Интегрированный урок Планета Земля — наш общий дом 1 — 4 классы

Неделя начальных классов
Викторина по окружающему миру 1,2,3,4 классы
«Планета Земля – наш общий дом»

Подготовила учитель начальных классов Кабанова А.И.
Цель: Экологическое воспитание школьников.
Задачи:
- Систематизировать представления о характерных признаках живой и неживой природе;
- Развить наблюдательность, умение анализировать, делать выводы, умения сравнивать и обобщать, умение работать в группе.
- Воспитать бережное отношение к природе, к своей малой родине.
Оборудование:
- ПК
- музыкальное сопровождение «Давайте сохраним», «Чтобы солнышко светило»,
- раздаточный материал,
- фонограммы голосов животных и птиц,
- презентация,
- сигнальные карточки,
- маршрутные листы.









Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение темы и цели.
Звучит музыка из кинофильма
Сегодня мы собрались, чтобы проверить ваши знания по разделу окружающий мир.
Урок у нас сегодня необычный, урок – Викторина.
В игре участвуют пять команд. Вспомните правила дружной работы.
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте удачи!
Конкурс «Приветствие» 
Команда № 1 "Червячки"
Девиз: Обломаем все крючки - Мы крутые червячки!
Команда № 2 "Радуга"
Девиз: Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!
Команда № 3 «Туристы»
Девиз: Не смотри другим под ноги- За собой следи в дороге.
Команда № 4 « Апельсин»
Девиз: « Мы как дольки апельсина. Мы дружны и неделимы
Команда № 5 « Улыбка»
Девиз «Жизнь без улыбки ошибка, Да здравствует смех и улыбка»
Жюри оценивает конкурс. 

Конкурс «Почтовый ящик» 

Ребята, на наш адрес пришли письма, угадайте, кто их писал?  (раздаются конверты) Прочитайте и отгадайте. 

1 письмо  У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я?  (Синица)  2 письмо  Я очень интересный зверёк. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. Догадались, кто я?  (Бобёр)  3 письмо  Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я?  (Заяц) 
4 письмо 
Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна (Сова)
5 письмо 
 Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом, Огороду, полю – врач
Глянцевитый чёрный . (Грач)
Жюри оценивает конкурс.

3 конкурс: «Лесничий»
- Следующая остановка произойдёт в лесу.
- Кто мне скажет, чем богат лес, что он нам даёт?
- Почему сохранение леса очень важно человечеству.
- А сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете лесных жителей.
Внимание. Приготовились. Слушайте.
Кто отгадал, поднимаем руку и отвечаем.
Жюри оценивает конкурс.
- Мы с вами знаем, что животные делятся на домашних и диких, мы знаем, как они выглядят.
4 конкурс: «В мире животных»
А теперь мы побываем в мире животных.
Кроссворд для 1 класса











2 – 3 кроссворд: для 2 а) и 2 б)

   1) Собой не птица, петь не поёт, кто к хозяину идёт - она знать даёт. (Собака)  2) Шубу дважды в год снимает.  Кто под шубою гуляет? (Овца)  3) Рогатый - староста деревни. (Баран)  4) Возле печки греется, без водички моется. (Кошка)  5) Хвост крючком,  Нос пятачком. (Свинья)  6) С бородой, а не старик,  с рогами, а не бык,  доят, а не корова,  лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза) 





1







2











3












4









5






6












7








4 кроссворд: для 3 класса

1.У неё маленький рост, зато длинный хвост; серенькая шубка, остренькие зубки. (Мышка)
2. На себе ношу я дом, от зверей я прячусь в нём. (Черепаха).
3. Эта мускусная крыса в водице любит порезвиться. (Ондатра).
4. Если долго в брюхе пусто, на луну он воет грустно. (Волк)
5. То рыжая, то серая, а по названию – белая. (Белка).
6. В реках Африки живёт злой, зелёный пароход. (Крокодил).
7. Кошка огромная по лесу скачет, на ушках кисточки она не прячет. (Рысь)

5 кроссворд: для 4 класса











1

2







3
























4
5





6













7








Э



8
9



10






























































































По горизонтали:
6. Заворчал живой замок, Лег у двери попек.
По вертикали:
1. Желтый небоскреб Сажу с неба соскреб:
Черные точки На желтом песочке.
2. Не прядет, не ткет,
3.Не человек, не зверь, А по - человечьи умеет говорить.
4.Молодка – хозяйка Скачет по лужайке,
Сумочку взяла Да на базар пошла,
Сумку - на живот, Летит, а не идет.
5. Черное пальто, Под пальто - платок, Да фигура грушей, В холоде живет,
Шатается - идет.
6. Хоть на птицу и похож я, С вышиною не знаком. Крылья есть, но только все же
Я всю жизнь хожу пешком.
7. Не на рыбу, а сети расставляет.
8. Небольшой бедный домик, избушка.
9. Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь.
10. Морское ластоногое млекопитающее.
5 Конкурс «Времена года»
- На этой остановке мы с вами будем отгадывать загадки.
Наступили холода, превратилась в лёд вода,
Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Зима)

Бел, как мел, С неба прилетел. Зиму пролежал, В землю убежал. (Снег)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня ... (Весна)

Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округи полила. (Гроза)

Солнце печет, Липа цветет.
Рожь колосится, Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Лето)

Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

Пришла унылая колдунья – Она плаксива и шалунья. Покрасила везде листочки, От слёз её растут грибочки. (Осень)
Утром мы во двор идем – Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят. И летят, летят, летят... (Листопад)
-Что означают наши отгадки? (Времена года)
- Скажите дети, времена года имеют какую либо очерёдность или наступают когда, что захочет?
Ответы детей
6 Конкурс «Урожай»

А что больше всего вы любите? (фрукты).
Найдите в таблице названия 10 фруктов – 4класс
Они располагаются по горизонтали и по вертикали.
- На разгадывание кроссворда у вас 2 минуты.
Жюри оценивает конкурс.
7 конкурс «Экологический»
Правила об охране природы (каждая команда рисует мини-плакат и составляет одно правило.)
Команды выходят с рисунками, зачитывают правила.
1 команда: Не рвите цветов, не разрушайте птичьи гнезда и муравейники! 2 команда: Будьте осторожны с кострами! Помните – лес наше богатство!
3 команда: Будьте осторожны с кострами! Помните – лес наше богатство!
- Молодцы! Я надеюсь, что вы будите следовать правилам поведения на природе и будите настоящими её друзьями.
- Мы с вами живём в замечательном уголке нашей большой Родины, наше село утопает в зелени лесов, в лесах бьют родники с вкусной живой водой, нас окружают просторные поля, у нас очень богатый животный мир. Будущее нашей природы в ваших руках и долг каждого из нас – беречь природу.
8. Конкурс « Пантомима»  Учитель: В этом конкурсе вы должны изобразить животное, так чтобы ребята из других команд смогли отгадать, при этом не должно прозвучать ни звука, можно показать движением, мимикой лица.  Командам раздаются карточки с заданием изобразить животное. Дается время на обсуждение и подготовку.  1 команде – показать медведя  2 команде - утку с утятами  3 команде - корову 
4 команде – зайца
5 команде - черепаху Жюри оценивают конкурсы. 
9 конкурс «Поэтический»
- На уроках литературного чтения в разделе «Люблю природу русскую» мы с вами изучали творчество разных поэтов.
- Кто сейчас мне вспомнит и прочитает стихотворения, в которых поэты воспевают красоту нашей природы.
Дети читают стихотворения.
-А вот у меня беда случилась, из моего стихотворения буква потерялась, и я никак не могу его прочитать, помогите мне.
.синку украсила
.сень
.синка мне нравится
.чень.
.на позолотой блистает,
.дно только жаль –
.блетает.
Дети зачитывают получившиеся стихотворение с выражением.
IV. Итог урока.
Вам понравилось наша викторина?
- Что вам помогало выполнять задания? (Знания о живой и неживой природе, животных, растениях, о сезонных изменениях в природе, дружная работа команд, находчивость, сообразительность.)
- Ребята, наша жизнь тесно связана с природой. Наш урок мне хочется закончить словами замечательного писателя и большого любителя природы Михаила Михайловича Пришвина.
        Дети вместе с учителем читают хором слова М.М. Пришвина:
        «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»
V. Рефлексия.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я выполнял задания
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я приобрел

Литература.
Агеева И.Д. Весёлая биология на уроках и праздниках. – М., 2005.
Покидаева Т. А. Большая детская энциклопедия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012 г. 336 ст.
Плешаков А.А. Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 2 класс.
Плешаков А.А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов. М.,2008 г.
Языканова Е.В. развивающие занятия 2 класс. М., Издательство «Экзамен», 2010. – 2-е изд., - 109 с.



Приложение
Команда № 1 "Червячки" Девиз: Обломаем все крючки - Мы крутые червячки!
Команда № 2 "Радуга" Девиз: Будем вместе мы всегда, как у радуги цвета!
Команда № 3 «Туристы»
Девиз: Не смотри другим под ноги- За собой следи в дороге.

Команда № 4 « Апельсин»
Девиз: « Мы как дольки апельсина. Мы дружны и неделимы

Команда № 5 « Улыбка»
Девиз «Жизнь без улыбки ошибка, Да здравствует смех и улыбка»











У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно я люблю несолёное сало. Догадались, кто я? 
Я очень интересный зверёк. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. Догадались, кто я? 
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» - вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шёрстка. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее - ветками деревьев, корой с их стеблей. Догадались кто я? 


Каких только небылиц про меня не рассказывают! Даже считают, что я накликаю беду. А на самом деле я очень полезная птица. Я съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожает за год 10 тысяч мышей и таким образом спасает 20 т зерна

 Переносье с белым кругом, Важно я хожу за плугом, Огороду, полю – врач
Глянцевитый чёрный . 
























1 класс

















2 класс
Команда________________   



1) Собой не птица, петь не поёт, кто к хозяину идёт - она знать даёт. 2) Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? 3) Рогатый - староста деревни. 4) Возле печки греется, без водички моется. 5) Хвост крючком, Нос пятачком. 6) С бородой, а не старик, с рогами, а не бык,  доят, а не корова, лыко дерёт,  а лаптей не плетёт.







1







2











3












4









5






6












7








3 кроссворд:







1).У неё маленький рост, зато длинный хвост; серенькая шубка, остренькие зубки.
2). На себе ношу я дом, от зверей я прячусь в нём.
3). Эта мускусная крыса в водице любит порезвиться.
4). Если долго в брюхе пусто, на луну он воет грустно.
5). То рыжая, то серая, а по названию – белая.
6). В реках Африки живёт злой, зелёный пароход.
7). Кошка огромная по лесу скачет, на ушках кисточки она не прячет.

Кроссворд для 3 класса
1







2







3





4








5






6







7







8









Живёт в лесу, Ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.(Филин)
Маленький беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.(Заяц)
Днём спит, ночью летает и прохожих пугает.(Сова)
Посреди деревни кузнец куёт. (Дятел)
Бела как снег, черна как жук, вертится как бес, и повёртка в лес. (Сорока)
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.(Грач)
Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, овец ищет.(Волк)
Пришла из леса птичница в рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

5 кроссворд: для 4 класса











1

2







3
























4
5





6













7








Э



8
9



10


















































































По горизонтали:
6. Заворчал живой замок, Лег у двери попек.
По вертикали:
1. Желтый небоскреб Сажу с неба соскреб:
Черные точки На желтом песочке.
2. Не прядет, не ткет,
3.Не человек, не зверь, А по - человечьи умеет говорить.
4.Молодка – хозяйка Скачет по лужайке,
Сумочку взяла Да на базар пошла,
Сумку - на живот, Летит, а не идет.
5. Черное пальто, Под пальто - платок, Да фигура грушей, В холоде живет,
Шатается - идет.
6. Хоть на птицу и похож я, С вышиною не знаком. Крылья есть, но только все же
Я всю жизнь хожу пешком.
7. Не на рыбу, а сети расставляет.
8. Небольшой бедный домик, избушка.
9. Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь.
10. Морское ластоногое млекопитающее.

Команда________________







1 команде – показать медведя 

2 команде - утку с утятами 

3 команде - корову 


4 команде – зайца

5 команде – черепаху























13PAGE \* MERGEFORMAT142115



От кого: Жителей леса
Откуда: село Подлужное,
лес Рыданчик



Кому: Команде
«Улыбка»
Куда: село Подлужное,
ул. Школьная дом№ 31