Конспект урока по лит.чтению Каждый ли клёст может стать капитаном? (Рассказ Ю. Коваля «Капитан Клюквин») 3 класс


Тема: Каждый ли клёст может стать капитаном? (Рассказ Ю. Коваля «Капитан Клюквин»)

Цель: прочитать и проанализировать с учащимися рассказ Ю. Коваля «Капитан Клюквин»

Задачи :

Знать: название произведения, автора произведения.
Понимать: почему рассказ называется «Капитан Клюквин», (мало, подумайте, что еще должны понимать дети к концу урока)

Применять: выразительно читать отрывки из текста по заданию учителя, находить в тексте ответы на вопросы учителя.
Анализ: высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, объяснять причины поступков героев.

Синтез: словесное иллюстрирование эпизодов из текста, чтение по ролям.

Оценка: оценивание знаний о писателе Ю. Ковале и его рассказе для расширения кругозора и формирования читательских компетенций.

Оборудование: мультимедийная установка, доска, учебник.

План урока:
Организационный момент. 1 мин
Работа с текстом до чтения. Обсуждение названия рассказа ,картинки к рассказу.
Слушанье биографии автора. 7 мин
Чтение текста. Анализ рассказа по частям. Ответы на вопросы по содержанию. 25 мин
Беседа после чтения. Анализ всего рассказа в целом. 10 мин
Итог урока. Домашнее задание . 2 мин.


Ход урока:

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Алексеевна. Сегодня я проведу у вас урок чтения.
Посмотрите на слайд, кто на нем изображен ?
Д: птицы
У: Да, перечислите птиц, которых вы знаете.
Д: Грач, ворона, снегирь, чайка, воробей.
У: А каких птиц обычно держат дома?
Д: Попугаев.
У: Как вы думаете, может ли птица стать для человека другом? Узнаем об этом, прочитав рассказ «Капитан Клюквин». Откройте учебник на с. 90.Прочитайте имя и фамилию автора. Известен ли он вам? Какие рассказы писателя вы раньше читали? 


Обратите внимание на слайд. Вы видите портрет Юрия Коваля .Сейчас я вам немного о нем расскажу.
  Жил на свете волшебник. Он, как и положено волшебникам, умел всё. Он сочинял волшебные песни и сам себе волшебно подыгрывал то на пианино, то на гитаре, то на банджо инструменте из совсем уж волшебных стран. Он рисовал волшебные картины, мастерил деревянные скульптуры, разрисовывал и сам обжигал глиняные тарелки. Он  даже учителем был, этот волшебник!

Звали этого волшебника -  Юрий Иосифович  Коваль.  Родился он в Москве в 1938 году. До войны оставалось всего три года.

Военное детство будущего писателя прошло среди врачей и людей военных. В его семье не было литераторов, зато со школьным преподавателем литературы ему несказанно повезло. На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а в классе восьмом они даже образовали тайный союз поэтов.

   Еще школьником писатель увлекся охотой и совершал короткие вылазки в лес, а ещё очень любил рыбалку.     

Под его пером, которое стало для него волшебной палочкой, привычные вещи вдруг становятся необыкновенными, берёт читатель в руки книжку про самую лёгкую лодку в мире, или про пограничного пса Алого,или про осенний ветер Листобой, или про бродячую кошку Шамайку, или про картофельного пса  Тузика, дошкольника-фантазёра  Серпокрылова или  о детективе  поневоле Васе Куролесове   и переносится в чудесный мир, просторный, звонкий и ветреный. Отложит книжку, глядь: а ведь мир этот тот самый, в котором он, читатель, жил до сих пор, но чудес этих почему-то не замечал...

О, какой был незабываемый праздник, когда писатель Юрий Коваль получил международный диплом Ганса Христиана Андерсена. Ведь подобный приз вручают только самым лучшим детским писателям планеты. (Можно показать эту награду или показать писателя в момент вручения этого достойного приза)



У: Вы узнали немного о замечательном писателе Юрии Ковале. Посмотрите в учебник. Прочитайте название рассказа и рассмотрите картинку.
Как вы думаете, глядя на эту картинку, о чем будет этот рассказ?
Кого, по- вашему, могли бы звать «капитан Клюквин»?
Д:. о птице
У: посмотрите на слайд, вы видите птичку, кто знает, что это за птица?
Д: (предположения детей.) Клест.
У: Да ребята, это клест. Клест-сосновик  более крупный вид клестов (длина 20 сантиметров),обитающих в лесах нашей страны. Отличительная особенность сосновиков - мощный клюв. Живет клест - сосновик в хвойных лесах, предпочитает - сосновые. Питается клест семенами и почками хвойных деревьев.
Гнездо строит всегда на хвойных деревьях, большей частью высоко на больших елях. Живут клесты небольшими стайками. В любое время года клесты совершают перекочевки в поисках пищи. Срок гнездования ранняя весна. Птичке- маме приходится сидеть на яйцах очень плотно, не слетая надолго, чтобы будущие птенцы не замерзли.

Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное – дети и учитель ).
Часть 2. В ходе чтения пояснение слов убогая (песня) – здесь: слишком простая, однообразная, неинтересная; колено в песне – особое, чем-то выделяющееся место; трели и рулады – переливчатые, очень красивые звуки.
Часть 3. Вопрос после чтения:
– Вам уже понятно, какой характер у клеста?
Д: Весёлый, активный, решительный.
Часть 4 чтение учителем.


4
Мне захотелось, чтоб Клюквин научился брать семечки из рук.
Я взял семечко и просунул его в клетку. Клюквин сразу понял, в чём дело, и отвернулся. (В. Как именно и почему удивительно? Вопрос задаём, но ответа он не требует.)
Тогда я сунул семечко в рот и, звонко цокнув, разгрыз его.
Удивительно посмотрел на меня Капитан Клюквин. (Как именно и почему удивительно? Вопрос задаём, но ответа он не требует.) Во взгляде его были и печаль, и досада, и лёгкое презрение ко мне. ( «И печаль, и досада, и лёгкое презрение» были во взгляде клеста. Почему? Что можно предположить?)
«Мне от вас ничего не надо», – говорил его взгляд.
Да, Капитан Клюквин имел гордый характер, и я не стал с ним спорить, сдался, бросил семечко в кормушку. ( Вот ответ на наш вопрос: клёст имел гордый характер, не хотел брать из рук, может быть, не хотел, чтобы его дрессировали.) Клёст мигом разгрыз его.
– А теперь ещё, – сказал я,- и просунул в клетку новое семечко. (Интересно, возьмёт ли на этот раз?)
Капитан Клюквин цокнул, вытянул шею и вдруг схватил семечко. ( Взял!) С тех пор каждый день после утренней песни я кормил его семечками с руки.
После чтения части 4:
– Как вы думаете, почему Капитан Клюквин всё-таки стал брать еду из рук? Д; Может быть, доверял хозяину, хотел сделать ему приятное.
Части 5–7 читают вслух дети и учитель; продолжаем наблюдать за характером клеста. При чтении части 5 обращаем внимание, что клёст очень любознательный; части 6 – у него хороший слух, игра начинающего гитариста ему не очень нравится, но когда гитара звучит хорошо, клёст украшает игру своим пением; в части 7 обращаем внимание на то, что клёст уже научился сидеть на грифе гитары.
Части 8, 9 дети читают про себя.
Первичный синтез(беседа после чтения):
– Вы поняли, что случилось с Капитаном весной?
– Как вы думаете, что будет дальше?
Часть 10 читает учитель.

Беседа после чтения.
а) – Трудно ли было рассказчику на это решиться: а вдруг птица улетит?
Как это характеризует героя рассказа? (Чуткое и доброе сердце, по-настоящему любил своего питомца, задумывался о будущем птицы.)
б) – Почему рассказчик не снимал клетку с гвоздя, и в комнате сохли связки калины и рябины? Зачем каждый вечер он наигрывал на балконе Пятый этюд Джулиани? Ждал возвращения клеста.)
Ребята давайте с вами прослушаем пятый этюд Джулиани.
в) – Как вы думаете, что больше всего тревожило рассказчика? (Как будет жить клёст на свободе.)
г) – Какие слова из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» созвучны переживаниям рассказчика? («Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)
д) – Предполагали ли вы, что такой будет концовка произведения?
е) – Какой конец вы считаете более счастливым: клёст выбирает свободу или клёст остаётся у рассказчика? Почему вы так думаете? Обоснуйте свое мнение?

Ребята, наш урок подошел к концу. Сегодня мне понравилось, как работали (имена детей). Лучше всех сегодня читал
Был активен в ответах на вопросы
Был самым внимательным

Спасибо вам большое за хорошую работу на уроке. До свидания.