Урок окружающего мира Голубая планета Земля 2 класс Планета знаний


«Голубая планета Земля»
Класс 2 «А»
Учитель Толстопятова Юлия Александровна
Тип урока: решение учебной задачи
Цель урока: формирование представления о Земле как планете.
Задачи урока:
1.Формировать умение решать учебную задачу, работать по плану.
2. Создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
3.Содействовать формированию представления о значении Солнца для жизни на Земле.
4.Организовать работу по осуществлению совместной деятельности.
5.Развивать внимание, наблюдательность, память, умение работать в парах.
6. Пробуждать чувство ответственности за состояние нашей планеты.
Планируемые результаты.
Предметные: объясняют, почему Землю называют «голубой» планетой; называют, какие планеты являются ее ближайшими соседями, какие планеты Солнечной системы больше Земли, а какие – меньше, какую форму имеет Земля, какое место занимает Земля в Солнечной системе, какое значение имеет Солнце для жизни на Земле, как устроена планета Земля; рассказывают движении Земли вокруг своей оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; характеризуют распределение воды и суши на Земле; отличают планету от звезды.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, формирование границ собственного знания и «незнания», адекватно воспринимают оценку учителя, проявляют способность ставить себя на место других в различных жизненных ситуациях; имеют способность к самооценке.
Метапредметные:
Регулятивные: понимают цель выполняемых действий, ставят учебную задачу под руководством учителя; намечают план выполнения заданий на уроках; осмысляют, воспринимают, умеют ориентироваться в тексте, находят нужное; осуществляют контроль знаний.
Познавательные: пользуются справочной литературой; понимают информацию, представленную в таблицах и на страницах учебника; понимают и воспринимают на слух информацию одноклассников; умение обнаруживать ошибки и отклонения; анализируют информацию на основе имеющихся знаний.
Коммуникативные: распределяют обязанности при работе в парах; учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
Оборудование для учителя: физическая карта полушарий, глобус, презентация к уроку, 2 лукошка, маленькие шары, видеоролик о планете Земля, фрагмент мультфильма «Фиксики. Земное притяжение», учебник, схема – рисунок Земли, красные и жёлтые звёздочки.
Оборудование для ученика: учебник, рабочие листы, путеводители, распечатанный текст с пропущенными словами, карандаши цветные, ручка.
Формы работы: фронтальная, в парах, самостоятельная.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, ИЗО.
Методическая литература:
Учебник. Окружающий мир. 2 класс. Авторы Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов/ М.: Астрель, 2012 год.
Методические рекомендации. Обучение во 2 классе по учебнику "Окружающий мир" Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов/ М.: Астрель, 2012 год.
Интернет-ресурсы:
http://www.youtube.com/watch?v=7N5GqZee52khttp://www.youtube.com/watch?v=xOMfvlDtN5gХод урока.
1. Организационный момент.
Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
2. Актуализация знаний.
- Что мы узнали на прошлом уроке?
- Как одним словом назвать звёзды, планеты, кометы, космическую пыль? (космос, вселенная)
- Подберите синоним к слову «космос» (Вселенная)
- Какая наука изучает вселенную? (астрономия, космология)
Ребята, перед вами 2 корзинки. Первую мы сейчас наполним нашими знания о космосе, а во вторую корзинку соберём все наши вопросы, т.е. всё то, что мы ещё не знаем, но очень хотим узнать.
Начнём наполнять первую корзинку. Я вам буду задавать вопросы. Кто знает ответ – поднимает руку. Если ответ будет правильным – берёт шарик и кладёт его в первую корзинку.
- Как называют небольшие камешки из космоса, которые несутся с огромной скоростью и не долетая до поверхности Земли сгорают, оставляя за собой яркий светящийся след? (метеоры)
- Чем метеориты отличаются от метеоров? (метеориты - это которые упали, а метеоры – те, что не успели упасть и сгорели)
- Что такое астероиды? (малые планеты, которые движутся вокруг Солнца)
- С Земли звёзды кажутся нам маленькими сверкающими точками, а как на самом деле выглядят звёзды и из чего они состоят? (огромные огненные шары, состоящие из газов и пыли)
- Какая звезда самая близкая к нам? (Солнце)
- Можно ли планету Земля назвать звездой? (Нет)
- Почему нельзя? (потому что она не раскалена и не излучает собственного света)
- Что называют солнечной системой?( Солнце и 9 планет)
- Как можно иначе назвать солнечную систему? Подберите синоним (галактика)
- Как движутся планеты?(по орбитам, вокруг солнца)
- Назовём по порядку планеты в Солнечной системе. А для этого вспомним стихотворение с прошлого урока. Поднимите руку, кто помнит (называют по цепочке по одной планете).
Раз – Меркурий,Два – Венера,Три – Земля,Четыре – Марс,Пять – Юпитер,Шесть – Сатурн,Семь – Уран,За ним Нептун, Он восьмой идет по счету,
А за ним уже, потом,И девятая планетаПод названием Плутон.
3. Создание проблемной ситуации.
- Как называется планета, на которой существует жизнь?
- В учебниках на странице 48 найдите пальчиком нашу планету.
- А что вы знаете о нашей планете? (ответы детей)
- Ребята, учёные называют нашу планету «голубой». Почему, как вы думаете?(ответы).
4. Определение темы урока
- Мы видим, что наши мнения расходятся. Чтобы найти верный ответ на уроке мы будем говорить о планете Земля.
- Как вы думаете, как звучит тема урока? (на экране тема Голубая планета Земля)
5. Постановка учебной задачи
- Ребята, а что вам ещё хочется узнать про нашу планету? Давайте наполним вторую корзинку вопросами.
- Сегодня мы обязательно найдём ответы не только на вопросы в корзинке, но и на вопросы урока.
Все вопросы появляются на экране.
1) Почему землю называют «Голубой планетой»?
2) Какие планеты являются ее ближайшими соседями?
3) Какие планеты Солнечной системы больше Земли, а какие – меньше?
4) Какую форму имеет Земля?
5) Какое место занимает Земля в Солнечной системе?
6) Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
7) Как устроена планета Земля?
- Какова наша задача на уроке? (найти ответы на все вопросы)
- Ребята, вопросы на экране - это наш план, по которому сейчас будем работать.
- Напомните, пожалуйста, если мы не знаем ответа на вопрос, то где мы можем его найти. Куда обращаться за помощью? (Учебник, справочная литература, взрослые, Интернет)
Физкультминутка
6. «Открытие нового знания» (работа в парах)
Переверните жёлтые листочки на своих столах. Это наши путеводители. Они в случае затруднения будут нам подсказывать место, где можно найти ответ на вопрос. Переверните большие белые листы. Это наши рабочие листы, куда мы будем заносить все полученные ответы.
По мере выполнения заданий перекладываем шары из корзинки с вопросом в лукошко знаний
Работа с физической картой полушарий.
Ребята, посмотрите, это изображение нашей планеты на плоскости. Синим и голубым цветом изображены моря и океаны, зелёным – леса, коричневым и жёлтым суша)
Рассматривание иллюстрации на с. 53 учебника.
Найдите на этой странице предложение, которое мы можем выписать в наши рабочие листы (выписываю с учебника: большая часть поверхности покрыта водой морей и океанов).
2, 3) Подумайте, что может помочь нам найти ответ на эти вопросы?
Обращаемся к учебнику с. 48-49.
Какие планеты Солнечной системы больше Земли готовят ответ девочки, а какие меньше – мальчики.
4) – Ребята, мы можем уже сейчас дать ответ на этот вопрос? Давайте подтвердим свой ответ предложением из учебника. Уточнить, что форма Земли шарообразная, слегка сплюснутого шара. У. с. 52 3 абзац.
- У меня на столе уменьшенная в тысячи раз модель Земли. Как она называется? (глобус)
- Ребята, посмотрите, солдатика, который стоит у меня на столе, пробую поставить на глобус. Он падает. Мне не удаётся это сделать. Почему?
- Ребята, как так получается, что наша планета имеет форму шара, а мы ходим по ней и никуда не падаем, даже и не скатываемся? (ответы детей)
Просмотр видеоролика «Фиксики. Земное притяжение».
- Как мы сейчас можем ответить на этот вопрос?
5,6) Ребята, как вы думаете, какое место занимает Земля в Солнечной системе и какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
Сообщение заранее подготовленного ученика
Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле.
Во все стороны от Солнца распространяется свет и тепло. Если бы Солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далёкие звёзды приносили бы ей тусклый свет. От сильнейшего холода на Земле погибли бы все растения и животные.
- Я предлагаю просмотреть видеоролик о планете Земля и сравнить наши ответы с истинным ответом (место идеальное, третье; солнце даёт свет и тепло).
7) - Мы с вами рассмотрели, как выглядит Земля из Космоса. Сверху. А кто знает, что внутри? Что мы увидим там? (предположения детей)
- А давайте заглянем внутрь Земли… (раскрываю глобус и показываю внутренне строение).
- Теперь мы знаем, что же внутри земного шара?
Выполнение задания в РТ с. 33 з. 5. (на экране внутреннее строение Земли)
- Ребята, мы с вами сейчас создадим свою модель земли (из пластилина лепим модель и разрез)
- Молодцы, отлично получилось.
Ребята, у нас всё получилось. Вы постарались, ответили на все вопросы.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Сейчас мы вспомним, ответы на все вопросы и составим текст о планете Земля (на доске схема – рисунок планеты Земля). Переверните голубые листы на своих столах. У вас полминуты, чтобы вставить в текст пропущенные слова.
По предложению проверяем на экране.
- Ребята, прореагируйте на ответ (хлопают в ладоши или машут головой)
- Ребята, мы теперь знаем, что наша планета называется голубой. Есть планета, которую называют красной. Найдите в справочнике, какая планета Солнечной системы называется «красной планетой»?
Работа со справочником У с.79.
Сравниваем 2 корзины.
8. Самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Выполняют работу индивидуально с последующей взаимопроверкой в парах, самооценка.
9. Рефлексия деятельности.
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Что для вас было открытием?
- За что вы можете себя похвалить?
- Что не совсем получилось?
- Где можно применить новые знания?
10. Итог урока
- А в заключение урока я приготовила для вас стихотворение. Послушайте, пожалуйста, и подготовьте ответ на вопрос «какую главную мысль хотел донести до нас автор?». (Наша планета уникальна, неповторима. Земля наш общий дом. Мы должны охранять и беречь его. Другого такого дома нам не найти.)
И только милая Земля Во всем пригодна для жилья. Так и летим на шарике Без крыльев и руля. На нашем теплом шарике По имени Земля. Искали астрономы Подобие Земли В огромном черном небе, Но так и не нашли.
- Сейчас мы создадим свою мини- Вселенную. Помните, что самые раскалённые звёзды (какого цвета?) жёлтого цвета, а самые холодные (?) – красные. Кому было на уроке комфортно работать, тепло в переносном значении, конечно же, возьмите жёлтую звёздочку и наклейте ей рядом с нашей голубой планетой. Кому было неуютно, «холодно» выберите красную звёздочку.
- Посмотрите, как красиво получилось! Планета освещается звёздами, а человек знаниями! Представьте, что все эти звёздочки – это ваши частички знаний. Я очень хочу, чтобы ваши знания как можно ярче освещали нашу Землю!
11. Домашнее задание и отметки за урок
- Ребята, при подготовке к следующему уроку вы представите себя министрами по сохранению красоты и чистоты нашего мира и составите правила поведения всех людей в мире (не менее 3-х). Кому сложно будет это сделать - прочтёт информацию в У с. 54 и подготовит ответ на вопрос после текста.
Выставление отметок.
- Спасибо за урок.