Конспект урока литературы по теме Тема маленького человека в повести Шинель Н.В.Гоголя

ТЕМА: Тема маленького человека в произведении Н.Гоголя
«Шинель» Цель:
Обобщение по повести Н.В. Гоголя «Шинель»;
Совершенствование навыков аналитического чтения и мышления; Развитие навыков анализа прозаического произведения; Воспитание доброты, чувства сострадания к «маленьким людям».
Наглядность; Портрет КВ.Гоголя, иллюстрации к повести.
Эпиграф урока. « Я- брат твой».
(Н.В.Гоголь). Этапы урока:
Настрой учащихся на урок.
Постановка цели урока.
Проверка домашнего задания: чтение ответов учащихся на вопрос: «Как бы я помог Акакию Акакиевичу Башмачкину?».
Анализ ответов учащихся и оценивание.
Работа над темой урока:
Обратите внимание на эпиграф урока. Почему именно эти слова подобраны в качестве эпиграфа? Ответы учащихся:
Потому что все люди на свете братья.
В человеческом обществе все люди равноправны.
Законы для всех одинаковы.
Все люди имеют право на обучение в школе, выбирать профессию, создать семью.
Обобщение ответов учащихся:
Действительно, как говорил поэт Ю.П.Кузнецов: «Все мы
кровные мира сего». Поэтому нельзя делить человеческое общество на «маленьких» и «богатых , знатных» людей.
6. Актуальность проблемы « маленький человек и общество»:
Актуальна ли тема маленького человека в сегодняшний день?
В произведениях каких писателей мы сталкивались с данной темой? (в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», в рассказе А.П.Чехова «Тоска», рассказы И.С.Тургенева и т.д.)
Одобряете ли вы подобное отношение к «маленьким людям»?
(ответы учащихся)
7. Мир бездушных, равнодушных людей в повести «Шинель» Н.В.Гоголя:







-Приведите цитаты из повести, в которых отражается равнодушие, безнравственность персонажей , окружающих Башмачкина.
Учащиеся приводят примеры:
« Сторожа не только не вставали с мест,когда он (Акакий Акакиевич) проходил ,но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха..Начальники и поступали с ним как-то холодно - деспотически.Какой - нибудь помошник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное , хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах»
«Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним , во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории,про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили , что она бьет его, , спрашивали , когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом.»
«А ведь шинель-то моя!»- сказал один из них громовым голосом, схвативши его воротник».
«Поутру рано отправился он к частному; но сказали, что спит; он пришел в десять- сказали опять: спит он пришел в одиннадцать часов- сказали да нет частного дома; он в обеденное время - писаря в прихожей никак не хотели пустить его...»
«Вместо того , чтобы обратить внимание на главный пункт дела , он (частный ) стал расспрашивать Акакия Акакиевича : да почему он так поздно возвращался, да не заходил ли он и не был ли он в каком непорядочном доме, так что Акакий Акакиевич сконфузился совершенно и вышел от него , сам не зная , возымеет ли надлежащий ход дело о шинели...»
«В это время доложили ему, что пришел какой -то Башмачкин. .Он спросил отрывисто: « Кто такой?» Ему отвечали: «Какой -то чиновник».- «А! Может подождать, теперь не время», - сказал значительный человек. Здесь надобно сказать, что значительный человек совершенно прилгнул: ему было время, они давно уже с приятелем переговорили обо всем. Наконец наговорившись ... он наконец вспомнил и сказал секретарю ... « Да , ведь там стоит, кажется, чиновник; скажите ему , что он может войти»Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький мундир, он оборотился к нему вдруг и сказал: «Что вам угодно?»- голосом отрывистым и твердым, которому нарочно учился заране у себя в комнате, в уединении и перед зеркалом, еще за неделю до получения нынешнего своего места и генеральского чина»




« Тут он (генерал)топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом... если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол ; его вынесли почти без движения» Выводы учащихся по приведенным цитатам. 8. Письменная самостоятельная работа: заполнение таблицы «Материальная и духовная бедность Акакия Акакиевича»


Материальная бедность 1) «Рассмотрев ее (шинель) хорошенько у себя дома , он открыл, в двух -трех местах она сделалась точно серпянка, сукно до того истерлось, что сквозило, и подкладка расползлась...»

2) «воротник ее (шинели)
уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачиванье других частей ее.» « ...однако все же откуда взять эти восемьдесят рублей? Еще половину можно бы найти: половина бы отыскалась; может быть даже немножко и больше; но где взять другую половину?»

3) «Акакий Акакиевич думал , думал и решил... что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки... изгнать
употребление чая по вечерам, не зажигать по вечерам свечи ..» «четыресто рублей в год жалованья»
4) «Ни комнаты, ни вещей его не опечатывали, потому что, во -первых, не было наследников, а во - вторых , оставалось очень немного наследства , именно: пучок гусиных перьев, тир пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот.»
Духовная бедность
1)«Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами и наречиями и , наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами : «Это, право , совершенно того...»- а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая , что все уже выговорил.»
2)« ... слышал ли Акакий Акакиевич эти произнесенные роковые для него слова ,а если и слышал, произвели ли они на него потрясающее действие, пожалел ли он о горемычной жизни,- ничего этого
неизвестно...»
3)
«Акакий Акакиевич уже заблаговременно почувствовал надлежащую робость, несколько смутился и , как мог , сколько могла позволить ему свобода»




9. Вывод :
-О чем идет речь в повести, о материальной бедности или о духовной?
Ответы учащихся.
Обобщение урока:
Вопрос учащимся:
Как бы вы поступили на месте Башмачкина ?
Какие законы и права мы должны знать , и как защищать себя в подобной ситуации?

Какими нравственными качествами должны обладать «власть имущие»?
Какова идея повести?
После ответов учащихся слово учителя:
Жестокость, грубость, бездушие высших чинов, «значительных лиц», попирающих человеческое достоинство людей, стоящих ниже их по положению, привели героя к трагическому концу. Тема «маленького человека»- актуальная проблема, характерная не только России, но и всей планете. Поэтому каждый человек должен знать свои права и уметь защищать себя. Дорогие учащиеся, в век, когда наша планета опутана цепями алкоголизма, табакокурения, наркомании, сумейте достойно прожить свою неповторимую жизнь. Удачи вам!