Внеклассное чтение в 7 классе на тему: Урок милосердия и любви к людям (по повести В.Г. Короленко В дурном обществе)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Старобурново
муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Внеклассное чтение в 7 классе
«Уроки милосердия и любви к людям»
(по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»)
Учитель русского языка и
литературы Саяпова Л.А.

Цели урока:
Обучающие: способствовать переосмыслению понятия « человек в ситуации нравственного выбора», осознать и осмыслить идейное содержание повести.
Развивающие: развитие устной речи, эмоционально-образного и аналитического мышления учащихся. Воспитательные: формировать нравственные основы жизни, воспитывать доброту, искренность, понимание.
Ход урока:
Эпиграф «Человек создан для счастья, как птица для полета».
1. Слово учителя.
Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения по теме «Урок милосердия и любви к людям», взяв для рассуждения замечательную повесть В.Г.Короленко «В дурном обществе».
К сожалению, в 5 классе вы не изучали ее как программное произведение. А самостоятельно никто не прочитал. А между тем, в нем затронуты такие проблемы, которые актуальны во все времена. Это проблема милосердия, сострадания, любви и дружбы, проблемы семьи.
Недавно я прочитала интересный отзыв одной уже взрослой женщины о повести. Послушайте, что она пишет:
«Прочитать эту книгу меня сподвигли слова одной хорошей знакомой "Я когда выхожу с работы на улицу, ассоциирую себя с детьми подземелья ... Ты читала "Дети подземелья"?!" потупив взгляд в пол, я ответила "нет". Так было раз, другой, третий ... в итоге мне стало настолько стыдно, что я решила отложить все насущные дела и прочитать-таки повесть В.Г. Короленко. Прочитала и поняла, что не зря потратила время. Конечно, читать эту книгу тяжело. Взрослым тоже тяжело, но не так, как детям. Очень ярко описано и подземелье, и сама атмосфера. И на фоне этой серости, крайней нищеты - дети.
О чем эта книга? О сострадании, о любви, о дружбе, о взаимопомощи, поддержке ... обо всем, чего так часто не хватает в нашем мире. Тут и проблема отцов и детей, жизни и смерти, богатства и бедности».
Чтобы понять до конца произведение, нужно знать, какой жизненный путь прошел автор книги. Какова историческая обстановка в стране была в то время. Какова предыстория этой повести.
На эти вопросы помогут нам ответить сообщения ваших одноклассников.
II. Жизнь и творчество Короленко.

v
Ш. Слово учителя: Короленко, человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью. Уважение к человеку, борьба за него - главное в жизни и творчестве писателя - гуманиста.
Как человек Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявлялось в конкретных действиях. Таких, например, как защита удмуртских крестьян на Мултанском процессе или отказ от звания почетного академика: так он протестовал против решения об отмене выборов в Академию наук Максима Горького.
Герои его произведений - простые русские люди. Многие из них пытаются ответить на вопрос: "Для чего, в сущности, создан человек?" Этот вопрос становится главным для автора и в "Слепом музыканте", и в "Парадоксе». Свою позицию он выражает в словах:"Человек создан для счастья, как птица для полета» .. " Кем бы он ни был: нищим, убогим, немощным- они имеют право на счастье.
IV. Беседа
1. Как вы думаете, прочитанное нами произведение - рассказ или повесть? Почему?
Повесть - один из видов эпического произведения.
Повесть - средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
2. Что такое сюжет?
Сюжет - это ряд событий, положенных в основу произведения.
3. Как вы понимаете, что такое "сюжетная линия"?
Сюжетная линия - ряд событий, происходящих с одним героем.
4. Сколько сюжетных линий можно выделить в произведении Короленко? А) линия жизни Васи (отметим проблему отношения Васи с отцом)
Б) линия жизни семьи Тыбурция.
Пересечение этих линий приводит К изменению в жизни Васи и в жизни этой семьи.
5. От чьего имени ведётся рассказ?
Вася - сын судьи. Судья - едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке, "местечке", находящемся на юго-западе Российской империи.
6. Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор?
"Сонные, заплесневевшие пруды", "серые заборы", "подслеповатые, ушедшие в землю хатки" - всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
7. Что побудило старого Януша прогнать из замка некоторых жильцов? Кому они были неугодны?
"Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках". Будочник - полицейский, значит, изгнание совершалось с ведома и под покровительством полиции. (Лакей, презрительно называли слуг)
8. Как складывались отношения Васи с отцом?
Желание Васи сблизиться с отцом. Но глубоко горе отца после смерти любимой жены.
Мать Васи умерла, когда ему было шесть лет. С этого времени мальчик чувствовал постоянное одиночество. Отец слишком любил мать, когда она была жива, и не замечал мальчика из-за своего несчастья. После смерти жены горе мужчины было таким глубоким, что он замкнулся в себе. (Сравниваем с матерью Алеши Пешкова). Вася чувствовал горе оттого, что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына "с досадой и болью". Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли.
9 .Почему мальчик начал бродяжить?
Герой "не встречал привета и ласки" дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра.
Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: "Мне всё казалось, что где- то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно".
1 О. Как выглядит герой?
Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет
11. Из какой он семьи? Из какого общества? Из семьи суди.
12. Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?
Повесть названа «В дурном обществе», потому что в ней рассказывается о сыне судьи, который подружился с нищими детьми. "Дурным обществом" называет компанию пана Тыбурция не сам мальчик, а старый Януш, который был когда- то одним из мелких графских служащих (лакей - презрительно).
(Перекличка с поэмой Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: лакей гордится тем, что доедает с тарелок барина, или Швейцар из стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда», который прогнал мужиков от парадного подъезда).
13. Как выглядит Валек? (литературный портрет)
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, "худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами". Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение "своими манерами взрослого человека".
14. Как выглядит Маруся? (литературный портрет)
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. "Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, - пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». - Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика ... "
15. Как выглядит Соня? (литературный портрет)
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: " ... моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту". Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
16. Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
Инсценировка фрагмента
17. Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись сВалеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась "острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли".
18. Как Вася познакомился с Тыбурцием?
Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: "Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам". Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.
19. Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
Прочитаем с учениками разговор Валека и Васи (глава четвёртая),
высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая)
Мальчик считал, что отец его не любит и считает его нехорошим.
Слова Валека и Тыбурция, что судья - лучший человек в городе, заставили Васю по-новому посмотреть на отца.
20. Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей? Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
Описание Тыбурция Драба
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает "наружность пана Тыбурция": "Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум". Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом "некоторое столкновение ... то есть, понимаешь, неожиданная ссора ... ах, малый, очень это была крупная ссора!" Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя "старым беззубым зверем в его последней берлоге", не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего "родового гнезда". Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на ПО:АОЩЬ. ОН находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.
21. Какую роль в развитии сюжета играет старый Януш?
- О чём говорил Януш отцу Васи при встрече в саду? Почему отец прогнал Януша?
22. Когда Вася нёс куклу Марусе, его увидел старый Януш. Какие последствия повлекла за собой эта встреча?
23. Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой?
В эпизоде с куклой Вася пред стал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке - первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи - судья: "У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках ... "
24. Как вы понимаете слова Тыбурция, обращённые к Васе: "Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу"?
Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научится сострадать этим людям и жалеть их.
25. Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну?
"Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку";
"- Отпустите мальчика, - повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову";
"Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы".
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:
"Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек, но в этом именно человеке я нашёл что-то родное, чего тщетно искал в нём прежде. Он смотрел на меня обычным своим задумчивым взглядом, но теперь в этом взгляде виднелся оттенок удивления и как будто вопрос.
Казалось, буря, которая только что пронеслась над нами обоими, рассеяла тяжёлый туман, нависший над душой отца. И отец только теперь стал узнавать во мне знакомые черты своего одного сына".
26. Почему Вася и Соня приходили на могилку Маруси?
Вася и Соня приходили на могилку Маруси, потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно ни встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.
Вася из бродяги превратился в доброго человека, тем самым утверждая, что, будучи бродягой, он не был ни добрым, ни сострадательным. Будет правильно, если мы скажем, что во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное "что-то", к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе ("мне нравилось встречать пробуждение природы"), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову.
" ... дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом". Говорить "вернула добрые отношения с отцом" - значит утверждать, что раньше эти отношения были, потом по вине Васи они изменились, и только дружба с детьми подземелья вернула ему добрые отношения с отцом. Читаем текст повести: "Он слишком любил её, когда она была жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжёлое горе". Правильно будет сказать, что рассказ Тыбурция изменил отношение отца к собственному сыну.
Просмотр слайдов «В дурном обществе»
VI. Просмотр слайдов «В дурном обществе».
VII. Слово учителя:
Чему учат жизнь и произведения В. г. Короленко?
имя Владимира Галактионовича Короленко уже при его жизни стало символом "совести эпохи". Вот что писал о нем и. А. Бунин: "Радуешься, что он живет и здравствует среди нас как какой-то титан, которого не могут коснуться отрицательные явления, которыми так богата наша нынешняя литература". Наверное, наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью. Уважение к человеку, борьба за него - главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.
Как человек Короленко всегда чувствовал ответственность перед самим собой и перед обществом. Это проявлялось в конкретных действиях. Таких, например, как защита удмуртских крестьян на Мултанском процессе или отказ
от звания почетного академика: так он протестовал против решения об отмене выборов в Академию наук Максима Горького, отказался присягнуть Александру III.
В начале урока Мы с вами говорили о том, что такие понятия, как доброта, милосердие, справедливость, сострадание будут актуальны во все времена. К сожалению, в человеческом обществе всегда будет дефицит этих чувств. Это остро чувствуешь, когда сам попадаешь в беду.
Как хорошо, что есть такие замечательные книги, которые дают нам уроки доброты, сострадания.
VIII. Стихотворение Таисии Феврониной «Сочувствие» в исполнении ученика
IХ. Знакомство с выставкой книг.