Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» на тему: Ознакомление со звуковым строением слова


Профессиональное образовательное учреждение
«Ухтинский педагогический колледж»
Методическая разработка учебного занятия
По дисциплине «Теория и методика развития речи у детей»
Тема: Ознакомление со звуковым строением слова.
Подготовила
Преподаватель дошкольной педагогики
Войцеховская Екатерина Михайловна
Тема: Ознакомление со звуковым составом слова.
Время проведения занятия – 2 акад. часа.
Актуализация темы занятия:
Данная тема является одной из важнейших тем в разделе «Обучение грамоте». Детей необходимо знакомить со звуковым строением слов, формировать навыки звукового анализа слов: определения количества, последовательности звуков (фонем) и составления слов с определенными звуками, понимания смыслоразличительной роли фонемы. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеют большое значение для овладения навыками чтения и письма. Дети с неразвитым фонематическим слухом испытывают трудности в усвоении букв, медленно читают, допускают ошибки при письме. Ориентировка в звуковой стороне слова имеет большое значение в усвоении начал грамоты.
Межпредметная связь:
Дисциплина «Педагогика».
Дисциплина «Психология».
Дисциплина «Русский язык».
Дисциплина « Теория и методика организации игровой деятельности дошкольников».
Вид занятия: комбинированный – элементы лекции, эвристическая беседа, работа в группах, мультимедийные презентации студентов ,демонстрация изготовленных студентами дидактических пособии и методика работы с ними.
Образовательные ресурсы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под. ред. М.А. Васильевой, М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения дошкольников родному языку», мультимедийные презентации пособия выполненные студентами.

Цель занятия: сформировать практические умения ознакомления дошкольников со звуковым строением слова применяя дидактические пособия и игры.
Образовательные технологии:
- технология активной речевой деятельности;
Основные термины: звуковой анализ, фонематический слух, артикуляция, интонационное выделение звука, изолированный звук, дифференциация фонем.
Планируемые образовательные ресурсы
Объем освоения и уровень владения компетенциями Компоненты культурно – компетентностного опыта/приобретенная компетентность.
Научаться: разрабатывать систему занятий, дидактических игр и упражнений, направленных на ознакомление дошкольников со звуковым строением слова, формулировать цели и задачи экологического образования.
Получат возможность научиться: формулировать и аргументировать свою точку зрения, взаимодействовать с окружающими, анализировать проблемы обучения дошкольников грамоте. Коммуникативная компетенция

Учебно – познавательная компетенция
Умеют: вступать в речевое общение, выступать с устными сообщениями, работать с дополнительной литературой, создавать мультимедийные презентации.
Организационная структура занятия
Этапы занятия Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формы организации взаимодействия на занятии Универсальные учебные действия Формы контроля
Мотивация к учебной деятельности Подготовка студентов к занятию Объявляет тему, цели и задачи занятия Распределяются и занимают места по подгруппам.
Записывают тему и план занятия Фронтальная работа Личностные: понимают значение знаний для человека. Записи в тетради
Актуализация знаний Беседа на тему «Значение звукового анализа слова» «В процессе ознакомления дошкольников со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специального наблюдения и анализа. Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения грамоте». Слушают, высказывают свое мнение, ведут записи в тетрадях. Фронтальная работа Коммуникативные: принимают правила делового сотрудничества. Устный опрос
Демонстрация домашнего задания Изготовление дидактических пособий применяемых при ознакомлении дошкольников со звуковым составом слова Создает условия для обоснования собственной позиции при демонстрации приемов работы с дидактическим материалом. Показ и объяснение приемов работы с дидактическими пособиями. Фронтальная работа Познавательные:
Общенаучные – структурируют знания, самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации Показ и объяснение способов использования дидактических пособий студентами
Изучение нового материала Подгрупповая творческая работа
Презентация и анализ творческих работ Нацеливает студентов на самостоятельную подгрупповую творческую работу:
- просит разработать систему игр и упражнений для закрепления знаний о фонемном анализе слова на разных возрастных группах;
- знакомит с вариантами дидактических игр и их применением на занятиях и в режимных моментах.
Создает условия для свободного выражения собственного мнения, организует обмен мнениями, создает благоприятную обстановку для ведения диалога.
Объясняет важность применения этих разработок в деятельности воспитателя и подводит к мысли о необходимости целенаправленного и поэтапного ознакомления дошкольников со звуковым строением слова для дальнейшего обучения грамоте. Разрабатывают систему дидактических игр и упражнений, направленных на ознакомление детей со звуковым строением слова и закрепление этих знаний.
Организуют презентацию разработанной системы игр и упражнений. Знакомят с результатами творческой работы. Вступают в обсуждение, анализируют и оценивают работу коллег. Высказывают свою точку зрения, отстаивают свое мнение. Работа в подгруппах.
Фронтальная работа Логические: дополняют и расширяют имеющиеся знания об организации учебного процесса в ДОУ.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания, владеют диалогической формой речи.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; развивают способности к самооценке; оценивают усвоение нового материала, исходя из социальных и личностных ценностей Творческая работа
Устный опрос
Первичное осмысление и закрепление изученного материала Обощающая беседа Нацеливает студентов на самостоятельное мышление Анализируют, делают выводы, записывают в тетрадях Индивидуальная работа Познавательные: дополняют, расширяют и систематизируют знания. Устные ответы, записи в тетрадях
Итоги занятия. Рефлексия Обощающая беседа Вопросы:
-Все ли студенты в подгруппе принимали участие в разработке игр и упражнений и были одинаково активны? Если не, то почему? Каким образом можно оценить работу каждого студента?;
- Система игр и упражнений, которой из подгрупп разработанная на занятии, по Вашему мнению, является наиболее оптимальной, полной и удобной в работе?

- С какими трудностями вы столкнулись при разработке данного проекта? Комфортным ли было ваше сотрудничество?
Выставляет оценки за занятие Оценивают свое эмоциональное состояние на занятии Оценивание студентов
Список использованной литературы:
Основная:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студентов вы. И сред. Пед. Учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с. ISBN 5-7695-0521-4
Дополнительная:
Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и спобностей к чтению у детей 6-7 лет. Методическое пособие. -М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 40 с. ISBN 5-296-00115-Х
Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. Заведений / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. - М.: Издательскйи центр "Академия", 2005. - 192 с. ISBN 5-7695-2215-1
Теория и методика развития речи детей : пособие для самостоятельной работы : учеб. пособие для студентов высш. пед учеб. заведений / Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. - 2-е изд., стер. - М. 2007. - 192 с.
Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 с. - (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-0233-2
Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет / Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 256 с. - (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-0246-2
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с. - (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-0218-9
Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста / К.С. Бахарева. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 218, [2] с.: ил. - (Сердце отдаю детям). ISBN 978-5-222-15340-6
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 224 с. - (Развиваем речь). ISBN 978-5-9949-0258-5
Куликовская Т.А. Сказки-пересказки. Обучение дошкольников пересказу: Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2010. - 80 с.
Ляксо Е.Е. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Речь; М,: Сфера, 2010. - 190 с. ISBN 978-5-9268-0847-3
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с. (Библиотека жулнала "Логопед"). (1) ISBN 978-9949-0250-9