Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Мифы и легенды Древней Греции «Дедал и Икар»


Ф.И.О. учителя:Коноваленко Елена Александровна
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: «Мифы и легенды Древней Греции «Дедал и Икар»
Класс:3
Тип урока: комбинированный
Технологическая карта изучения темы
Тема «Мифы и легенды Древней Греции «Дедал и Икар»
Цели открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека; организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению знаний в области античной художественной литературы, воспитывать умение работать в группе.
Планируемый результат Предметные:
• познакомить учащихся с древнегреческим мифом «Дедал и Икар»;
• развить навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным текстом и отвечать на вопросы;
• находить ответы на поставленные вопросы словами текста;
• давать характеристики героям произведения, делать выводы, аргументировать своё мнение.
Личностные:
• умение слышать и слушать друг друга;
• развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоидентификация, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия);
• формирование границ собственного «знания» и «незнания»;
• ориентация на выполнения моральных норм;
• оценка поступков.
Метапредметные.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• структуирование знаний;
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие художественного текста;
Логические универсальные действия:
• формируем умение представлять информацию в виде схемы;
• анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков;
• построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные УУД:
• формирование умений работать в группах;
• умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками;
Регулятивные УУД:
• формировать умение определять цель деятельности на уроке;
• принимать и сохранять учебную задачу;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию..
Основные понятия Миф, легенда.
Межпредметные связи «Окружающий мир»
Ресурсы:
- основные
- дополнительные учебник «Литературное чтение» В.А. Лазаревой, Хрестоматия по литературному чтению/ под ред. В.А. Лазаревой 3 класс, мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Содержание Предметные УУД
I. Организационный момент 
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу. Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу.
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Запустим кораблик бумажный,
Пускай он плывёт далеко.
Урок у нас сегодня важный,
Добыть ведь знания нелегко!
-Ребята, почему у меня в руках кораблик? ( мы отправимся в путешествие)
-В какое путешествие мы с Вами отправимся? (в морское) Личностные: мотивация к учению.
II. Повторение темы предыдущего урока
Цель: Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала.
Ответы на вопросы учителя
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
-Да, ребята, мы с Вами отправимся в Древнюю Грецию – на родину мифов.
-Почему на корабле?(омывается морями, на прошлом уроке мы изучали миф о Тесее, который плыл по морю).
-Хорошо, а что такое МИФ?
-Кто создавал мифы, которые мы читаем? ( Древние греки.)
-Что древние греки пытались отразить в мифах? ( Представления об окружающем мире, вопросы о законах, управляющих миром и жизнью людей.)
-Кто правит миром, согласно верованиям древних греков? ( Миром правят боги.)
-Назовите известных нам богов. (Зевс-повелитель неба. Геба-жена Зевса. Афродита- богиня любви и красоты. Аполлон-бог Солнца и света. Афина-богиня мудрости. Гипнос-бог сна. Аид-бог подземного царства. Посейдон-бог моря. Гефест-бог огня и кузнечного дела.)
-На какие жанры русской литературы похожи мифы? (Устное народное творчество, сказки).
-Можно ли сказать, что мифы - это устное народное творчество? (Да.) Познавательные: составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Коммуникативные: умение договариваться с одноклассниками, управление поведением.
Регулятивные: вносит коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.
Работа в паре Восстановление деформированного предложения.
Дискуссия на заданную тему
Оценивание знаний друг друга Вам нужно восстановить высказывание кандской писательницы Маргарет Атвуд о мифах и согласиться или не согласиться с ней.
Каждый миф есть одна из версий правды. Маргарет Атвуд
Согласны ли Вы с этим высказыванием. Почему? III. Формулирование темы урока, постановка цели 
Цели: открыть особенности нового жанра – миф; выяснить роль мифов в общей культуре человека
Формулируют (уточняют) тему урока, ставят учебные цели и этапы урока. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым понятием - «Одно слово – несколько значений», союзы, предлоги. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)
- А сейчас мы были на этапе 1.
- Что мы делали? (Настраивались на работу на уроке).
- Следующие наши этапы: повторение, ознакомление с новым материалом, выполнение заданий из учебника – тетради; подведение итогов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Регулятивные: умение ставить учебные цели.
Личностные: мотивация к учению.
IV. Ознакомление с новым материалом
Цель: Способствовать формированию знания понятия «Одно слово – несколько значений», союзы, предлоги.
С помощью учителя проговаривают название следующего этапа
Под руководством учителя выявляют проблему.
Отвечают на поставленные вопросы.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Включает детей в учебную деятельность с помощью поставленной проблемы.
- А теперь послушайте внимательно стихотворение поэта Андрея Порошина, оно поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока,
Древний миф нам говорит:
Есть на море остров Крит.
Там, среди высоких скал,
Славный мастер жил - Дедал.
Крылья сделал мастер сам
И взлетел под небеса.
Сыну тоже крылья дал, -
Вместе с ним летит Дедал.
Высоко взлетел Икар,
-Где лучей палящий жар.
Солнце яркое светило,
Воск на крыльях растопило.
С высоты Икар упал, -
Плачет горестно Дедал.
- Итак, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке.( Тема: Мифы и легенды Древней Греции «Дедал и Икар»)
-Какие цели нам необходимо решить на уроке? Знать: понятия «Мифы», «Легенды» Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.
Личностные: Осознание практической значимости знаний.
V. Первичное восприятие
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников.
Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке
Рбота со словарём Миф о Дедале и Икаре возник в Афинах — центре торговли, ремесла, искусства и науки в Древней Греции. Дедал был «величайшим художником, скульптором и зодчим Афин». Он изобрел много полезных инструментов, а кузнечному делу, по преданию, его обучала сама богиня Афина. Слава о Дедале распространилась очень широко. «Рассказывали, что он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми», но величайшим его достижением считались не построенные здания, не его великолепные статуи, а сделанные им крылья.
- Прежде, чем мы приступим к чтению этого мифа, давайте проведем словарную работу - познакомимся со словами, которые нам помогут лучше понять его содержание.
«Глоссарий»
Афины – город-государство, которое с V века до н.э. играло одну из ведущих ролей в истории Древней Греции. 
Остров Крит –самый большой греческий остров, пятый по величине остров вСредиземном море 
Отрок – мальчик, подросток
Эллины- название древних греков
Акрополь – в древних греческих городах, центральная укрепленная часть, обычно на холме
Единомышленники – те, кто находятся в полном единомыслии, сообщники в каком-либо деле
Дедал – искусный.
Читать мы сегодня будем необычно.
Чтение текста учителем.
1 часть - учебник с. 78-79 закончить ( к критскому царю Миносу)
- Что произошло дальше?
2 часть - учебник с. 79 по с. 80 ( нет ли для меня пути по морю).
Могла ли эта попытка увенчаться успехом? Почему?
3 часть – учебник с. 80 до с. 81 первого абзаца.( только рыбаки в море да пастухи на лугу…)
Что могло произойти?
4 часть – с. 81- 81( до конца)
Каким хочется видеть финал мифа?
С. 82 ( до конца произведения)
Интересно ли было читать миф? Чему удивлялись?
- Ребята, какое ощущение у вас от прочитанного?
- Какие чувства вы испытываете? Почему? Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи.
Личностные:
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Физкультминутка
Выполняют физминутку Проговаривает физминутку, выполняет вместе с учащимися. Мы много потрудились, а теперь время разомнуться. Выполним физминутку.
Покажите движениями:
Как древние греки натягивали лук и метали стрелы.
Как летал Персей над Эфиопией.
Как рубил голову медузе Горгоне.
Как бежал Прометей с горы Олимп и нёс огонь людям.
Как сидел у моря Дедал и мечтал. VI.Актуализация опорных знаний. Работа в группе – раскрытие тем
У нас 4 группы- мы должны раскрыть 4 основные проблемы:
- «Роль исскусства в жизни человека»
«Ностальгия или Тоска по родине»
«Проблемы Отцов и Детей»
«Человек и Судьба»
Каждая группа получает вопросы, по которым она будет работать, в потом мы проверим, что получилось.
1 группа «Роль искусства в жизни человека»
- -Когда жил Дедал? ( в древние времена)
- Чем прославил себя Дедал? (строил прекрасные дома; был искусным художником; высекал статуи, изображая людей в движении; придумал и сделал инструменты, научил людей ими пользоваться; научил строителей, как проверять уровень стен; выстроил лабиринт на острове Крит; сделал крылья и полетел….)
- Назовите черты характера Дедала ( талант, трудолюбие, патриотизм, умение видеть красоту, стремление к свободе, целеустремленность, любовь к сыну, осторожность и расчетливость…..)
- Как повлияло искусство на судьбу Дедала?
2 группа «Ностальгия или Тоска по родине»
-Почему Дедалу пришлось покинуть Родину? (якобы за причастность к смерти своего талантливого ученика Талоса).
- Куда отправился Дедал? (на остров Крит к царю Миносу).
- -Как чувствовал себя Дедал на чужбине?
- О чём он думал, сидя на берегу моря?
- Почему он тосковал по родине? (чувство любви к родине, патриотизм)
- Почему он не вернулся раньше? (Минос не отпускал его)
- Как он осуществил свою мечту? (он изобрел крылья и улетел)
- Какие слова он сказал перед полётом своему сыну?
3 группа «Проблемы Отцов и Детей»
- Кем приходился Икар Дедалу? (сын)
- Любил ли Дедал своего сына? (да)
- А Икар отца? (да, они были единомышленниками, согласился вместе лететь)
- Дайте характеристику Икару. Каким он был? (любовь к воле, желание подняться высоко-высоко, непослушание, невнимательность)
- Как летел Икар?
- Как он погиб?
-Какие слова говорят об отношении Дедала к сыну?
4 проблема «Человек и Судьба»
- Почему Дедал бежал со своей родины?
- Как он был наказан?
- Что сделал Дедал после гибели сына?
- Что бы было, если бы Икар выполнил наказ отца?
- Могла ли эта история закончиться счастливо?
- Ребята, а как вы думаете, почему такой печальный конец у мифа? (отец и сын были наказаны за гордыню, непослушание…)
??? для всех
Чему учит нас миф о Дедале и Икаре?
(Миф «Дедал и Икар» нас учит справедливости, любви, терпению…)
-Какая мечта древних людей нашла отражение в этом мифе? (Желание покорить силы природы и, подобно птице, оторваться от земли)
- Миф нас учит мечтать, добиваться поставленной цели. Если с древности люди мечтали об этом, то они изобретали разные летательные аппараты.
- Плохо это или хорошо быть Икаром?
- Попробуйте передать чувства, которые охватили Икара, когда он парил в «небесной лазури». (Чувство легкости, свободы и схожести с образами богов, которым все под силу, вскружило голову беспечному Икару. К тому же, он ослушался отца. За это и поплатился своей жизнью).
- Как вы понимаете содержание пословицы: «Высоко летишь –низко сядешь»? В какой жизненной ситуации можно применить данную пословицу? VII.Обобщение изученного материала по данной теме - Ребята, скажите, пожалуйста, какой эпизод мифа показался вам самым печальным? (Падение Икара в море).
- Почему?
- Знаете, море, в которое упал Икар, в память о нем до сих пор греки
называют Икарийским (часть Эгейского моря).
- На доске развешаны эпизоды из мифа «Дедал и Икар» необходимо расположить их в правильной последовательности. VIII.
Домашнее задание Рефлексия учебной деятельности на уроке 
Цели:
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Называют  основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)
Называет этап урока.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. 1 вариант.Мини-сочинение «Подумайте, если бы из мифа «Дедал и Икар» исчез эпизод гибели Икара, как могло закончиться произведение?»
3 вариант Составить инструкцию по пользованию крыльями Дедала
- Ребята, мне кажется у нас сегодня получился интересный и поучительный разговор. Я права? Наше путешествие подошло к концу. Перед вами лежат разноцветные кораблики.
Возьмите кораблик того цвета, который соответствует Вашей оценке на уроке:
Все понял – зеленый,
Понял но не все – жёлтый,
ничего не понял – красный  Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
 Личностные: Способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.