творческие приёмы
Сборники произведений
Вокальное пение
Музыкальный центр, инструмент

5
Слушание музыки
Беседа
ИКТ
Портреты композиторов
опрос
Музыкальный центр

6
Концертная деятельность
концерты
Исполнительский
партитуры
Формирование сценической культуры
Синтезатор, микрофоны

7
Итоговое занятие
концерты
беседа
Карточки - рекомендации
награждение
Комтьютер, экран, проектор


2 год обучения
Учебно-тематический план

№ п/п
Название раздела (темы)
Количество часов



Всего
теория
практика

1
Вводное занятие
2
1
1

2
Вокально – хоровая работа
8
3
5

3
Хоровое сольфеджио
10
4
6

4
Работа над репертуаром (народная, классическая, современная музыка)
42
7
35

5
Слушание музыки
3
1
2

6
Концертная деятельность
6
-
6

7
Итоговое занятие
1
1
-


Итого
72
17
55



Содержание
2-го года обучения
1. Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. Техника безопасности на занятиях.
Практика.
Повторение программы первого года обучения
2. Вокально – хоровая работа
Теория.
Совершенствование и развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для перехода в старший хор. Понятие задержка дыхания. Цепное дыхание. Работа над чистотой интонации и унисоном в хоре в различных тесситурных условиях. Навыки кантиленного пения
Практика.
Упражнения на задержку дыхания; исполнение длинных фраз на одном дыхании. Комплекс упражнений, вырабатывающих цепное дыхание. Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука на крещендо и диминуэндо. Тембр певческого голоса. Упражнения, помогающие выработке навыков выразительного пения. Упражнения на развитие правильного формирования звука, пение одного звука. Простые по мелодике и ритму распевки по полутонам вверх и вниз, направленные на отработку различных приёмов голосоведения.
3. Хоровое сольфеджирование
Теория.
Ладотональность. Тональности с одним ключевым знаком. Знакомство с музыкальными и вида минора. Построение интервалов в тональности. Ритмические группы, размер 4/4.Затакт. Интервалы.
Практика.
Пение секвенций с названием нот. Пение гамм вслух и про себя, с различными нюансами, попеременно между двумя группами, с педагогом, в разных темпах. Исполнение ритмических канонов. Чтение ритма ритмослогами с тактированием и с дирижированием. Построение интервалов, пение, определение на слух. Пение двухголосия с прямым и противоположным движением голосов.
4. Работа над репертуаром
Разучивание народных песен – обработок и переложений с сопровождением и a`capella, современных, классических произведений.
Теория.
Народные песни. Русская и зарубежная классика. Современные хоровые произведения. Выработка актуальных технологических методов обучения на решение конкретных репертуарных трудностей. Беседы об авторах произведений: историческая эпоха, в которой жили авторы исполняемых произведений, стилевые, жанровые и другие особенности произведений, раскрытие поэтического содержания. Расширение репертуара за счёт большего включения произведений русской и зарубежной классики.
Практика.
Работа над пением без сопровождения, a capella.
5. Слушание музыки
Краткий рассказ о музыкальном произведении и его авторе, анализ художественных образов, сюжетных линий.
Теория .
Вокальные и инструментальные жанры. Знакомство с жанрами хоровой музыки: гимны, кантаты, оратории. Программно – изобразительная музыка.
Практика.
И. С. Бах «Кофейная кантата». И. Гайдн Оратория «Времена года». П. И. Чайковский «Времена года»
6. Концертная деятельность
Репетиции на сцене. Выступление подготовленного репертуара на концертах, фестивалях.
7 . Итоговое занятие
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение

Методическое обеспечение


Раздел
или тема программы
Формы
занятий
Приемы и методы организации образовательного процесса
(в рамках занятия)
Дидактический материал
Формы подведения итогов
Техническое оснащение

1
2
3
4
5
6
7


Вводное занятие
игра-путешествие
Игровые приемы,
беседа, ИКТ
Карточки-задания, маршрутные листы
опрос
Компьютер, экран, проектор

2
Вокально – хоровая работа
Групповая, учебная
Системный метод
Методический материал
Вокальное пение
Музыкальный инструмент

3
Хоровое сольфеджио
Теоритическая, практическая
Практические
Нотное пособие по сольфеджио
Вокальное пение
Проигрыватель

4
Работа над репертуаром
Индивидуальная, групповая
Творческие приёмы
Сборники произведений
Вокальное пение
Музыкальный центр, инструмент

5
Слушание музыки
Беседа
ИКТ
Портреты композиторов
опрос
Музыкальный центр

6
Концертная деятельность
концерты
Исполнительский
партитуры
Формирование сценической культуры
Синтезатор, микрофоны

7
Итоговое занятие
концерты
беседа
Карточки - рекомендации
награждение
Комтьютер, экран, проектор



Материально-техническое обеспечение программы
Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)
Пианино
Синтезатор
Музыкальный центр
Диски
Список литературы для педагога
Баранов Б.В. Курс хороведения. Учебник. - М.: 2000.-214с.
Вейс П. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио./ Оформление обложки А.Ф. Лурье. - СПб.: Изд. «Лань», 2002.-64с.
Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М.: «Музыка», 2000.-110с.
Думченко А.Ю. «Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре детской хоровой студии».- Санкт-Петербург 2008г.
Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск.: «Наука», 2010.-40с.
Исаева И.О. Уроки пения. – «Русич» 2009г
Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре начальной школы. – М.: «Музыка», 2004.-50с.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» - М.: «Академия», 2000, 222с.
Работа с детским хором: Сб. статей/ Под ред. Проф. В.Г. Соколова. М.: «Музыка», 2006.-68с.
Романовский Н.В. Хоровой словарь. Изд. 2-е.- Л.: «Музыка», 2007.-135с.
Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка: Учебное пособие.- М.: «Академия», 2002.-352с.
Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет/ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. – М.: «Просвещение», 2007.-142с.

Репертуар младшего хора

Каноны: «Во поле береза стояла», «Братец Яков», «У кота».
Русские народные песни:
«Как у наших у ворот», «Ходила младешенька», « Со вьюном я хожу», «Блины», «Как пошли наши подружки», «Солдатушки, бравы ребятушки», «Во кузнице»
Й.Гайдн «Мы дружим с музыкой»
Произведения современных композиторов:
Я.Дубравин «Добрый день»
С.Баневич. «Солнышко проснется»
Е.Зарицкая «Музыкант»
В.Я.Шаинский «Песня мамонтенка»
Р.Паулс «Пять Сказочек»
Б.Савельев «Из чего наш мир состоит»
М.Ройтерштейн. «Хоровые забавы», «Ой, ладушки»
Г.Струве «Моя Россия»
Г.Струве «Стрекотунья-белобок
И.Шварц «Ленинградские мальчишки»
С.Ранда «Родина моя»
Е.Ботяров «Песенка о Солнышке»
В.Алексеев «Сказки детства»
В.Алексеев «Весенний этюд»
В.Семенов «Звездная река»
А.Ермолов «Мы-дети России»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315




Заголовок 1 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 815