Статья Особенности музыкально-ритмического воспитания в классе фортепиано


Абдуллина А.Н.
Преподаватель по классу фортепиано,
концертмейстер
Особенности музыкально-ритмического воспитания
в классе фортепиано
Воспитанию чувства ритма необходимо уделять большое внимание с раннего возраста, поскольку формирование чувства ритма у учащихся – одна из наиболее важных задач в музыкальной педагогике, и, в то же время, одна из наиболее сложных, поскольку ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение ритмической стороны музыкальных образов. Чувству музыкального ритма посвящено достаточно много работ, однако, применительно к возникновению и формированию этой способности у ребенка (дошкольника, младшего школьника), эта проблема рассматривалась сравнительно немногими специалистами (М.А. Румер, Н.А. Ветлугина, Г.А. Ильина, К.В. Тарасова и др.). В практике музыкального воспитания чувство ритма, как и любая другая из составляющих комплекса музыкальных способностей, формируется и развивается в различных видах музыкальной деятельности - пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах и т.д.
В фортепианной педагогике развитию чувства музыкального ритма уделяется особое внимание. Г.Г. Нейгауз говорил ... "и не забывайте никогда, что библия музыканта начинается словами: вначале был ритм".
Важность ритма при исполнении музыкальных произведений неоспорима, и для хорошего исполнения необходимо наличие у исполнителя хорошо сформированного чувства ритма. Однако, даже у высокоодарённых учащихся эта музыкальная способность не достигает высокого уровня развития без целенаправленного педагогического воздействия. В этой связи, ритмическое воспитание пианиста является одним из основных моментов обучения игре на фортепиано.
Фортепианная педагогика накопила большой опыт формирования чувства ритма у обучающихся пианистов. В том или ином аспекте к этому вопросу обращались педагоги-пианисты: А.Д. Алексеев, Г.Г. Нейгауз, Л.А. Баренбойм, Н.И. Голубовская, А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.П. Прокофьев, и др. Авторами высказан ряд ценных рекомендаций, практических советов, методов и приёмов развития чувства ритма в процессе фортепианной игры. Проблематичность и актуальность вопроса развития этой способности в фортепианной педагогике представляют особую сложность, так как необходимо найти наиболее эффективные пути развития чувства ритма, направленные на преодоление часто встречающихся в массовой практике ритмических недостатков в исполнении. Особенно остро он ставится на начальном этапе обучения игре на фортепиано, когда закладывается фундамент дальнейшего развития всех музыкальных способностей и, в частности, чувства музыкального ритма.
До настоящего времени не сложилась общепринятая методика развития чувства ритма. Проблемы, с которыми сталкивается педагог дополнительного образования по фортепиано при работе над этой проблемой осложняются тем, что целью занятий является научить ребенка играть на инструменте, а не развитие музыкального чувства ритма как такового, несмотря на то что последнее является неотъемлемой и основополагающей частью процесса исполнения. Поэтому в данной работе я преследую практическую задачу: какими минимальными средствами можно развить на уроке фортепиано чувство ритма ученика таким образом, чтобы он начал ритмически правильно исполнять различные мелодии, сначала простые, а потом – все более сложные.
Для того, чтобы рассмотреть проблему развития чувства ритма необходимо выделить наиболее часто встречающихся, типичные ошибки учащихся при исполнении музыкальных произведений: неумение точно выдерживать единый темп музыкального произведения, ускорения или замедления; отсутствие (или неспособность поддерживать) равномерную метрическую пульсацию; неточное исполнение ритмического рисунка (нарушение соотношений длительностей нот, укорачивание длинных нот и пауз и наоборот); формальное исполнение ритма (лишает произведение выразительности); произвольное исполнение ритма (лишает определенности и конкретности).
Фортепианная педагогика располагает рядом ценных высказываний, рекомендаций, приёмов и методов работы по развитию чувства ритма. Например, Г.Г.Нейгауз считает, что, прежде всего, необходимо научить учащегося эмоционально переживать ритм путем воздействия на его воображение, впечатлительность, душевные качества. Отмечая важность и необходимость развития чувства ритма, педагоги- пианисты указывают на то, что формирование этой способности следует начинать с первых шагов обучения ребёнка музыке. По мнению педагога-пианиста А. Артоболевской ритму не столько учат, сколько им «заряжают» [3, с.5]. Ощутить, почувствовать ритм помогает сама музыка, которую слушает ребёнок. Ритм в музыке - носитель определённого эмоционального содержания, а значит чувство ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Известно, что для детей важнее всего первичное эмоциональное отображение музыки через движение (Жак Далькроз).
Приведу несколько причин неритмичной игры на музыкальном инструменте:
- дисбаланс/отсутствие общей уравновешенности процессов торможения и возбуждения в центральной нервной системе.
- Отсутствие координации в руках и в пальцах, наличие мышечных зажимов, препятствующих протеканию ритмических импульсов по нервным волокнам плавно и без помех.
Чувство музыкального ритма развиваемо. Иной вопрос, в какой степени оно может быть произвольно воспитуемым, каковы в данном случае пределы эффективности педагогического вмешательства. Музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующейся способностью, подпадает под соответствующее педагогическое воздействие, поддается ему, достаточно явственно «отзывается» на него. Причем собственное исполнение музыки в учебной деятельности, прежде всего исполнение музыки на фортепиано, особо благоприятствует музыкально- ритмическому воспитанию, создает те оптимальные условия, в которых воспитание такого рода протекает наиболее плодотворно и успешно.
Библиографический список:
1. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма/ В.Н. Холопова. – М.: Музыка, 1993. - 353 с.
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А.Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1971. - 276 с.
3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой / А.Д.Артоболевская. - М.: «Советский композитор»,1989. – 107 с.
4. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства / Л.А. Баренбойм. - Л.: Музыка, 1979. - 284 с.
5. Баренбойм Л.А. Очерки по методике фортепиано / Л.А.Баренбойм. - Л.: Музыка, 1985. - 185 с.
6. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002. – 320 с.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
8. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1968 - 415 с.