Конспект урока по письму и развитию речи Местоимение как часть речи.

«МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

УРОК ПИСЬМА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ

Волгушева О. М.
учитель русского языка
ГКС (К) ОУ РМ «Поводимовская школа- интернат»
с. Поводимово Дубенского района Республики Мордовия

ЦЕЛЬ.
1.Закрепление понятия о местоимении.
2. Актуализация знаний о местоимениях 1-го, 2 –го и 3-го лица..

ЗАДАЧИ.

1.Коррекционно –образовательные.
- Формировать представление о местоимении как части речи..
- Формировать умение слышать и видеть местоимения в устной и письменной речи.
- Закреплять навыки и умения в определении лица местоимений
- Упражнять учащихся в согласовании местоимений с другими частями речи.
- Учить соотносить местоимения с именами существительными.

2. Коррекционно-развивающие.
- Развивать все стороны речи учащихся (фонетическую, лексическую, морфологическую, синтаксическую).
- Коррекция мышления на основе упражнений в распознавании лица местоимений.
- Развивать память, наблюдательность, внимание.
- Обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать речь путем формулирования полных, доказательных ответов.

3.Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать эмоционально-положительный взгляд на мир, любовь к родному языку, интерес к предмету.
- Воспитывать навыки учебной деятельности, умение сотрудничать с другими учащимися класса.


Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнемся друг другу. Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными и активными.

2. Проверка домашнего задания.

- Что было задано? Откройте тетради, я пройду и посмотрю как вы справились. Молодцы, вы готовы к уроку.

3. Формулирование темы и целей урока.

-Какую часть речи мы изучаем?
-Что обозначает местоимение?
-Дайте полное определение этой части речи.
-Для чего люди используют местоимения в речи?
-Какие местоимения относятся к 1, 2 и 3 лицу?

-А теперь закройте глаза и послушайте муз. произведение.(Шум моря) Что вы представили, слушая эти звуки?
- Сегодня мы с вами совершим путешествие на корабле по морю знаний и в пути нам встретятся загадочные острова. Мы будем выделять местоимения в речи, поупражняемся в определении лица местоимений. Будем работать дружно, помогая и советуясь друг с другом. Мы все одна команда! Итак, в путь! (на доске изображение кораблика и островов)

4. Работа по теме урока.

1-й остров


-Прочитайте название острова. («МЕС»)
-Остров предлагает выполнить следующее задание: послушайте загадки и отгадайте.

Утром так заведено – Разомкнёшь ресницы, И к тебе идёт оно Розовой жар – птицей, А стемнеет – он придёт: Тоненький, смущённый. Он на цыпочках войдёт Долькою лимонной. Срок прошёл – плывёт она В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна

– Кто такие оно, он, она? – Какой частью речи являются эти слова? – Что такое местоимение? – Местоимение употребляется вместо какой части речи? Какого именно существительного в данном случае? На что указывает, на какой предмет? А как вы догадались? ( оно-солнце, он-месяц, она-луна) Проверим.

– Значит, на какие вопросы отвечает местоимение? – Молодцы мы справились с заданием острова и отправляемся дальше. – Как вы думаете какой остров мы посетим следующим?

2-й остров “ТО”.



– Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3 лица. Итак, посмотрите на доску и проверьте правильность ответов.



Задание острова:

– Прочитайте отрывок из стихотворения про себя, приготовьтесь прочитать вслух.


Я, ты, он, она – Вместе целая страна. Вместе дружная семья, В слове МЫ сто тысяч Я.

– Это стихотворение написал Роберт Рождественский. На его стихи положена музыка и получилась песня, которую исполняла София Ротару. – О чём это стихотворение? – Ваша задача: найти местоимения, определить лицо. Сколько местоимений вы нашли?

Итак, подведем итог.


Работа по учебнику в тетрадях.

Упражнение №192, стр. 151-152( разбор задания, выполнение в тетрадях).

Индивидуальники работают по карточкам.

Физминутка для рук «Солнышко»
.
– Молодцы! Мы покидаем и этот остров. – Какой остров у нас по курсу?

3-й остров “И”.

Очень сложное задание приготовил для нас этот маленький остров. – В тексте мы искали местоимения, а теперь попробуем их услышать. – Игра называется “УСЛЫШЬ МЕНЯ” – Выложите столько жетонов, сколько местоимений вы услышите.

Мама! Она ласковая и добрая. Я ее очень люблю. И старший брат тоже. Он всегда говорит спасибо за тепло и заботу. Мы внимателен к маме. Она заслужила.

Проверка
– У кого сколько жетонов? (5 штук)
– О ком этот рассказ? Как нужно относиться к маме? А как относитесь вы?

Физкультминутка для глаз.

4-й остров “МЕ”.

Задание игрового характера «Читая Пушкина»
Детям предлагается вспомнить изученные на уроках чтения сказки Пушкина. Далее читаются выдержки из сказок, в которых есть личные местоимения. (детям раздаются карточки с отрывками) Нужно вспомнить, что обозначают слова «он», «она» и т.д. в отрывках, и выписать на доску эти существительные . ( дети работают самостоятельно и выходят к доске по очереди, кто как подготовился.)

В результате на доске появляется запись:
он
она
ты
мы

Кораблик
Царь
Лебедь
Царица

Волна
Царевич

Корабельщики


- Из какой сказки эти строчки?
– Прощаемся с этим островом, продолжаем путешествие.

5-й остров “НИЕ”.

Загадки.

– Первый слог слова – личное местоимение. Второй слог этого слова – детская болезнь. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно. (Якорь.)Объяснение значения слова
– Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква.)
– Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдёшь в конце слов сварщик, пильщик, барабанщик, вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Ящик.)
-Проверим правильность ответов.


–Остров нас не хочет отпускать! Он предлагает нам ответить на вопросы и проверить, приобрели ли вы знания в своем путешествии.

Тест «Проверяю себя


-Внимательно прочитай вопросы, укажи правильный ответ. (самопроверка: -поднимите руки те, кто ответил правильно, только честно)

4. Домашнее задание.

Упражнение № 193, стр. 152 (разбор)

5. Выставление оценок.

- Большое спасибо за хорошую работу я говорю и ставлю им «5».
- Молодцы Они получают «4».
- Старались сегодняНо нужно подтянутся «3».

Итог.
– Вот и подошло к концу наше морское путешествие. – Понравилось ли вам? – Что было самое сложное? Какое задание понравилось выполнять? – Готовы ли вы к дальнейшим приключениям?

- Спасибо за урок!



Список использованной литературы.

1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.
3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.
4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.
5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.
6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.
7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.
8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.
10. Коррекционно-развивающее обучение: нормативные документы, методические рекомендации сост. И.Г.Савельева, под общ. ред. В.В.Пустоваловой. – Волгоград: Учитель, 2009.
11. А. К. Аксёнова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.:«ВЛАДОС»1999г.;
12. Н. М. Барская. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.- М.: Просвещение, 1992.
13. М. А. Поваляев. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи. Качество образования.- Ростов: Феникс,2006.
14. В. П. Свириденков . Сборник упражнений по русскому языку для 5-8 классов вспомогательной школы.- М.: Просвещение,1969.
15. А.П.Федченко , Л.Ю. Долгих . Учимся рассуждать. Справочный материал по русскому языку для специальной(коррекционной) школы: Методическое пособие.- Иркутск, 2002.
16. М. П. Филипченко. «Дополнительные материалы к урокам русского языка. 5-9 классы».Волгоград «Учитель» 2007.